Рабочая программа по Экологии и географии ХМАО для 8-9 классов.
рабочая программа по географии на тему

Редникина Альбина Тимофеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekologii_i_geografii_hmao_8-9_klass.docx637.48 КБ

Предварительный просмотр:

F:\АТТЕСТАЦИЯ Редникина А.Т\На сайт школы\3. Программы\Титульные листа РП_Редникиной А.Т\Рисунок (3).BMP

Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3-7

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экология и география ХМАО» для 8-9 классов

8-9

3

Содержание учебного предмета «Экология и география ХМАО» для 8-9 классов

10-13

4

Тематическое планирование

14


Пояснительная записка к рабочей программе по

 «Экология и география ХМАО» для 8 - 9классов

Настоящая рабочая программа является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Игримская СОШ № 1, входит в содержательный раздел.

Рабочая программа по «Экология и география ХМАО» для 8-9 классов

 разработана в соответствии с требованиями основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки от  17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями)

Программа составлена на основе программы курса «География Ханты-Мансийского автономного округа»: 8-9 класс (авторы: Т.К.Орлова, В.П.Мясоедова) – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999., рекомендованной решением Ученого совета Ханты – Мансийского института повышения квалификации и развития регионального образования.

Учебник:

Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., Элерт Н.Н.

География Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для 8-9 классов.- М. Экопрос, 2000 г

Учебно-методический комплекс:

Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011 г.

Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011 г.

В. И. Сиротин, Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011.

В. И. Сиротин, Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

  • В.П.Бакунин, Т.К.Орлова, В.В.Козин. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 1996.
  • Э.В.Ким, В.П.Мясоедова, Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь по географии ХМАО. 8-9 классы. – М.: Экопрос,1997
  • А.И.Тарасов. Эколого-ботанические экскурсии в природу: Учебно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск,1998.
  •  Г.П.Сикорская, Г.И.Кушникова. Экологическое сафари по Югорскому краю. Учебно-методическое пособие. ООО «АКВА-пресс» 2000.
  • Мультимедийная энциклопедия «Югра», видеофильмы.
  • Интернет-ресурсы:
    1. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.
    2. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал.
    3. http://rgo.ru. – География сети.
    4. ru.wikipedia.org›wiki/Ханты-Мансийский…Югра; 
    5. ecoguild.ru›regions/hmao/index.htm

Дополнительная литература:

  1. Рябицев В.К., Плотников В.В. и др. Природа Тюменского Севера. – Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1991 г.
  2. Гаврилова О.Н.. Край родной. Азбука краеведения. – Екатеринбург, «СВ-96», 2001 г.
  3. Филипенко А.В., Алексеев В.В., Пахомов В.П. и др. Составитель: Полухина Л.М. Югра – взгляд в будущее. Обзор социально-экономического развития автономного округа – Югры. – Екатеринбург, ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006 г.
  4. Куприна Л.Е.. Занимательная география Тюменской области. – Тюмень, ТОИПКПК и ТГУ, 1992 г.
  5. Немшанова Т.И. Дидактический материал к изучению курса «География Ханты-Мансийского автономного округа»/ под ред. А.В. Ефремова. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002 г.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «География Ханты – Мансийского автономного округа» введен в учебный план общеобразовательных учреждений округа в качестве регионального компонента Базисного учебного плана

  • Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю в 8 и 9 кл.
  • практических работ в 8 кл.– 5, 9 кл. – 4.

Курс «География Ханты-Мансийского автономного округа» (ХМАО) изучается в 8 (или 9) классе и является логическим продолжением содержания курса «География России». Учащиеся, изучив курс «География России», творчески применяют уже сформированные умения и навыки при освоении курса «Географии ХМАО», расширяют, углубляет их, а также получают новые знания по географии родного края. Программой предусмотрено проведение:

Принципы построения программы: Содержание программы построено с позиции преемственности ее содержания с нормативными документами, единства географии, интеграции курсов географии «Природа России» 8 - 9 класс и географии Ханты-Мансийского автономного округа; логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей обучаемых, органического сочетания обучения и воспитания, усвоения знаний и развития познавательных способностей учащихся.

