Обобщающий урок по теме Русская равнина
презентация к уроку по географии (8 класс) на тему

Редникина Альбина Тимофеевна

Русская равнина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok.rar1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Обобщающий урок. Путешествие по Русской равнине.

Цель:

Развивающая: развитие познавательных УУД; творческих способностей, стремление к самостоятельному поиску знаний,

развитие творческой мыслительной деятельности, пространственного воображения, памяти, коммуникативных умений;

Обучающая:

Обобщить, закрепить знания учащихся об особенностях природного комплекса Русской равнины.

 Определить уровень знаний основных физико - географических показателей природного комплекса Русской равнины.

 Выявить уровень понимания факторов, влияющих на основные особенности природы Русской равнины.

Воспитательная:

Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе.

Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости Русской равнины, воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Тип урока:

обобщающее повторение

контроль знаний


Форма проведения:
- урок-путешествие

 

                 Подходы:

                        коммуникативно-деятельностный

                        личностно-ориентированный

                        дифференцированный

                        информационный


Элементы технологий:

Информационно-коммуникационные

Здоровьесберегающие технологии

Межпредметные связи:

 с литературой, биологией, изобразительным искусством

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

3.Самостоятельная работа в группах.

4. Физкультурная пауза.

5.Проверка  домашнего задания, выступление учащихся.

6.Закрепление материала. Тест.

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Форма работы:

  •     Групповая.
  •     Индивидуальная
  •     Парная

Методы и приёмы работы:

  • Работа с книгой, атласами, справочными материалами.
  • Коллективная деятельность в группе и индивидуальная при выполнении теста,
  • Объяснительно-иллюстративные: презентация, работа в рабочей тетради.
  • Приёмы: учебный диалог, приемы словесного описания, объяснения, организации учебного общения.

Оборудование:

  • физическая карта России, карта природных зон России,
  • атласы 8 класса,
  • карточки-задания,
  • сигнальные жетоны,
  • картины с изображением природы Русской равнины В.М. Васнецова, И.И.Шишкина, В.Д. Поленова,
  • аудиокассета с песнями “Гляжу в озёра синие”,
  • компьютер, проектор, экран,
  • магнитофон,
  • тексты справочных пособий по географии,
  • инструкции для работы в группах, критерии по оценке деятельности учащихся в группе.

ХОД УРОКА. (слайд 1)

Эпиграф.

Но я люблю – за что, не знаю сам
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз.
И на холмах, средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

                                    М.Ю. Лермонтов.

  1. Организационный момент. (слайд 2)

Приветствие.

Класс рассажен по группам. Группы сформированы учителем, по принципу сильные и слабые учащиеся. Лидеры групп выбраны самими учащимися заранее.

II Актуализация знаний.

- Любите ли вы путешествовать?

- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие по Русской равнине. Путешествуя мы повторим с вами все особенности географической характеристики природного комплекса Русской равнины.

Назовите, эти особенности. (ответы учащихся).

Молодцы. А теперь перед вами задача угадать о каком природном памятнике Русской равнины идет речь?

Определите по описанию и картинке, о каком памятнике природы Русской равнине идет речь?

Показ слайда учителем и описание. Каждой команде по одному заданию, если не угадали, отвечает та команда, которая знает ответ. (слайд  3- Волга,  4-Ладожское,5- Астраханский )

Далее зачитывается учителем вопросы блиц опроса по одному заданию каждой команде по очереди, если не угадали,  отвечает та команда, которая знает ответ.

А) Памятники природы Русской равнины. (слайд 6)

1. Эту местность по праву называют «всероссийским междуречьем», поскольку именно отсюда начинаются самые главные реки европейской части России.

(Валдай или Валдайская возвышенность)

2. Какому водопаду и где он находится, посвятил слова своей оды Гаврила Романович Державин:

   Алмазная сыплется гора

   С высот четырьмя скалами,

   Жемчугу бездна и серебра

   Кипит внизу, бьет вверх буграми;

   От брызгов синий холм стоит,

   Далече рев в лесу гремит.

