Урок по географии (6 класс)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Кашуркина Лидия Борисовна

Урок на тему "Озера и болота"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_ozera_i_bol.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока " Озера и болота". География 6 класс.

 Цели урока:
Образовательные: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. О пользе и вреде болот. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида озер и их происхождению. 
Развивающие: развивать умение определять географическое положение озер, находить причины образования болот. Развивать умение строить логические цепочки. Анализировать свои знания. 
Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам и болотам как к объектам красоты, пользы, изучения и охраны.
Предметные:
Ученик 6 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
3. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Метапредметные: 
- формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания
Личностные УУД:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Тип урока : изучение нового материала.
Методы и формы учебной деятельности: беседа, проблемный, частично-поисковый, системно-деятельностный, работа с настенной картой, работа в группах, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.
Оборудование: физическая карта полушарий, мультимедийное оборудование, атласы для 6 класса, учебник  «География». 
Структура урока
План

Ход урока

Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока.

Создание мотивационной установки.

Учитель.  Ребята!  Сегодня у нас будет необычный урок. Мне хотелось бы совершить с Вами путешествие в удивительный и необыкновенный мир объектов гидросферы, которые изучает наука лимнология. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. На их берегах люди строили свои жилища, в их водах добывали себе пищу. С ними связаны многие исторические события. На их берегах нередко происходили ожесточенные сражения и битвы и, подчас, решалась судьба целых народов. Много легенд, сказаний, былин, преданий сложено об этих объектах.  

II.Мотивационно - целевой блок:
учитель: На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).

Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут повторить домашнее задание.  

- Дайте определение терминов: исток, приток, устье, русло.

Устье - конечная часть реки, место где она впадает в другой водоём.

 Приток - ответвление реки.

 Исток - место, где река берёт своё начало.

 Русло - углубление в земное поверхности, по которому течёт река.

- Что такое речная система?  

речная система — Главная река, впадающая в море или озеро, и все водотоки, собирающие в нее воду …    

 

- Чем питается   река?

 Может быть дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. Обычно бывает смешанным с преобладанием одного из видов питания.


Молодцы! Вы довольно таки быстро справились с проверкой домашнего задания.

А сегодня мы изучим с вами следующие виды внутренних вод. Но перед этим я предлагаю вам вспомнить любые загадки, в которых встречается вода. (Загадки детей)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

 

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (Воды)

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лёд)

 

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Молодцы!

А теперь послушайте мою загадку.

Слайд 1(Загадка)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро)

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (болото)

Это и будет нашей новой темой. 

III.Изучение нового материала
- Итак, темой сегодня на уроке будет ?

Слайд 2 .... (озера и болота)
- Какие цели мы перед собой можем поставить?
Ответы учащихся: (познакомиться с понятиями – озеро и болото, узнать какие бывают озера и болота, уметь находить и показывать их на карте)

Слайд 3 (Целепологание)

Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

Озер на Земле очень много – около 5 млн. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и  представить себе своё озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели.   (Ответы детей маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.)

  - Попробуйте сами дать определение, что такое озеро.

Дети дают определение вслух. Молодцы!

А теперь  

- Сравните, как определяют это понятие авторы учебника (стр. 155).

Слайд 4 определение

Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера.  

Записываем определение в тетрадь. 

Как вы думаете, все ли озёра одинаковы? (нет)

Несмотря на видимую схожесть озёра очень разнообразны.

-А чем они отличаются  друг от друга мы узнаем в ходе путешествия.  

 

Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию? (Байкал),Балхаш

-Да, это одно из самых замечательных мест России. Может быть из вас кто-то бывал на Байкале и видел его своими глазами?(Возможный диалог с обучающимся).

Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет об этом озере. (Видео).

 

Байкал - самое глубокое озеро нашей планеты - 1637м. Содержит 20% пресной воды. Байкал-это чудо природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой. Громадная глубина, удивительная чистота, прозрачность воды, суровая, сказочная красота берегов. Особенно красив Байкал в солнечную погоду. 
- Что интересного узнали вы из сюжета?
( Ответы Учащихся)

Слайд 5 (Озеро Байкал)
«ПОСЛЕ» Байкал - самое глубокое озеро нашей планеты - 1637м. Содержит 20% пресной воды.
-

 Обратите внимание, на ваших столах лежит текст – отрывок из литературного произведения «Голубые очи планеты» Муранова, который я предлагаю вам прочитать.
Насколько точно, на ваш взгляд,  писатель передал образ Байкала, с явными геграфическими объектами. 

 

 Известны ли вам легенды о городах, реках, озерах и т. д.? Расскажите одну из них.

 Ученик Озеро «Ендовище», которое расположено  в Темникове.   В одной из легенд говорится о том, что на месте озера строили церковь, но когда стройка была почти закончена, она провалилась сквозь землю. Бытует мнение, что озеро соединяется подземным ходом с рекой Мокша и щука, окольцованная и выпущенная в озере, была потом поймана в реке.

Давайте взглянем на карту и найдем озера – Байкал, Каспийское, Аральское, Танганьика, Виктория, Ладожское,   Курильское. Как видите все они разные, разные котловины.
Почему озерные котловины разнообразны по происхождению?  