Особенностью содержания курса географии ХМАО является ориентация на личность школьника, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно- деятельного интеграционного подхода. Эта концепция нашла отражение в принципах отбора содержания.

Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).

Личностный принцип проявляется в учете особенностей учащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется через систему методов, форм и средств обучения.

Деятельностный принцип – непосредственное вовлечение учащихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды.

Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.

Принцип историзма дает возможность проследить основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа.

Краеведческий принцип обучения позволяет соединить преподавание с современными событиями, происходящими в регионе и ближайшем окружении школы. Включать учащихся в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.

Программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, текстовых, статистических, графических и других).

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Характеристика образовательной области

География ХМАО основывается на комплексном изучении региона и включает сведения из таких областей знания, как природа, историческое развитие, особенности населения, традиции, быт, культура, топонимика, хозяйственная деятельность человека. Учитывая специфические и уникальные особенности региона, данный курс интегрирует в своем содержании географические, социальные, экономические, культурологические, экологические знания о Ханты – Мансийском автономном округе.

Основное назначение курса – дать учащимся объективную картину природы и экономики территории, где они живут и действуют, показать ее специфику среди других регионов территории РФ.

Формирование представлений школьников о территориальном разнообразии мира в природном хозяйстве, социальном, этническом, религиозном и иных отношениях на региональном уровне (на примере своего округа) позволит сделать процесс обучения географии более значимым для личности учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить знания о своем крае.

Главная цель курса – сформировать у учащихся знания о родном крае, подвести их к пониманию своего места в округе и в стране.

Основные задачи курса:

Общеобразовательные:

  • обеспечить личностно ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности;
  • формированиенравственных убеждений, уважительного отношения к обычаям, традициям, духовной культуре населения округа;
  • формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной среды;
  • формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной сферы;
  • развитие интереса учащихся интереса к познанию окружающей действительности, вовлечение их в исследовательскую деятельность своего края.

Предметные задачи:

  • сформировать системное представление о Ханты – Мансийском автономном округе, как целостном географическом регионе и одновременно субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются, как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления на основе взаимодействия трех компонентов: природы, населения и хозяйства;
  • развивать представление о регионе как сплошном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, показать большое практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в регионе;
  • развивать умения по оцениванию природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности в условиях Севера;
  • формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по ХМАО; развивать умение работать с географо- краеведческими источниками информации и, особенно, с различными тематическими картами краеведческого географического атласа ХМАО, ресурсами Интернета.

Цель деятельности учителя:

Обеспечить усвоение минимума содержания образования и создать прочную основу для дальнейшего обучения географии в опоре на использование всех компонентов школьного образования, а также формирование ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, информационной.

Формы организации работы учащихся:

  • Фронтальный опрос
  • Индивидуальный опрос
  • Беседа
  • Работа по карточкам
  • Географический диктант
  • Показ по карте, работа с картами атласа
  • Тест
  • Самостоятельная работа
  • Подготовка творческих работ
  • Доклады, сообщения, рефераты, презентации
  • Контрольная работа

Формы учебных занятий: Методическая система изучения курса включает уроки изучения нового, уроки обобщающего повторения, мини-лекции, деловые и ролевые игры, беседы, практикумы; проекты.

При организации познавательного процесса планируется использование как традиционных методов и форм, так и современных педагогических технологий: личностно-ориентированного и проблемного обучения, коммуникативно-диалоговой, игровой и др.

Форма контроля: Тестовый контроль, географические диктанты, работы с контурными картами, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельные работы.

Программой предусмотрены практические работы, направленные на организацию деятельности учащихся, отработку их умений. В качестве основных методов реализации практической части рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы учащихся как индивидуальной, так и групповой. 

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие , дифференцированное обучение практикумы,  беседы, самостоятельные работы, практические работы, дискуссии, личностно-ориентированные,  активизации познавательной деятельности и др.