(водопад Кивач в заповеднике «Кивач» в Карелии)

3. Где на Русской равнине можно увидеть следы древнего оледенения – котловины озер, отполированные скалы – «бараньи лбы»?

( в Карелии)

4. Какое озеро – главное сокровище Валдая? Его причудливая форма напоминает цветок орхидеи.

(озеро Селигер)

Б) Памятники истории и культуры Русской равнины. (слайд 7)

1. Какой историко-архитектурный культурный объект составляют эти малые русские города: Сергиев Посад  -   Переславль – Залесский  –  Ростов Великий –  Ярославль  – Древний Углич – Рыбинск – Кострома – Суздаль – Владимир?

(«Золотое кольцо» России)

2. На берегах былинного - Ильмень-озера, где, по преданию, гусляр Садко бывал в морском царстве, стоит этот древний русский город.

(город Великий Новгород, раньше его величали «Господин Великий Новгород»)

3. Именно здесь произошла историческая битва с татаро-монгольскими войсками, ставшая переломным событием в свержении татаро-монгольского ига.

(Куликово поле - на Русской равнине. В тульской области.)

4. Какой город образно названный «окном в Европу» и в течении двух веков являлся столицей нашего государства, считается «Северной Венецией»?

(город Санкт-Петербург)

Учитель:  Молодцы вы все справились с заданием и все правильно угадали. Лидеры групп проставляют баллы за работу учащимся в своей  группе по представленному алгоритму. А теперь по одному представители каждой группы  прочитают нам текс, а вы слушайте внимательно и смотрите на слайды.

Учитель.  (слайд 8)
Учитель: Сегодня мы совершим с вами интересное путешествие по Русской равнине.

 1 группа:  Русская равнина – одна из величайших равнин мира, мы называем её сердцем нашей Родины, так как здесь зарождалось наше государство. И отсюда шло заселение и дальнейшее освоение нашей страны.

2 группа:   Много повидала Русская равнина: и набеги кочевников, и нашествие иноплеменников, и жестокость немецко-фашистских захватчиков во Второй мировой войне. До сих пор ещё не заросли воронки от бомбёжек вражеских самолётов Второй мировой войны.

3 группа:  Но не только славится Русская равнина своим историческим прошлым, славится она и своей красотой. Эта красота зачаровывает человека, лечит, т.к. придаёт ему духовные и физические силы, успокаивает и восстанавливает здоровье. Поэтому не случайно неповторимое очарование Русской природы воспето А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым. Запечатлено в живописи В.Д.Поленова, В.М.Васнецова, И.И.Шишкина. На полотнах этих художников изображались поля, леса, реки Русской равнины. (слайд 9,10,11,12)

Учитель: оказывается мы ещё не всё знаем о Русской равнине: много горя повидала русская земля, но в тоже время она удивительна и прекрасна!

И сегодняшняя ваша задача на уроке вспомнить всё, что мы изучали с вами о Русской равнине.

Цель нашего урока: (слайд 13)обобщить и закрепить знания об особенностях  природы  Русской равнины.

В процессе урока, который сегодня проходит в форме путешествия, путешествия по Русской равнине , мы проверим , как усвоен учебный материал . У нас сегодня класс разбит на три группы , в каждой есть лидер. За каждое правильно выполненное задание вы получаете баллы . В конце урока  мы суммируем баллы, а учитель выставит оценки.       Итак, желаю удачи!

  1. Самостоятельная работа по группам

Каждая группа получает карточки с заданиями. Всего 3 задания. Все задания  разные не повторяющиеся, тем самым охватывается весь учебный материал. При подготовке ответов учащиеся используют учебник, схемы рисунки, атласы. Лидер группы распределяет вопросы внутри своей группы. Каждому учащемуся по одному вопросу. Далее обсуждается в группе и при готовности поднимается сигнальный жетон. Ответ дает каждый учащийся группы по порядку. После выполнения и выступления по каждому заданию лидер группы выставляет баллы в оценочный лист по образцу критерия оценивания деятельности учащихся в группе.
Баллы ставит лидер в таблице.
Работа групп 10-15 минут.
 Задания в группах выполняются на фоне песни «Гляжу в озёра синие».

