Рабочая программа по экологии и географии ХМАО для учащихся 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Нечаева Елена Вячеславовна

Данная программа рассчитана на 18 часов в год (0,5 часов ) в курсе экологии 8 класса и является рабочей программой учебного курса краеведения в основной школе (региональный компонент)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologiya_8.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к     образовательной программе,

введенной в действие  приказом № 568

                                                                                                                от  « 31»  08. 20    г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры  естественно-математического образования

Протокол №  4 от   «28» 08.2016г.

Руководитель  кафедры               /                 /

Согласовано

Заместитель  директора                   /                   /

« 30» 08.2016г.                                                                                                                                                                                                                  

Рабочая программа по экологии и географии Ханты-Мансийского округа (Югры)

для параллели  8-х классов

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего

образования (2005 год) и примерной программы основного общего образования по географии « География России» (7-9кл.)/

Сборник нормативных документов.- М.: Дрофа,2012

Учебник  Бакулин В.В  География Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для 8-9-х классов.М.: Экопрос, 1996

                                                                                          Составитель: Нечаева Елена Вячеславовна

        учитель географии и биологии

 

2016    год

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень) Министерства образования и науки Российской  Федерации. Программа предназначена для обучающихся 8 классов. Программа Рассчитана на 18 часов .

2.2.  В результате изучения экологии и  географии  ХМАО на базовом уровне обучающийся  должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы ХМАО и её разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов и страны;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий ХМАО, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,   экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на  карте географические координаты и местоположение географических объектов; разницу во времени
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические

  • Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • Способность задавать  и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Коммуникативные:

  • Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
  • Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

  • Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
  • Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
  • Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
  • Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии ХМАО в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностестей.

  • Организуя учебный процесс по экологии и географии ХМАО в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
  • — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

2.3. Содержание учебного курса.

Введение.  Территория, границы и географическое положение

 (2 часа).

Природа ХМАО.( 12часов)

Геологическое строение и история развития территории. Разнообразие рельефа.  Полезные ископаемые. Климатические особенности. Гидрографическая сеть. Почвы. Земельные ресурсы. Растительность.  Животный мир. Природные комплексы.

Практические работы.

№ 1. Нанесение на к/ карту границ округа ,крайних точек, протяженность территории

№ 2. Обозначение на к/карте крупных форм рельефа

№3 Обозначение на к/карте крупных месторождений  полезных ископаемых.

№4 Характеристика сезонов года

№5 Описание рек округа

№6 Характеристика растительности округа.

Раздел 2. История заселения и хозяйственного освоения территории округа (4 ч.)

История заселения территории. Хозяйственная деятельность народов округа. Традиционные жилища коренных народов округа. Родовые угодья.

2.4. Календарно-тематическое планирование

по экологии и  географии  ХМАО в 8-ом классе

№ п/п

№ урока в теме

Тип урока

Тема урока

Элементы обязательного минимума

ОУУН

Дата проведения

По плану

По факту

1.

комбинир

    Территория , границы, географическое положение округа                  

Особенности ГП округа в сравнении с другими странами мира

 2.

3.1

4.2

5.3

6.4

7.5

8.6

9.7

10.8

11.9

12.10

13.11

14.12

15 .13

16.15.

17.15

18.1

практикум

комбинир

комбинир

практикум

практикум

комбинир

практикум

путешеств

практикум

комбинир

практикум

презентац

комбинир

комбинир

презентац

Обозначение границ территории округа.      

Природа округа 15 час                                                                                

Геологическое строение и история развития территории    

  Разнообразие рельефа                                                                                

  ПР №2  Обозначение на к/ карте форм рельефа                                                              

Полезные ископаемые

ПР№3 Нанесение на к/ карту месторождений полезных ископаемых

Климатические особенности

ПР №4 Характеристика сезонов года

Гидрграфическая сеть округа  

                                                                                 

  ПР№5  Описание рек округа по плану  

Почвы и растительность

ПР№6 Характеристика растительности

 Животный мир

Природные комплексы

Обобщение темы «Природа округа» подготовка к контрольной работе

Контрольная работа №1  по теме   « Природа округа»

История освоения и экология округа 1 час

История заселения округа.

Экологическая ситуация в округе.

Виды границ, государства-соседей.

Факторы формирования рельефа

Особенности рельефа

Разнообразие полезных ископаемых

Факторы формирования климата

Характеристика поверхностных вод

Влияние факторов на формирование растительности

Приспособленность животных

Влияние хозяйственной деятельности на ПК

Традиционные виды деятельности угорских народов

Уметь определять крайние точки и их координаты

Знать геологическую историю округа

Уметь находить крупные формы рельефа

Знать группы полезных ископаемых

Уметь анализировать климатическую карту округа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы

Рабочая программа к учебнику Максаковского В. П. "Экономическая и социальная география мира" (10 класс)...

Рабочая программа по экологии ФГОС ООО для 5-6 классов

Рабочая программа  для  учителей,которые  ыбрали преподавание экологии как  курс  по  выбору....

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса

Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа по курсу «Экология и география ХМАО - Югры» 9 класс.

Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П.,  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....