Приоритетные виды и формы контроля

Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, тесты, контрольные работы. Форма промежуточной аттестации  запланирована в форме текущего тестового контроля по изучению каждого раздела, а также входные и итоговые годовые контрольные работы.

Оценочные практические работы:

  • Определение географического и экономико-географического положения округа;
  • Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;
  • Определение климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека в условиях Крайнего Севера;
  • Составление комплексной характеристики крупнейших рек округа (Обь, Иртыш);
  • Составление комплексной физико-географической характеристики одного из природного комплексов округа;
  • Определение средней плотности населения и соотношения городского и сельского населения округа;
  • Составление экономико-географической характеристики промышленно-транспортного узла (Сургут, Нижневартовск);
  • Составление картосхемы внешних экономических связей окру

Планируемые результаты подготовки учащихся по курсу «География Ханты – Мансийского автономного округа

1. Называть и показывать

- численность населения округа;

  • крайние точки округа и его площадь, пограничные территории;
  • геологическое строение округа;
  • основные виды и месторождения полезных ископаемых;

- основные формы рельефа;

  • характерные особенности климата и погоды;
  • опасные климатические явления;
  • воздушные массы, влияющие на формирование климата;
  • крупные реки, озера и территории, занятые болотами;
  • основные виды природных ресурсов;
  • основные типы почв;
  • растительность (тайга);
  • особо охраняемые территории;
  • коренные народы округа;
  • города и районы округа;
  • нефтепроводы и газопроводы;
  • основные транспортные пути;
  • отрасли специализации промышленности;
  • основные центры производства;
  • специализация сельского хозяйства;
  • социально-экономические районы;
  • примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

2. Определять по карте

  • координаты географических объектов (населенных пунктов);
  • основные геологические структуры (по тектонической карте);
  • годовое количество осадков;
  • господствующие ветры;
  • максимальную и минимальную высоту местности над уровнем моря;
  • температуру по изотермам;
  • функции городов;
  • расстояние между географическими объектами.

3.  Наносить на контурную карту

  • границы округа, географические объекты;
  • социальные явления основными картографическими способами;

4. Описывать (составлять характеристики)

  • отрасли специализации;
  • крупные промышленные транспортные узлы.

5. Объяснять на примере округа, района, города

  • сущность основных научных понятий и терминов;
  • зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;
  • взаимосвязь на примере ПК округа;
  • влияние природных, исторических факторов на развитие жкономики;
  • специализацию экономики округа;
  • изменения ландшафтов в результате деятельности человека;
  • уникальность природных объектов;
  • особенности в экстремальных условиях работы, быта, жизни людей в регионе.

6. Прогнозировать

  • изменение некоторых природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
  • тенденции развития округа, района, города;
  • изменение численности населения в результате действия различных факторов;
  • решение проблем трудовых ресурсов;

                           

Содержание рабочей программы курса «Экология и география Ханты-Мансийского автономного округа»

8 класс

Часть 1. Природа Ханты-Мансийского автономного округа (35 часа в год)

РАЗДЕЛ 1. Введение. Территория, границы и географическое положение (3 ч.)

Тема 1. Введение

Что изучает «экология и география Ханты-Мансийского автономного округа». Изучение географии как один из способов познания окружающей действительности. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.

Тема 2. Территория, границы и географическое положение

Богатства края, уникальность географических объектов. ХМАО на карте России, мира. Площадь, сравнение ее с площадями других территорий России и зарубежных государств.

Географическое положение округа в пределах географического района и всей России.

Положение по отношению к океанам в пределах климатических поясов, природных зон, крупных тектонических структур.

Оценка географического положения.

Тема 3. Административный состав округа

Административно-территориальное устройство округа. Окружной центр – Ханты-Мансийск.

Практическая работа № 1. Определение по картам географического положения округа.

РАЗДЕЛ 2. Природа Ханты-Мансийского автономного округа (31 ч.)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 ч.)