Задание №1. на знание материала об особенностях природы Русской равнины.

Работаем в тетрадях: отвечаем на вопросы.         1 группа:

  1. Горы, расположенные на Кольском полуострове, являются выступом кристалического фундамента (Хибины)
  2. На этом озере около 160 остров, крупнейший из которых – Хачин. По форме напоминает цветок орхидеи. В озеро  впадает более 100 притоков и вытекает всего 1 река Селижаровка. На одном из островов находится мужской монастырь – Нилова пустынь (Селигер)
  3. Низменная равнина на юге В.Е.Р. ,расположенная ниже уровня моря на 28 метров (Прикаспийская)
  4. Заповедник расположен в дельте Волги. Кругом вода, острова, заросшие тростником, рогозом, ивой. В заповеднике можно увидеть такой уникум растительного мира, как лотос - священный цветок древних египтян (Астраханский)

                                                                                2.группа:

  1. Возвышенность, дающая начало Волге – матушке? (Валдайская)
  2. Озеро на северо-западе равнины , в годы ВОВ являлась «дорогой жизни» (Ладожское)
  3. Возвышенность в самом центре (Среднерусская)

                     4.Низменная равнина образованная деятельностью ледника ,в междуречье  (Окско-Донская)

  1. группа:

1.Река, берущая начало в Северных Увалах (Северная Двина)

2.Низменная равнина , расположенная на С-В равнины (Большеземельская тундра)

3.Анамалия , расположенная в пределах крупного месторождения (КМА)

4.Солённое озеро в пределах Русской равнины ( Баскунчак)

Заслушиваются выступления групп, каждый участник дает ответ на один вопрос.

После выступления групп за 1 задание лидеры групп выставляют баллы в оценочном листе.

Задание №2. также индивидуальное для каждой группы. Задание состоит из нескольких вопросов. При выполнении используются учебник, карты атласа, тем самым отрабатываются умения, навыки  работы, с картами атласа. Для 1 группы схема рисунок геологической истории развития Русской равнины.

1 группа: задание на выявление причинно-следственной связи геологического строении и рельефа

  1. Определить географическое положение природной  зоны (указать широту южной и северной границы).
  2. Чем обусловлен рельеф зоны (Установить соответствие тектонического строения рельефа )
  3. Под влиянием, каких факторов формировался современный рельеф зоны?

http://festival.1september.ru/articles/313890/img6.gif

При ответе один участник группы выходит к настенной карте и отвечает на первый вопрос.

На остальные вопросы дается ответ с места.

 2 группа : задание на выявление причинно-следственной связи климатообразующих факторов и климата. Выявление изменчивости климатических показателей с севера на юг.

1)                          Исключить из логического ряда

1) Климат Русской равнины формируется    под воздействием 

                                   а)влияния Атлантики                                  

                                   б)подстилающей поверхности

                                   В)географической широты                 

                                             Г)В.М. с Тихого океана

                                            Д)экваториальных В.М.

                                             Е)циркуляции атмосферы

                                             Ж)солнечной радиации

     2) Русская равнина расположена в климатических поясах   

                                                                                                                           А)субарктическом

                                                                                                                            б)арктическом

                                                                                                                            в)умеренном

                                                                                                                            г)субтропическом

                                                                                                                             д)тропическом

                                                                                                                            е)субэкваториальном

2) Объясните, как меняется летняя температура с севера на юг.

3) Укажите количество осадков с севера на юг.

4)Объяснить причины изменения климатических характеристик на территории зоны.

Каждый участник дает ответ на один вопрос.

3.группа: задание на выявление причинно-следственной связи климата, растительного и животного мира. Выявление причин смены природных зон на территории Русской равнины. Смена видового состава животных и растительности двигаясь с севера на юг.

  1. Объяснить причины смены растительности с севера на юг
  2. Приведите примеры разнообразие и смены растительного покрова Русской равнины
  3. Укажите, многообразие видового состава животных Русской равнины двигаясь с севера на юг.

Результат выполнения задания №2 – это выступления группы, состоящее из выступлений каждого участника группы. Порядок устанавливает  лидер группы. Каждый участник дает ответ на один вопрос. Все ответы на вопросы записываются в тетради всеми участниками группы.

