Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Морозова Любовь Ивановна

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sbo_9_klass.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

            Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) школа № 482»

Юго-Восточного окружного управления образования                                               Департамента образования города 

Москвы

Согласовано:

Заместитель директора школы по учебной работе

_______________ Н.Н. Серышева

«___» _____________ 2015 г.

Утверждаю:

Директор ГБОУ С(К)Ш № 482  

____________________Е. В. Обухова

«___» _________________ 2015 г.

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

ГБОУ С(К)Ш № 482:

Протокол № ____ от _______2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  9  КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Срок реализации программы: 1 год

Объём программы: 66 часов

Разработчик:  Морозова Любовь Ивановна,                                                 учитель высшей квалификационной категории.

                                                 Аннотация

             Учебная программа по социально – бытовой ориентировке в 9 классе разработана в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида, Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (издательство ВЛАДОС, 2008 год). Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности. Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально – бытовой ориентировке отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

                                          Пояснительная записка

Программа по социально - бытовой ориентировке в 9 классах составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности умственно отсталых учащихся и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду. Направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье. Используется культурно-образовательная среда района города: экскурсии, походы в библиотеки, музеи.

        В программу включены следующие разделы:

  1. Личная гигиена.
  2. Одежда и обувь.
  3. Питание.
  4. Жилище.
  5. Транспорт.
  6. Торговля.
  7. Семья (бюджет семьи, семейные отношения).
  8. Средства связи.
  9. Медицинская помощь.
  10.  Учреждения и организации.
  11.  Промышленные предприятия, объединения, сельское хозяйство и другие.
  12.  Предприятия службы быта.
  13.  Трудоустройство.

14.Культура поведения.

          Изучение этих разделов позволяет продолжать знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.

        Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, в 9 классах учащиеся продолжают изучение тем, включенных в программы для 5-8 классов. Программа построена по тому принципу: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. В старших классах учитель должен избегать прямых указаний учащимся на то, как поступать в той или иной ситуации, а стараться приучать их использовать имеющийся опыт, наблюдения за работой товарища, следует ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения. Положительные результаты дают задания учащимся собирать дополнительный материал для работы на уроке. Значительное время необходимо отводить на практические работы и экскурсии. На уроках СБО с электронными учебниками не работаем.

               Главная цель программы -  формирование у учащихся знаний и  умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье, обеспечение их подготовки к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду.

    Задачи:

- овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи в семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве;

- коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);

- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;

- формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;

- обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин.

- воспитание положительного отношения к домашнему труду;

- содействие физическому развитию умственно отсталого ученика.

        Программа определяет содержание обучения, т.е. объем и последовательность тех знаний, которые учащиеся должны усвоить. Важной задачей является обучение большому количеству приемов выполнения того или иного вида работ, так как практика показывает, что учащиеся, овладевшие их наибольшим количеством, могут лучше спланировать работу и успешнее ее выполнить. Низкая степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий является основным недостатком их трудовой деятельности. Умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу не вырабатывается у умственно отсталого ребенка автоматически и поэтому на уроках СБО его надо целенаправленно формировать. Это является важнейшей коррекционной задачей специального обучения.

Межпредметная связь уроков СБО состоит в обучении планированию любого вида деятельности. Кроме того, умственно отсталый учащийся затрудняется представить конечный результат своей деятельности. Задача учителя – приучить ученика не начинать работу без конкретного представления продукта своей деятельности.

Развитие коммуникативных функций речи является непременным условием усвоения курса социально-бытовой ориентировки. Эта задача решается в тесной связи с уроками русского языка и чтения. Многократное употребление типовых фраз в письменной и устной речи способствует закреплению их памяти. На уроках СБО учитель может успешно решать эту задачу в ролевых играх, словесных описаниях учениками бытовых сцен.

Одной из важнейших задач курса СБО является коррекция и формирование социальных норм поведения умственно отсталого учащегося. Задача формирования правильного поведения решается в той или иной степени при изучении любой темы.

                              Основные формы и методы работы.

               Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает: использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

 Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

 Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.  Активное участие в практической работе ведёт к систематизации углублению знаний, к выработке умений и навыков.

 Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

                 Самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на занятиях по СБО является собственная предметно-практическая деятельность учащихся. Используется культурно-образовательная среда района города: экскурсии, походы в библиотеки, музеи.

