Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Волоскова Светлана Альфонсовна

Рабочая программа к учебнику Максаковского В. П. "Экономическая и социальная география мира" (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_69ch_rabochaya_programma.docx98.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Экономическая и социальная география  мира»

10 – 11 класс

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. составитель Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2009
  • Примерная программа  среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М.:Дрофа, 2008г);

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.  

Используемые программы: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  5. развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  6. формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
  7. вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
  8. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  9. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.  

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Количество часов: Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 69 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м (35 часов) и 11-м классах (34 часа)

Режим занятий: 1 час в неделю.

Технологии обучения:

  • беседа;
  • рассказ;
  • инструктаж;
  • демонстрация;
  • работа с книгой;
  • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм;
  • использование технических средств;
  • практические задания;
  • лекция;
  • семинар;
  • групповая работа по заранее выбранной проблеме;
  • защита проектов;
  • подготовка рефератов.

   Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • отбор информации;
  • систематизация информации;
  • использование компьютера;
  • ресурсы сети Интернет;
  • презентации;
  • работа с текстом;
  • работа с атласом, картой, глобусом.

   Виды и формы контроля:

  • индивидуальный опрос
  • фронтальный опрос
  • самостоятельная работа
  • тест
  • практическая работа
  • географический диктант

Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Планируемый уровень подготовки учеников

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Критерии и нормы оценки ЗУН

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование,  творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет).

Нормы оценки знаний и умений по географии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает

ошибки в использовании карт при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Учебный план:

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

всего

теория

практика

10 класс

Введение

1

1

Современная политическая карта мира.

4

4

2

География мировых природных ресурсов

6

6

1

География населения мира

5

5

3

НТР и мировое хозяйство

6

6

2

География отраслей мирового хозяйства

9

9

2

Заключительный урок

1

                                                                               Итого

32 + 3 резерв

11 класс

Вводный урок. Повторение материала 10 класса

1

1

Основные страны и регионы мира

30

30

15

Современные глобальные  проблемы человечества.

3

3

1

                                                                              Итого

34

                                                                              Всего

69

Содержание программы

10 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час)

Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения.   Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений.  Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной  экономической и социальной географии зарубежных стран.

Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

 Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития.  

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света.

Практические работы: 1. Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся) 2. Составление систематизирующей таблицы “Государственный строй стран мира”.

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч)

Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира.  Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Практическая работа: Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов.

Тема 3. География населения мира (5 ч)Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.  

 Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.  

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Население и окружающая среда. География и культура.

Практические работы: 1. Изменение темпов роста народонаселения.  2. Объяснение  региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сфере материального и нематериального производства (на основе изучения материалов учебника). 3. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 ч)

НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период  НТР.

Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.  Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Практические работы: 1. Составление  характеристики  основных центров современного мирового хозяйства. 2. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения  производительных сил.        

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9 ч)

География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.

Структура и география мирового сельского хозяйства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда.

География международного туризма.

Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств

Практические работы: 1. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития; составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов. 2. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей  промышленности мира (по выбору).

Резерв – 3 ч.

11 класс

34 часа (1 раз в неделю)

Часть 2.  Основные страны и регионы мира (30 часов)

Экономическое районирование мира. Главные экономические районы мира ( СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания ) и принципы их выделения.

Страны и народы зарубежной Европы. Географические особенности стран и народов Северной, Западной, Восточной и Южной Европы. Европейская экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран.

Страны и народы зарубежной Азии. Характерные черты географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Экономико-географическая характеристика Японии, Китая и Индии.

 Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны — члены ОПЕК, АТЭС и АСЕАН.

Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Характерные черты современной политической карты Африки. Экономико-географическая специфика Африки. Главные горнодобывающие и сельскохозяйственные регионы Африки. Монокультура. Субрегионы Африки. Экономико-географическая характеристика Северной Африки, Тропической Африки и ЮАР.

Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки. ОАЕ.

Страны и народы Северной Америки. Характерные черты экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и развития хозяйства стран Северной Америки.

Соединённые Штаты Америки. Особенности политико-- и экономико-географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства США. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Особая роль непроизводственной сферы. Место США в мировом хозяйстве. Проблемы развития США. Главные экономические районы США: характерные черты Севера (Северо-Востока и Среднего Запада ), Юга и Запада. Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона. НАФТА.

Экономико-географическая характеристика Канады.