Учитель: Для выполнения следующего задания №3 требуется знание карты. При выполнении задания используется физическая карта Русской равнины и атласы. Каждый учащийся группы находит из предложенного списка один географический объект. Объекты распределяет лидер группы. После нахождения, проверяется в группе, затем поднимается сигнальный жетон, сигнализирующий о готовности группы к ответу. К настенной карте выходят по одному и показывают свой  географический объект. После выполнения лидеры снова проставляют баллы.

Задание №3

1 группа: покажите на карте у доски, следующие географические объекты Русской равнины: Валдайская возвышенность. Тиманский кряж, Прикаспийская низменность, озеро Ладожское, река Печора.

2 группа: покажите на карте у доски, следующие географические объекты Русской равнины: Среднерусская возвышенность, Северные Увалы, Приволжская возвышенность, озеро Баскунчак, река Северная Двина.

3 группа: покажите на карте у доски, следующие географические объекты Русской равнины: Смоленско-Московская возвышенность, Окско-Донская возвышенность, Малоземельская тундра, озеро Онежское, река Волга.

После выполнения 3 задания лидеры снова проставляют баллы.

  1. Физкультурная пауза  (слайд 14)

Мы немножечко устали, пришла пора  нам отдохнуть.  Физкультминутку проведет наш физорг класса.

Шагаем мы рядом,
Рюкзак за плечами.
Солнце на небе,
Земля под ногами.
Справа - товарищ,
Слева - подруга.
Встанем на месте -
Поддержим друг друга.

5.Проверка домашнего задания, выступление учащихся. (слайд 15)

1.Приготовить презентацию на тему: «Памятники природы Русской равнины», 3-4 слайда с  кратким описании. Источники: интернет ресурсы,  параграфы учебника

27-28, художественная литература.

2. Найти художественные, музыкальные произведения, посвященные Русской равнине.

Оформить выставку (картины, книги и т.д.) посвященные Русской равнине. Выставку представляет один из учащихся команды.

Первая часть Каждая группа представляет свою презентацию. «Памятники природы Русской равнины».

             Вторая часть домашнего задания  Каждая группа представляет  свою выставку картин русских    художников и   зачитывает произведения, посвященные Русской равнине

6.Закрепление материала. Тест.

Учитель: (слайд 16)сегодня мы с вами совершили уникальное путешествие по Русской равнине: вспомнили :

  • Географическое положение Русской равнины,
  • Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые,
  • Климат,
  • Внутренние воды,
  • Природные зоны, растительный и животный мир,
  • Выявляли причинно следственных связей,
  • Установили  соответствие между геологическим строением и формами рельефа, формами рельефа и полезными ископаемыми.

 Для выполнения тестовой работы вам требуются все ваши знания по теме  Русская равнина, умения и навыки работы с картами атласа и карточки с тестовыми работами. Учитель раздает карточки.

Учащиеся выполняют тестовую работу самостоятельно в тетради.

После выполнения учитель раздает ключи с ответами. Оценивание: учащиеся оценивают ответы соседа справа и выставляют баллы. Далее баллы проставляются лидером группы в оценочном листе. 

                      Тестовый опрос:

  1. Русская равнина расположена на :

А) плите        Б) геосинклинали

В) на древней платформе

  1. Климат Русская равнина

А) умеренный               Б) умеренно- континентальный

В) резко континентальный

  1. Климат Русская равнина формируется под воздействием:

А) АВМ                    Б) западного переноса

В) муссонного воздуха

  1. Реки имеют преимущественно

А) снеговое питание                Б) подземными водами

В) ледниковыми водами         Г) дождевыми водами

Д) смешанное питание

  1. Установите соответствие

1)Кольский полуостров                           а) Щит

2) Предкавказье                                         б) краевой прогиб  

3) Волга – уральский бассейн                    в) платформа

4) Среднерусская возвышенность            г) платформа

  1. Установите соответствие :

1) Хибины                                                      а) нефть, газ

2) Среднерусская возвышенность             б) аппатиты

3) Подмосковье                                              в) каменный уголь

  1. Эрозионные процессы в степной и лесостепной зонах Русская равнина возникли в результате  следующих причин:

А) большой континентальности

Б) низкого уровня грунтовых вод

В) ливневого характера летних дождей

Г) значительные распаханности территории

Д) того, что поверхность равнины сложена рыхлыми, легкорастворимыми породами

Е) частых засух и суховеев

Ж) бурного весеннего снеготаяния

З) слабой лесистости территории

  1. Маловодность рек в степной зоне Русская равнина объясняется:

А) незначительным годовым количеством осадков

Б) высокой испаряемости в течении  продолжительного времени года

В) глубоким залеганием грунтовых вод

Г) равнинностью  рельефа местности

Д) засоленностью почв

Е) господством суховеев

Ж) коэффициентом увлажнения

  1. Растительность в пустынях и полупустынях не имеет сплошного растительного покрова, потому что в этих районах:

А) жаркое и продолжительное лето     Б) рельеф имеет много неровностей

В) осадки не значительны                         Г) почвы сильно засолены

Д) увлажнение не значительно              Е) местность расположена внутри материка

  1. Преобладание месторождений  полезных ископаемых осадочного происхождения объясняется:

А) географическим положением

Б) большим количеством рек

В) тектоническим строением.

(слайд 17)

После выполнения учитель раздает ключи с ответами. Оценивание: учащиеся оценивают ответы соседа справа и выставляют баллы в тетради.  Далее баллы проставляются лидером группы в оценочном листе.

Ключ с правильными ответами.

№ вопроса

Правильный ответ

баллы

1.

В

1

2.

Б

1

3.

А, Б

2

4.

Д

1

5.

1-А, 2-Б, 3-В. 4-Г

4

6.

1-В. 2-А. 3-Б

3

7.

В, Г, Д. Е, Ж, З

6

8.

А, Б. В, Ж

4

9.

В

1

10.

В

1

7. Подведение итогов урока

Лидер каждой группы подсчитывает итоговое количество баллов и заносит в оценочный лист результаты деятельности участников своей группы

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ          Группа №_______________              Капитан Ф.И ____________

Ф.И.

Баллы за блиц-опрос

Работа в группе

Домашнее задание

Баллы  за тест

Мак-

24 балла

Сумма баллов

Итоговая оценка учителя

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

Оценочные листы лидеры групп  сдают учителю для выставления итоговой оценки.

Учитель собирает оценочные листы, итоги подводятся на следующем уроке, после проверки оценочного листа и выставления оценки учителем

8.Домашнее задание: (слайд 18)

1.Напишите рассказ, в каком уголке Русской равнины вы хотели бы побывать. Почему?

Урок географии в 8 классе. Команда №___1____

Тема: «Обобщающий урок. Путешествие по Русской равнине».

Цель: Обобщение знаний об особенностях природного комплекса Русской равнины.

План:

1.Блиц опрос

2.Самостоятельная работа в группах.

3. Физкультурная пауза.

4.Проверка домашнего задания, выступление учащихся.

5.Закрепление материала. Тест.

6.Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Все задания выполняются в тетради.

Задание №1.

Работаем в тетрадях: отвечаем на вопросы географического диктанта.

  1. Горы, расположенные на Кольском полуострове, являются выступом кристалического фундамента __________
  2. На этом озере около 160 остров, крупнейший из которых – Хачин. По форме напоминает цветок орхидеи. В озеро  впадает более 100 притоков и вытекает всего 1 река Селижаровка. На одном из островов находится мужской монастырь – Нилова пустынь __________
  3. Низменная равнина на юге В.Е.Р. ,расположенная ниже уровня моря на 28 метров _____________
  4. Заповедник расположен в дельте Волги. Кругом вода, острова, заросшие тростником, рогозом, ивой. В заповеднике можно увидеть такой уникум растительного мира, как лотос - священный цветок древних египтян _____________

Задание №2. Задание на выявление причинно-следственной связи геологического  строения и рельефа.

 (Смотри рисунок, приложение №1)

  1. Определить географическое положение Русской равнины (указать широту южной и северной границы).
  2. Чем обусловлен рельеф зоны (Установить соответствие тектонического строения рельефа )
  3. Под влиянием, каких факторов формировался современный рельеф зоны?