Геологическая история развития территории, геологическое строение: Западно-Сибирская плита (молодая платформа). Особенности плиты: осадочный чехол полностью покрывает кристаллический фундамент. Узкая полоса Уральских гор в западной части округа – это область герцинской складчатости.

Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Западно-Сибирской низменности в пределах округа. Основные формы рельефа: система низменностей и низин; возвышенности западной части округа (Северо-Сосьвинская, Белогорский материк, Сибирские Увалы, Аганский Увал).

Современные внутренние и внешние факторы рельефообразования. Влияние человеческой деятельности на рельеф округа.

Богатства недр округа. Округ – кладовая нефти и газа. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлов, полудрагоценных камней, горного хрусталя, жильного кварца, рассыпного золота и др.

Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение.

Размещение полезных ископаемых в связи с геологической историей местности, составом и характером залегания горных пород. Оценка ресурсов недр округа. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду.

Практическая работа № 2. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам.

Тема 2. Климат округа (6 ч.)

Общие климатические особенности (разнообразие и быстрая смена погоды во все сезоны года, значительные суточные и сезонные колебания температуры воздуха, влияние воздушных масс Атлантики и Арктики и т.д.).

Основные климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, характер подстилающей поверхности. Температурный режим, атмосферные осадки.

Территориальные различия сезонов года. Агроклиматические ресурсы. Опасные климатические явления: туманы, метели, грозы и др. Влияние климата на жизнедеятельность людей. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа № 3. Определение климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека в разных местах округа.

Тема 3. Гидрографическая сеть (5 – 6 ч.)

Богатство водных ресурсов. Речная система округа. Обь и Иртыш – главные артерии Ханты-Мансийского автономного округа.

Комплексная характеристика реки своего региона. Край сотен тысяч озер. Типы озерных котловин (старицы, ссоры межгорных низин, озера торфяных массивов). Болота: верховые, низинные. Подземные воды.

Округ – огромный резервуар подземного артезианского бассейна.

Роль внутренних вод в жизни населения округа.

Практическая работа № 4. Составление комплексной характеристики крупнейших рек округа (Обь, Иртыш), реки своего района.

Тема 4. Почвы (1 ч.)

Основные типы почв: подзолисто-болотные, торфяно-болотные, аллювиальные. Пути повышения плодородия почв.

Тема 5. Растительный и животный мир. Природные комплексы (6 – 7 ч.)

Типичная естественная растительность. Растительность гор и равнин.

Типичные представители животного мира.

Приспособленность растений и животных к условиям обитания.

Биологические ресурсы.

Природные комплексы. Основные природные комплексы: тайга (подзоны: северная, средняя, южная); болота; поймы рек.

Практическая работа № 5. Составление комплексной фищзико-географической характеристики одного из природных комплексов округа.

Тема 6. Экология и охрана природы (4 ч.)

Понятие «экология». Охраняемые территории округа. Государственные природные заказники: «Малая Сосьва», «Юганский». Государственные зоологические заказники республиканского значения: «Верхне-Кондинский», «Елизаровский», «Васпухольский». Памятники природы: «Ханты-Мансийские холмы» и др., первый в России историко-культурный природный парк «Кондинские озера».

Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России. Рекреационный потенциал округа.

Географическая номенклатура для 8 класса

  1. Крайние точки округа:
  • Северная – исток р. Хулга в горах Приполярного Урала Березовского района;
  • Южная – недалеко от п. Куминский в Кондинском районе;
  • Западная – исток р. Северная Сосьва в горах Северного Урала;
  • Восточная – исток р. Вах в Нижневартовском районе;
  1. Пограничные территории:

  • Республика Коми
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Красноярский край
  • Томская область
  • Южные районы Тюменской области
  • Свердловская область

  1. Заказники:

  • Верхне-Кондинский
  • Елизаровский
  • Васпухольский
  • Березовский
  • Сургутский
  1. Памятники природы:
  • Ханты-Мансийские холмы
  • Историко-культурный природный парк «Кондинские озера»

Содержание рабочей программы курса «Экология и география Ханты-Мансийского автономного округа»

9 класс

Часть 2. Население и Экономика Ханты-Мансийского автономного округа (35 часов в год)

РАЗДЕЛ 1. Экономико-географическое положение округа.