Страны и народы Латинской Америки. Особенности формирования современной политической карты Латинской Америки.Экономико-географическая специфика региона. Экономическое районирование Латинской Америки. Характерные черты латиноамериканских субрегионов: Мексики, Центральной Америки, Вест-Индии, Андских стран, ”Гвианского треугольника” и стран бассейна Ла-Платы. ЛАИ. Экономико-географическая характеристика Бразилии.

Страны и народы Австралии и Океании. Характерные особенности политической карты, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран Океании.

Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.

Практические работы: 1. Разработать экономико-географическое обоснование размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран. 2. Определение специализации главных с/х районов Европы. 3. Составить сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран “большой семерки”. 4. Объяснение расположения густонаселённых регионов Азии. 5. Анализ особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии. 6. Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая. 7. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. 8. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. 9. Экономико-географическая характеристика Австралии. 10. Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности мирового значения. 11. Экономико-географическая характеристика ЮАР. 12. Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения. 13. Сравнение ЭГП и ПГП стран, регионов. 14. Анализ статистических и географических материалов с целью выявление изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве. 15. Составление экономико-географической характеристики Бразилии.

Глобальные проблемы человечества (3ч)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Геоглобалистика. Характерные черты и пути решения глобальных проблем человечества: проблемы сохранения мира и предотвращения международного терроризма, экологической, демографической, продовольственной, энергетической, сырьевой, отсталости развивающихся стран, проблем освоения Мирового океана и космического пространства. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы и их географические аспекты. Стратегия устойчивого развития. Глобальные изменения и география.

Практическая  работа: Разобротка проекта решения  одной из проблем с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в  других областях научных знаний.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Страны

АМЕРИКА: Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина, Перу, Никарагуа, Гондурас, Панама.

ЕВРОПА: Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии,  Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия,  Дания,  Нидерланды, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия,  Болгария,  Венгрия,  Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия.

АЗИЯ: Грузия,  Армения,  Азербайджан,  Казахстан,  Монголия, Китай, КНДР, Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Турция.

АФРИКА: Ливия,  Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР.

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ:  Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая  Гвинея.

КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА И МЕГАЛОПОЛИСЫ: Мехико, Сан-Паулу,  Токио,  Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай,  Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва.

 Ограничений в знании политической карты мира быть не может.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

УГОЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Тунгусский, Ленский,  Канско-Ачинский,  Кузнецкий,  Печорский, Таймырский - Россия. Донецкий - Россия-Украина.  Рурский - ФРГ. Аппалачский, Западный - США.

НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ РАЙОНЫ:

Персидского залива - Саудовская Аравия,  Иран,  Ирак,  Кувейт, ОАЭ. Западно-Сибирский,  Волго-Уральский -  Россия.  Каспийский  -  Россия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан. Североморский - Норвегия, Великобритания,  Дания,  Бельгия. Западно - Канадский - Канада, США. Аляскинский,  Калифорнийский, Техасский - США. Мексиканского залива - Мексика.  Оринокский, Маракайбский - Венесуэла. Сахарский - Алжир, Ливия. Гвинейского  залива - Нигерия.  Суматранский - Индонезия.  Дацинский - Китай.

ЖЕЛЕЗНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Хаммерсли - Австралия.  "Железнорудный треугольник", Каражас, Урукум - Бразилия.  Месторождения озера Верхнего - Канада, США. Сингхбум - Индия.  Симен - ЮАР. Лотарингский - Франция. Кирунавара - Швеция. КМА - Россия.

МЕДНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ:

 Чукикамата - Чили.  Штат Аризона - США.  Западное  - Канада. "Медный пояс" - Замбия, Заир. Кобриса - Перу. Хобарт - Австралия.  Калифорнийское - Мексика. Окип - ЮАР.

БОКСИТОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ МИРА:

1. Средиземноморская - Франция,  Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния.

2. Побережья Гвинейского залива - Гвинея, Гана, Камерун.

3. Карибского бассейна - Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам.

4. Австралийская.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ ФОСФОРИТОВ:

Егорьевское, Камско-Вятское - Россия.  Бьютт - США. Юсуфия - Марокко. Амман - Иордания. Сехира - Тунис. Каратаусское - Казахстан. Эр-Русенфа - Израиль.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ:

Соликамское - Россия.  Саарско-Лотарингское - Франция, ФРГ. Карлсбад - США. Солигорское - Беларусь. Саскачеванское - Канада.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан.

АЛМАЗЫ ДОБЫВАЮТ: Россия, ЮАР, Заир.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  10 класс

Учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»

35 часов. 1ч в неделю.