                         Ожидаемые результаты. В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке учащиеся научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат теоретические и практические знания о самостоятельной жизни и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках, достаточные для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

                                      Технологии:

- Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа). Беседа может быть вводной и предварять другие виды работ для привлечения к ним интереса учащихся, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Беседа на занятиях СБО всегда, где это возможно, должна сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, схемами.

- Наглядные методы ( натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение, муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).

- Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, тесты, самостоятельная работа).          

 На занятиях по СБО практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям учащихся.

                                Межпредметные связи

          Социально-бытовую ориентировку можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка и чтения (полнота устных ответов, последовательность изложения, правильность построения фраз, диалогов), математики (меры веса и длины), географии (сезонные изменения, традиции, обычаи, блюда), труда (свойства древесины, металлов), естествознания (культурные растения, овощи, фрукты).

Форма итоговой аттестации учащихся – самостоятельная работа . Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, самостоятельные  и практические работы.

                            Ожидаемые результаты. В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке учащиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; корригируется личностное развитие и подготовка их к самостоятельной жизни.

    К концу курса обучения дети должны - знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                                         

                     Программное содержание

                                Личная гигиена

 Тематика

 Здоровый образ жизни.

Обучающиеся должны знать:

-  о вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека.

                                     Одежда и обувь

 Тематика

1. Стиль одежды, мода, обновление одежды.

2. Выбор одежды и обуви  при покупке в соответствии с назначением.

 Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях.

Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.

 Практическая работа:

 Определение собственных размеров одежды и обуви;

 экскурсия в специализированные магазины:

 нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику;

выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.

  Обучающиеся должны знать: 

- размеры своей одежды и обуви;

- гарантийные сроки носки;

- правила возврата;

- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

 - средства выведения пятен в домашних условиях;

 - общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;

 - санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен;

 - правила стирки изделий из тюля, трикотажа.

Обучающиеся должны уметь: 

- пользоваться журналом мод;

- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными осо- бенностями.

 - рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;

 - выводить пятна на одежде разными средствами;

- стирать изделия из тюля и трикотажа.

                                           

                                               ПИТАНИЕ

 Тематика

 - Диетическое питание.

 - Питание детей ясельного возраста.

  -Приготовление национальных блюд.

  - Составление меню и сервировка праздничного стола.

 Практическая  работа

-Работа с литературой;

 -подбор рецептов диетического питания;

-составление меню диетического питания на день, неделю;

  -составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста;

-запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его;

 -составление меню праздничного стола и сервировка его (по поводу окончания школы).

Обучающиеся должны знать: 

- значение диетического питания;

- особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;

 - названия и рецепты 1 — 2 национальных блюд.

 Обучающиеся должны уметь: 

- составить меню диетического питания на день;

- приготовить 1—2 диетическое блюдо;

 - составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;

- приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;

- выполнить сервировку праздничного стола.

                                                 

                                              Семья и бюджет семьи.

 Тематика

 -Российская семья.

-Условия создания семьи, основные семейные отношения.

-Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.

- Формы организации досуга, отдыха в семье.

- Семейные традиции.

 Практическая  работа

 Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.

Обучающиеся должны знать:

- основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;

 - семейные традиции;

 - о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;

 - об обязанностях, связанных с заботой о детях.

 Обучающиеся должны уметь:

 -анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

 - выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);

 - оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;

- активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;

 - поддерживать и укреплять семейные традиции;

 - выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.

                                  Культура поведения

Тематика

 Адекватность поведения в обществе.

 Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

Обучающиеся должны знать:

- правила поведения в обществе;

 - правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании).

Обучающиеся должны уметь: 

- встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;

 - анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

                                     

                                           Жилище

Тематика

 Рациональная расстановка мебели в квартире.

 Интерьер.

 Сохранение жилищного фонда.

 Практические работы

Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

Обучающиеся должны знать: 

- правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);

 - требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;

- правила сохранения жилищного фонда.

 Обучающиеся должны уметь: 

- расставлять мебель в квартире (на макете);

 - подбирать детали интерьера.

                                            Транспорт

 Тематика

 Назначение авиатранспорта.

 Аэровокзал.

 Маршруты.

 Порядок приобретения билетов.

 Стоимость проезда.

 Экскурсии 

Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота.

 Практические работы

 Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.

 Обучающиеся должны знать:

- основные маршруты самолетов;

- службы аэровокзала;

- стоимость проезда;

- порядок приобретения и возврата билетов;

 - правила посадки в самолет;

- правила поведения в аэропорту;

 - правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.