История заселения и хозяйственного освоения территории округа. Население (13 ч.)

Тема 1. Экономико-географическое положение округа (3 ч.)

Географическое положение округа в пределах географического района и всей России: границы с другими областями; природные рубежи; транспортные магистрали, связывающие округ с другими территориями России и с зарубежными государствами.

Положение относительно крупных сырьевых баз.

Оценка географического положения и его влияния на особенности природы, население и экономику округа. Изменение оценки географического положения округа в различные исторические периоды.

Административно-территориальное устройство округа.

Практическая работа № 1. Определение экономико-географического положения (ЭГП) округа.

Тема 2. История заселения и хозяйственного освоения территории округа (3 ч.)

История заселения территории округа. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности. Жилища, традиции, обычаи коренных народов, их взаимосвязь с природными условиями и природными ресурсами.

Тема 3. Население ХМАО (6 ч.)

Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение, снижение доли коренных народностей в общей численности населения округа. Возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав. Городские и сельские поселения, их типы. Трудовые ресурсы.

Практическая работа № 2. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения по территории округа.

РАЗДЕЛ 2. Экономика Ханты-Мансийского автономного округа (8)

Тема 1. Особенности экономики округа

Формирование основных особенностей экономики. Соотношение отраслей. Уровень развития. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики округа.

Отраслевая структура экономики.

Тема 2. Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы (8 ч.)

  • Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – основа экономики округа. Топливная промышленность – нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика. Размещение основных районов добычи топлива и производства электроэнергии. Система трубопроводов. Современные проблемы комплекса и пути их решения. Влияние ТЭК на окружающую среду.
  • Лесопромышленный комплекс – один из старейших в округе. Богатство лесных ресурсов. География отрасли. Проблемы развития. Влияние отрасли на окружающую среду.
  • Горнодобывающая промышленность:  Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлов, полудрагоценных камней, горного хрусталя, жильного кварца, рассыпного золота и т.д. Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение. Производство строительных материалов, химическая промышленность. Проблемы и перспективы развития.
  • Агропромышленный комплекс (АПК): Сельское хозяйство, его место в экономике округа. Структура сельскохозяйственных угодий, посевных площадей. Очаговый характер размещения. Типы сельскохозяйственных предприятий, их доля в производстве товарной продукции. Традиционные отрасли сельского хозяйства: оленеводство, рыболовство, охотничье-промысловое хозяйство. Пищевая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК. Родовые угодья.
  • Транспортный комплекс: История формирования путей сообщения. Современная транспортная сеть округа. Роль разных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Преобладание трубопроводного транспорта над другими видами транспорта. Основные транспортные узлы и центры. Проблемы и перспективы развития транспорта. Транспорт и окружающая среда.
  • Социальный комплекс: Значение, особенности развития. Сфера услуг. Условия для отдыха, туризм.

Раздел 3. Территориальная организация хозяйства (9 ч.)

  • Экономическое районирование округа.

Экономические районы округа.

Среднеобский экономический район: состав, отрасли специализации. Район – главная нефтегазовая и энергетическая провинция округа. Пути развития нефтегазового комплекса. Сургут, Нижневартовск – основные промышленные центры округа. Свой населенный пункт, его роль в округе и в стране.

Обско-Кондинский экономический район: состав, особенности ЭГП района. Роль района как сельскохозяйственной и лесопромышленной территории округа. Административный центр округа – г. Ханты-Мансийск, его роль в округе, в стране.

Березовский экономический район: состав, историческое прошлое района. Уровень современного экономического развития.

Практическая работа № 3. Составление экономико-географической характеристики промышленно-транспортного узла (Сургут, Нижневартовск)

  • Внешние экономические связи округа.