Темы уроков

Календ. сроки

Подготовка к ЕГЭ. Коды и проверяемые требования к уровню подготовки

Д/З

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

с.5-7

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 ч)

Многообразие стран  современного мира. П.р. Характеристика политико-географического положения страны.

1.5. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

2.4. Уметь определять на карте местоположение географических объектов

с.9-14

Международные отношения и политическая карта мира.

1.1.  Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

с.14-17

Государственный строй стран мира. П.р Составление систематизирующей таблицы “Государственный строй стран мира”.

1.1.  Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

с.17-19

Политическая география. Общение знаний по теме.

с.19-20

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч)

Взаимодействие общества и природы.

с.25-28

Оценка мировых природных ресурсов. П.р. Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов.

1.1.Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

2.6. Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

с.28

Минеральные, земельные, водные и биологические  ресурсы.

2.6. Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

с.28-38

Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.

2.6. Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

с.38-41

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1.11. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем

 3.3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития

с.41-46

Географическое  ресурсоведение и геоэкология.

с.46-47

Тема 3. География населения мира (5 ч)

Численность  и воспроизводство населения. П.р. Изменение темпов роста народонаселения.

2.5. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений

2.6.  Уметь оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

с.57-66

Состав (структура) населения. П.р. Объяснение  региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сфере материального и нематериального производства (на основе изучения материалов учебника).

2.6.  Уметь оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

с.66-71

Размещение и миграция населения.

1.3. Знать и понимать основные направления миграций

2.6. Уметь оценивать территориальную концентрацию населения

с.71-74

Городское и сельское население. П.р. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.

1.1.  Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

1.3. Знать и понимать проблемы современной урбанизации

2.6. Уметь оценивать уровни урбанизации отдельных территорий

с.74-81

Общение знаний по теме.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 ч)

НТР. Характерные черты и составные части.

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства

с.91-97

Мировое  хозяйство. П.р. Составление  характеристики  основных центров современного мирового хозяйства.

с.98-102

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

с.102-110

Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства.

с.102-110

Факторы размещения. П.р. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения  производительных сил.

с.110-115

Общение знаний по теме.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9 ч)

География промышленности. Топливно-энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная ).

1.5. Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

1.9.  Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

3.2.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы

с.123-130

Электроэнергетика, горнодобывающая промышленность,

металлургия.

1.5. Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

1.9.  Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

3.2.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы

с.130-134

Машиностроение. Химическая промышленность.

1.5. Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

1.9.  Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

с.134-138

Лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

с.138-140

География сельского  хоз-ва и рыболовство. Растениеводство.

1.5. Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

1.9.  Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

3.2.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы

с.140-148

Животноводство.

с.148-150

География транспорта. П.р. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития; составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов.

1.5. Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

1.9.  Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства

 3.2.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы

с.150-159

Международные экономические отношения.

1.5. Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

1.9.  Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

с.159-165

Обобщение и закрепление знаний по теме. П.р. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей  промышленности мира (по выбору).

Заключительный урок (1ч)

Резервное время (3ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  11 класс

Учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»

 (продолжение)  34 часов. 1ч в неделю.

Темы уроков

Календ. сроки

Подготовка к ЕГЭ. Коды и проверяемые требования к уровню подготовки

Д/З

Вводный урок (1 ч)

Часть 2: Региональная характеристика мира

Региональный подход. Основные регионы мира.

конспект

Тема 6. Зарубежная Европа (7 ч)

Общая характеристика Зарубежной Европы.

        с.179-181

Население Европы. 

2.5. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений

2.6.  Уметь оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

с.181-183

Общая характеристика хозяйства. П.р Разработать экономико-географическое обоснование размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.

1.5. Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

1.9.  Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства

 3.2.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы

с.183-192

География с/х и транспорта. П.р Определение специализации главных с/х районов Европы.

с.192-202

Субрегионы и страны.

2.4. Уметь определять на карте местоположение географических объектов

2.6. Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

с.202-210

Субрегионы и страны. П.р Составить сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран “большой семерки”.

с.202-210

Общение знаний по теме.

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия. (10 ч)

Общая характеристика Зарубежной Азии. 

2.4. Уметь определять на карте местоположение географических объектов

2.1. Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

с.223-226

Население Азии. П.р Объяснение расположения густонаселённых регионов Азии.