Обучающиеся должны уметь:

 - ориентироваться в расписании;

- определять маршрут и выбирать транспортные средства;

 - выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.

 

                                           Торговля

Тематика

 Значение ярмарок: международные, межрегиональные, городские, межрайонные, сельские.

Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.

Время и место проведения ярмарок.

 Практические работы

 Участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам. 

 Обучающиеся должны знать:

 - виды ярмарок;

 - отличия ярмарки от рынка, магазина;

- время и место проведения ярмарок;

 - цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.

 Обучающиеся должны уметь: 

- приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке.

                                Средства связи

Тематика 

 Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные).

 Стоимость отправления денежных переводов.

 Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др.

Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.

 Практическая работа, экскурсии

 Экскурсия на почту: заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

Обучающиеся должны знать: 

- виды денежных переводов, их стоимость;

- виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их  назначение, необходимость;

 - стоимость услуг по каждому виду связи.

 Обучающиеся должны уметь:

- заполнить почтовый и телеграфный перевод;

- подсчитать стоимость денежных отправлений;

 - оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

 Медицинская помощь

Тематика 

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Уход за больным.

Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок не- трудоспособности.

Практические работы

 Сюжетная игра — больной в доме.

 Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции "показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.

 Обучающиеся должны знать:

 - способы распространения инфекционных и  за кишечных заболеваний ;

 - меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

 - правила и приемы ухода за больным;

  - условие освобождения от работы: по болезни или по уходу за больным.

 Обучающиеся должны уметь:

 - строго соблюдать личную гигиену, предупреждение  инфекционных заболеваний.

 - строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка);

 -ставить горчичники.

 

                            Учреждения, организации, предприятия

Тематика

 Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.

 Практические работы 

Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью

 Обучающиеся должны знать:

- местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;

 - какие виды услуг оно оказывает;

 - правила пользования услугами;

 - стоимость обслуживания;

 - профессии работников этого предприятия.

 Обучающиеся должны уметь: 

- обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

 

                                 Трудоустройство

 Тематика 

 Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).

Оформление на работу, постоянную и по договору.

 Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.

Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка, правила их составления.

 Практическая работа

 Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству.

 Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы.

 Составление деловых бумаг:  заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладные  записки.

 Обучающиеся должны знать:

учреждения и отделы по трудоустройству;

- местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по  специальностям, изучаемым в школе;

- виды документов, необходимых для поступления на работу;

 - правила перехода с одной работы на другую;

- перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Обучающиеся должны уметь: - обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

- написать заявление о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска;

- написать автобиографию;

- заполнить анкету;

 - составить заявки на материалы и инструменты;

- написать расписку, докладную записку.

Тематический план  9 класс

 №

Раздел  урока

Кол - во часов

В том числе

Теория

Практика

I четверть

1.

Экономика семьи.

7

6

1

2.

Семья.

11

10

1

 II четверть

1.

Торговля.

2

2

-

2.

Медицинская помощь.

7

6

1

3.

Одежда и обувь.

3

2

1

4.

Личная гигиена.

2

2

-

III четверть

1.

Питание.

11

10

1

2.

Трудоустройство.

5

4

1

3.

Жилище .

4

3

1

IV четверть

1.

Средства связи.

4

3

1

2.

Предприятия бытового обслуживания

4

4

-

3.

Транспорт.

5

5

-

4.

Культура общения.

3

2

1

Всего:

68

50

18

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
  • самостоятельность ответа;
  • умение переносить полученные знания на практику;

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%

                                                    9  «А» класс

                                        График внутреннего контроля

Вид работы

Дата

I четверть

Практическая работа

15.09.2015

20.10.2015

II четверть

Практическая работа

01.12.2015

15.12.2015

III четверть

Практическая работа

26.01.2016

16.02.2016

15.03.2016

IV четверть

Практическая работа

19.04.2016

10.05.2016

                                                  9  «В» класс

                                        График внутреннего контроля

Вид работы

Дата

I четверть

Практическая работа

21.09.2015

20.10.2015

II четверть

Практическая работа

24.11.2015

15.12.2015

III четверть

Практическая работа

26.01.2016

16.02.2016

15.03.2016

IV четверть

Практическая работа

19.04.2016

10.05.2016

                       Научно- методическая литература

  1. Девяткова Т.А. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
  2. Пузанов Б.П. Обучение  и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями:Учеб.пособие для студ. высш.  и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.

  1. А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
  2. Щербакова А.М.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.
  3. Воронкова В.В.,  Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида: пособие для учителя/ - Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2006.-247с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...