   Например, озеро Байкал – оно глубокое и вытянутое и относится к тектоническому происхождению. Тектонические озера. Они образуются в местах разломов и сдвигов земной коры.

 Слайд 6(Тектонические озера)

 Для учителя.

Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера). - Самое глубокое озеро – Байкал.

  1. Слайд 7 (Каспийское море)
  2. (Самое большое в мире озеро – Каспийское - имеет океаническое происхождение – его ложе сложено земной корой океанического типа. Уровень воды -27 м ниже уровня моря.;

Слайд 8 (Запрудные) Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является Сарезское озеро на Памире.

Слайд 9 (Карстовые Ендовище)

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе). Карст-это пустота,вызванная растворением горных пород.вода наполняет карст(подводные воды). карстовое озеро обычно чистое,глубокое и обширное(400м) с холодной водой

Слайд 10 (Старица)6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму.


Слайд 11
 Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.)

  Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское) 

Ребята, вам о чем нибудь  говорит это название- Ладожское?

Где еще вы могли слышать это название?

Ответ

А знаете ли вы город Ленинград? Какие трагические события связаны с данным городом? Жители Ленинграда перенесли самые тяжелые испытания во время Великой Отечественной войны. Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада. Ребята, что такое блокада? (ответы детей)

Блокада - окружение города со всех сторон.

 27 января в РФ отмечается день воинской славы – День снятия блокады Ленинграда.

 А причем тут Ладожское озеро? Мы с вами сейчас посмотрим видеосюжет.

Видео(Ладога -Дорога Жизни)

Вот такая опасная была эта дорога. Наша Мордовская земля, наш край, жители нашего района ,тоже испытали ужасы блокады. к сожалению их осталось только 12 человек   и до сих пор  в их сердцах, в их памяти остались горькие воспоминания тех далеких лет. И для них Ладожское озеро оказалось самым необходимым и спасительным в то время.

Вот такие озера с исторической памятью находятся на нашей территории. О них складывают стихи, песни.

Стих

 

Товарищ, встань, послушай, вспомни, вздрогни! 

Ведь ровно семь десятков лет назад 

По Ладоге ледовая дорога

Пробита в осажденный Ленинград.

 

Дорога Жизни узким коридором

Протянута по ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город

В том страшном и чудовищном аду.

 

Враги ее обстреливали с неба,

Но сквозь метель и сквозь бомбежек град

По ней машины шли с насущным хлебом

И день, и ночь в блокадный Ленинград.

 

А город наш, израненный, голодный,

Не сдавшийся проклятому врагу,

Как ждал он этот хлеб в цехах холодных

Под артобстрелом в лютую пургу!

 

Дорога Жизни, Ладога родная,

О, скольких ты тогда смогла спасти!

Для наших дедов, бабушек, я знаю,

Священней места в мире не найти!


Кроме вот таких озер памятных, связанных с историей есть и другие, но не такие славные и памятные. Но они даны нам природой и то же имеют большое значение в нашей жизни.

 - Вывод: озера образуются под действием внутренних и внешних процессов литосферы, а также под влиянием хозяйственной деятельности человека. 

 Слайд 12   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, связанная с темой «Гидросфера»

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок .

Учитель: Озеро – первоисточник

пресной воды.

Учитель: - Как использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

Люди используют воду из озера в жизни и хозяйственной деятельности.

- А как вы думаете, почему она не заканчивается?

- Чем же питаются озера?

(осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

 

-Обратите внимание на то, что реки могут впадать в озера и вытекать.

Слайд 13,14,15 (Сточные и бессточные)

 Учитель: У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. 

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают. 

 Запишите определения в тетрадь.

 

Учитель: -А теперь работа с атласом, найдите озера с разной окраской.

-Что означает эта окраска?

Учитель: Правильно, все озера по солености можно разделить на две группы: пресные и соленые.

(Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые - розовым).

 

 Слайд 16

Озера (по солености):

Пресные – озера с соленостью до 1%0, например Онежское.

Солоноватые – озера с соленостью от 1%0 до 35%0

Соленые - озеро с соленостью более 35%0, например оз.Баскунчак, Эльтон.

Слайд 17Мертвое море-озеро расположено на 400 метров ниже уровня Мирового океана. Оно является самым соленым водным ресурсом планеты. Его соленость составляет 270-310%0. Утонуть в таком озере невозможно.


Ребята, как вы думаете, что будет с озером, если оно начнет загрязняться и если в  него не будет поступать вода из рек? (Болото)

Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото?

Слайд 18

Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.

Слайд Вред болот

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.

Польза болот

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды

Слайд Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

V. Первичное закрепление знаний.

 

- наши учащиеся  приготовили нам еще интересные сообщения о необычных озерах мира.

Выступление учащихся с проектами: Сладкое озеро, Озеро смерти, Озеро кастрюля, Озеро чернил, Озеро с гигантскими пузырями

Учитель. Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, на сколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы: что нового вы узнали? чему научились?  

VI. Домашнее задание.

§ 31, зад. №6.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...

конспект урока по географии "План класса" в 6 классе специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ

Данный конспект - это практическая работа "План класса". В структуре занятия основную часть занимает практическая деятельность учащихся под руководством педагога. Для лучщего усвоения и закрепления уч...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...