Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sbo_5_klass.docx | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Специальная (коррекционная) школа № 482»
Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования города
Москвы
Согласовано: Заместитель директора школы по учебной работе _______________ Н.Н. Серышева «___» _____________ 2015 г. | Утверждаю: Директор ГБОУ С(К)Ш № 482 ____________________Е. В. Обухова «___» _________________ 2015 г. |
Рассмотрено: на заседании Педагогического Совета ГБОУ С(К)Ш № 482: Протокол № ____ от _______2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 66 часов
Разработчик: Морозова Любовь Ивановна, учитель высшей квалификационной категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по СБО разработана на основании базовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. М: ВЛАДОС 2001г.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Цель: Расширение социального пространства детей с умственной отсталостью на основе реализации программы «Социально-бытовая ориентировка».
Задачи:
-Формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации, повышению уровня общего развития.
-Коррекция речемыслительной деятельности путем вовлечения в сюжетно-ролевые игры, познавательные экскурсии.
-Воспитание положительных качеств личности.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений и возможностей. Материал программы расположен, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень важные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Технологии:
- Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа). Беседа может быть вводной и предварять другие виды работ для привлечения к ним интереса учащихся, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Беседа на занятиях СБО всегда, где это возможно, должна сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, схемами.
- Наглядные методы ( натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение, муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).
- Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, тесты, самостоятельная работа).
На занятиях по СБО практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия. Прежде чем приступить к овладению тем или иным действиям, необходимо определить, способен ли учащийся справиться с поставленной задачей. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям учащихся.
- Самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на занятиях по СБО является собственная предметно-практическая деятельность учащихся. Затрудненность, а при слепоте и невозможность подражания, т.е. повторения действия на основе его зрительного восприятия, требует от педагога более детального, расчлененного на этапы показа действия, многократного его повторения вместе с учеником «рука в руку».
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся,
Межпредметные связи
Социально-бытовую ориентировку можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках.
Связь уроков социально-бытовой ориентировки и математики учитель осуществляет путем применения на практике полученных учащимися счетных, вычислительных , измерительных умений.
Связь уроков по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка, чтения, географии, биологии, истории, трудового обучения.
Ожидаемые результаты. В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке учащиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках.
К концу курса обучения дети должны - знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В программу включены следующие разделы:
- Личная гигиена.
- Одежда и обувь.
- Питание.
- Жилище.
- Транспорт.
- Торговля.
- Семья .
- Насекомые в доме.
- Животные в доме.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов. С электронными учебниками не работаем.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.
На занятиях СБО используются следующие виды наглядности: натуральная; образная, символическая, графическая, схематическая.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание задается. В некоторых случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий или дома.
Содержание тем учебного курса
V КЛАСС
( 68 ч: по 2 часа в неделю)
Личная гигиена:
- Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. Правила и приёмы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота причёски.
- Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щётка, мочалка, расчёска, полотенце, трусики, носки.
- Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.
- Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.
Одежда и обувь:
- Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.
- Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.
Питание:
- Значение питания в жизни и деятельности людей.
- Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
- Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.
- Место приготовления пищи и оборудование его.
- Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.
- Правила и приёмы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.
- Сервировка стола.
Семья:
- Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).
- Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их.
- Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.
Культура поведения:
- Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.
- Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приёмы обращения с просьбой, вопросом.
- Правила поведения за столом.
Жилище:
- Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.
- Виды жилья: собственное, государственное.
- Варианты квартир и подсобных помещений: жильё по конструкции –комнаты отдельные, смежные; по назначению –спальня, гостиная, кухня, ванная и др. организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе.
- Почтовый адрес дома, школы-интерната.
Транспорт:
- Виды транспортных средств.
- Проезд в школу (маршрут, виды транспорта)
- Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Торговля:
- Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.
- Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.
- Продуктовые специализированные; «Булочная», «Булочная кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.
- Виды товаров фасованные и в развес и розлив.
- Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).
- Срок годности, стоимость.