Место ХМАО в стране по основным показателям экономического развития. Округ в межрайонном и международном разделении труда: основные статьи экспорта-импорта, главные внутрироссийские и внешнеэкономические партнеры округа. Основные формы внешнеэкономических связей округа. Примеры взаимовыгодного сотрудничества. Культурные связи округа.

Практическая работа № 4. Составление картосхемы внешних экономических связей округа.

Раздел 4. Экономические и экологические проблемы округа (5 ч.)

Влияние производственной и бытовой деятельности человека на экологическую ситуацию в округе. Основные источники загрязнения и отрицательного воздействия на окружающую среду. Ответственность жителей округа за состояние окружающей среды. Пути решения экономических и экологических проблем.

Географическая номенклатура для 9 класса

  • Административные районы: Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский;
  • Города: Ханты-Мансийск, Белоярский, Когалым, Лангепас, Покачи, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Пыть-Ях, Нягань, Радужный, Сургут, Урай, Югорск, Лянтор, Советский;
  • ТЭК: Сургутская ГРЭС -1, Сургутская ГРЭС -2, Нижневартовская ГРЭС (п. Излучинск);
  • Газоперерабатывающие заводы: г. Нижневартовск, г. Сургут, г. Пыть-Ях, г. Нягань, г. Радужный, г. Когалым;
  • Лесозаготовительные районы: Советский, Кондинский, Октябрьский;
  • Лесопромышленные комплексы: Алябьевский, Малиновский, Советский, Пионерский;
  • Домостроительные комбинаты: г. Сургут, г. Нижневартовск и т.д.
  • Рыбокомбинаты: Сургутский, Ханты-Мансийский, Березовский;
  • Рыбозаводы: Октябрьский, Нижневартовский, Кондинский;
  • Железные дороги: Ивдель – Обь; Тавда – Междуреченский; Тюмень – Сургут – Новый Уренгой; Сургут – Нижневартовск; Тобольск – Сургут;
  • Промышленные транспортные узлы: г. Сургут, г. Нижневартовск.
  • Речные порты: г. Сургут, г. Нижневартовск, г. Ханты-Мансийск, г. Нефтеюганск, г. Урай;
  • Аэропорты: г. Сургут, г. Нижневартовск, г. Ханты-Мансийск, г. Нефтеюганск, г. Урай, г. Радужный, г. Когалым, г. Нягань, г. Белоярский;
  • Экономические районы: Среднеобский (Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский административные районы); Обско-Кондинский (Ханты-Мансийский, Солветский, Октябрьский, Кондинский административные районы); Березовский (Березовский, Белоярский административные районы).

                      Учебно-тематическое планирование курса «Экологии и географии ХМАО», 8 класс.

                    Структура курса

Кол-во часов

Контрольные работы

Практические работы

        1. Введение. Географическое положение.

4

1

2. Природа ХМАО

31

5

4

Итого:

35

5

5

                     

Учебно-тематическое планирование курса «Экологии и географии ХМАО», 9 класс.

                    Структура курса

Кол-во часов

Контрольные работы

Практические работы

        1.  Экономико-географическое положение округа.

История заселения и хозяйственного освоения территории округа.

 Население 

13

2

2

2.  Экономика Ханты-Мансийского автономного округа

8

1

3. Территориальная организация хозяйства

9

1

2

4. Экологические проблемы округа

4

1

Итого:

35

5

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "География материков и океанов" 7 класс.

Курс географии материков и океанов второй  по счету школьный курс географии....

Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса

Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса...

Рабочая программа по экологии и географии ХМАО для учащихся 8 класса

Данная программа рассчитана на 18 часов в год (0,5 часов ) в курсе экологии 8 класса и является рабочей программой учебного курса краеведения в основной школе (региональный компонент)...

Рабочая программа по курсу «Экология и география ХМАО - Югры» 9 класс.

Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П.,  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для учеников 5-8 классов

Программа внеурочной деятельности по  географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных  разделов географии, но и помогает в становлении устойчив...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» общеинтеллектуального направления для 10 класса 2020-2021

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география»  общеинтеллектуального направления для 10 класса...