1.3. Знать и понимать основные направления миграций

2.6. 2.7. Уметь объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

с.226-231

Общая характеристика хозяйства региона. П.р Анализ особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии.

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

с.231-234

Субрегионы зарубежной Азии. 

2.4. Уметь определять на карте местоположение географических объектов

2.6. Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Китай. П.р Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая.

1.5. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

2.1. Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

2.6. Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

2.6. 2.7. Уметь объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

с.235-341

Япония. П.р Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

1.3. Знать и понимать проблемы современной урбанизации

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

1.5. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

с.241-249

Индия. П.р Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

1.5. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

2.6. 2.7. Уметь объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

с.250-257

Общий экономико-географический обзор Австралии и Океании.

с.257-258

Характеристика Австралийского Союза. П.р Экономико-географическая характеристика Австралии. 

2.6. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

конспкт

Общение знаний по теме.

1.11. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем

Тема 8. Африка (4ч)

Общая характеристика региона.

2.6. Уметь оценивать территориальную концентрацию населения

2.6. Уметь объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

с.273-278

Общая характеристика хозяйства региона. Основные черты промышленности и сельского хозяйства региона. П.р Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности мирового значения.

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

1.5. Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

с.278-281

Деление Африки на субрегионы. ЮАР - главная развитая страна региона. П.р Экономико-географическая характеристика ЮАР.

2.1. Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

2.4. Уметь определять на карте местоположение географических объектов

2.6. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

1.3. Уметь оценивать уровни урбанизации отдельных территорий

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

1.5. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

с.281-286

Тема 9. Северная Америка (5 ч)

Общая характеристика региона.

с.295

США. Общая характеристика.

1.3. Знать и понимать различия в уровне и качестве жизни населения

2.5. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений.

2.6. Уметь объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

с.295-305  308-310

Ведущие отрасли хозяйства.

1.5. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

1.4. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

2.6. Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

с.305-308

Макрорегионы США. П.р  Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения.

1.5. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран

2.1. Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

с.311-316

Канада, ее место в мировом хозяйстве.

с.316-318

Тема 10. Латинская Америка (4 ч)

Общая характеристика региона. П.р Сравнение ЭГП и ПГП стран, регионов.

2.6. 2.7. Уметь оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

2.3.Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений

2.3. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности территорий человеческими ресурсами

с.331-340

Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства. П.р Анализ статистических и географических материалов с целью выявление изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве.

2.1. Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

с.331-340

Бразилия. П.р Составление экономико-географической характеристики Бразилии.

1.5. Знать и понимать географическую специфику отдельных стран.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности территорий человеческими ресурсами

с.340-343

Общение знаний по теме.

Тема 11. Глобальные проблемы человечества (3ч)

Глобальные проблемы человечества. 

1.11. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем

с.351-364

Глобальные прогнозы, проекты и  гипотезы.

с.364-367

Стратегия устойчивого развития. П.р Разобротка проекта решения  одной из проблем с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в  других областях научных знаний.

с.367-368

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

УМК:

  1. Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Географический атлас с комплектом контурных карт. 10 класс. - М.: Картография, 2010.
  3. Максаковский В. П. Рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2009.
  4. Курашева Е. М. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: в схемах и таблицах – М.: Экзамен, 2011.
  5. Жижина Е. А., Никитина Н. А.  Экономическая и социальная география мира. 10 класс: поурочные разработки по географии к учебному комплексу В.П. Максаковского. – М.: Вако, 2012.
  6. Перлов Л. Е. Дидактические карточки-задания по географии к учебнику В. П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира 10 класс» - М., Экзамен, 2008.
  7. Сиротин В. И., Симагин Ю. А. География.  9 – 10 классы: учебное пособие (ЕГЭ: шаг за шагом). – М.: Дрофа, 2011.
  8. Баранчиков Е. В. Тесты по географии. 10 класс: к учебнику В. П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира 10 класс» - М., Экзамен, 2011.
  9. Барабанов В. В., Амбарцумова Э. М., Дюкова С. Е. ЕГЭ 2011 География. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М., Интеллект-Центр, 2011.
  10. Пятунин В. Б., Симагин Ю. А. Тестовые задания по географии. 6 – 10 кл. – М., Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс

Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс

Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО )  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.  Программа составлена с учетом возрастных ...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО дл...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 9 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 8 вида....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс

Рабочая программа адресована в помощь учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) спеиальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида....

Рабочая программа " Экономическая и социальная география мира"

Рабочая программа для курса "География. Углублённый уровень" 10 класс...