- Хранение товаров фасованных на развес, разлив.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Личная гигиена
учащиеся должны знать:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила освещенности рабочего места, правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером, о вреде курения.
Учащиеся должны уметь:
- совершать вечерний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, стирать индивидуальные вещи и содержать их в чистоте, беречь зрение, корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
Одежда и обувь
учащиеся должны знать:
- виды одежды и обуви, их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.
Учащиеся должны уметь:
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь.
Питание
учащиеся должны знать:
- значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола, правила мытья посуды и уборки помещения.
Учащиеся должны уметь:
- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.
Семья
учащиеся должны знать:
- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст.
Учащиеся должны уметь:
- записать Ф.И.О. членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
Культура поведения
учащиеся должны знать:
- требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.
Учащиеся должны уметь:
- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом.
Жилище
учащиеся должны знать:
- виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.
Учащиеся должны уметь:
- писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
Транспорт
учащиеся должны знать:
- основные транспортные средства, рациональный маршрут проезда до школы-интерната, правила дорожного движения, дорожные знаки.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
Торговля
учащиеся должны знать:
- виды магазинов, назначение продуктовых магазинов, их отделы, содержание продукции, правила поведения в магазине, правила покупки товаров, стоимость хлебных, молочных продуктов, круп, некоторых овощей и фруктов.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, оплатить, проверить чек и сдачу, культурно разговаривать с продавцом.
5 класс (68 ч) Тематический план
№ | Раздел урока | Кол - во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I четверть | ||||
1. | Введение | 1 | 1 | - |
2. | Наше жилище. | 11 | 10 | 1 |
3. | Семья. | 6 | 6 | - |
II четверть | ||||
1. | Транспорт. | 4 | 4 | - |
2. | Личная гигиена. | 6 | 5 | 1 |
3. | Культура поведения. | 4 | 3 | 1 |
III четверть | ||||
1. | Культура поведения. | 4 | 3 | 1 |
2. | Торговля. | 4 | 4 | - |
3. | Питание. | 8 | 6 | 2 |
4. | Жилище. | 4 | 3 | 1 |
IV четверть | ||||
1. | Одежда и обувь. | 8 | 7 | 1 |
2. | Насекомые в доме. | 2 | 2 | - |
3. | Питание. | 4 | 3 | 1 |
4. | Животные в доме. | 2 | 2 | - |
Всего: | 68 | 50 | 18 | |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
- самостоятельность ответа;
- умение переносить полученные знания на практику;
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
5 «А» класс
График внутреннего контроля
Вид работы | Дата | |
I четверть | Практическая работа | 23.10.2015 |
II четверть | Самостоятельная работа Практическая работа | 25.11.2015 18.12.2015 |
III четверть | Практическая работа | 22.01.2016 24.02.2016 16.03.2016 |
IV четверть | Практическая работа | 18.04.2016 20.05.2016 |
5 «В» класс
График внутреннего контроля
Вид работы | Дата | |
I четверть | Практическая работа | 26.10.2015 |
II четверть | Самостоятельная работа Практическая работа | 23.11.2015 21.12.2015 |
III четверть | Практическая работа | 22.01.2016 22.02.2016 14.03.2016 |
IV четверть | Практическая работа | 18.04.2016 16.05.2016 |
Список литературы
1.Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида. – М: Просвещение, 2001.
2. Девяткова Т.А., Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова « Социально-бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.» – М.:
Просвещение, 2005.
3. В.В. Гладкая « Социально-бытовая ориентировка» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М.,2003г.
- В.П. Субчева « Социально-бытовая ориентировка» - Методическое пособие для школ VIII вида 5-9 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2012г.
- В.П. Субчева « Социально-бытовая ориентировка»- Учебное пособие для специальных коррекционных школ VIII вида 5 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2012г.
- Воронкова В.В., Казакова С.А. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»
Пособие для учителя. М: Владос, 2010 г.
- Л.А. Бабашкина, М.В. Ковтанюк и др. «Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Поурочные планы по программе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...