Задание №3.

Покажите на карте у доски. Каждый участник команды по одному географическому объекту. Валдайская возвышенность, Тиманский кряж, Прикаспийская низменность, озеро Ладожское, река Печера

Задание №4.          ТЕСТ

     

                     

Урок географии в 8 классе. Команда №____2___

Тема: «Обобщающий урок. Путешествие по Русской равнине».

Цель: Обобщение знаний об особенностях природного комплекса Русской равнины.

План:

 1.Блиц опрос

2.Самостоятельная работа в группах.

3. Физкультурная пауза.

4.Проверка домашнего задания, выступление учащихся.

5.Закрепление материала. Тест.

6.Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание

Все задания выполняются в тетради.

Задание №1.

Работаем в тетрадях: отвечаем на вопросы.

  1. Возвышенность дающая начало Волге – матушке? __________
  2. Озеро на северо-западе равнины , в годы ВОВ являлась «дорогой жизни» ____________
  3. Возвышенность в самом центре ____________

                     4.Низменная равнина образованная деятельностью ледника ,в междуречье  ________________

Задание №2 : Задание на выявление причинно-следственной связи  климатообразующих факторов и климата.  Выявление изменчивости климатических показателей с севера на юг.

 1.Исключить из логического ряда

1) Климат Русской равнины формируется    под воздействием 

                                   а)влияния Атлантики                                  

                                   б)подстилающей поверхности

                                   В)географической широты                 

                                             Г)В.М. с Тихого океана

                                            Д)экваториальных В.М.

                                             Е)циркуляции атмосферы

                                             Ж)солнечной радиации

     2)Русская равнина расположена в климатических поясах    

                                                                                                                           А)субарктическом

                                                                                                                            б)арктическом

                                                                                                                            в)умеренном

                                                                                                                            г)субтропическом

                                                                                                                             д)тропическом

                                                                                                                            е)субэкваториальном

2.Объясните, как меняется летняя температура с севера на юг.

3.Укажите количество осадков с севера на юг.

4.Объяснить причины изменения климатических характеристик на территории зоны.

Задание №3.

Покажите на карте у доски. Каждый участник команды по одному географическому объекту. Среднерусская возвышенность, Северные увалы, Приволжская возвышенность, озеро Баскунчак, река Северная Двина

Задание №4. Тест.

Урок географии в 8 классе. Команда №____3___

Тема: «Обобщающий урок. Путешествие по Русской равнине».

Цель: Обобщение знаний об особенностях природного комплекса Русской равнины.

 План:

 1.Блиц опрос

2.Самостоятельная работа в группах.

3. Физкультурная пауза.

4.Проверка домашнего задания, выступление учащихся.

5.Закрепление материала. Тест.

6.Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание

Все задания выполняются в тетради.

 Все задания выполняются в тетради

Задание №1.

Работаем в тетрадях: отвечаем на вопросы.

1.Река, берущая начало в Северных Увалах ____________

2.Низменная равнина , расположенная на С-В равнины ________________

3.Анамалия  расположенная в пределах крупного месторождения ______________

4. Соленное озеро в пределах Русской равнины _____________________-

Задание №2.Задание на выявление причинно-следственной связи климата, растительного и животного мира. Выявление причин смены природных зон на территории Русской равнины. Смена видового состава животных и растительности,  двигаясь с севера на юг.

      1.Объяснить причины смены растительности с севера на юг

     2.Приведите примеры разнообразие и смены растительного покрова Русской равнины

     3.Укажите, многообразие видового состава животных Русской равнины двигаясь с севера на юг.

Задание №3.

Покажите на карте у доски. Каждый участник команды по одному географическому объекту: Смоленско -Московскя возвышенность, Окско-Донская равнина, Малоземельская тундра, озеро Онежское, река Волга

Задание №4           ТЕСТ

 Тестовый опрос:

  1. Русская равнина  расположена на :

А) плите

Б) геосинклинали

В) на древней платформе

  1. Климат Русская равнина  

А) умеренный

Б) умеренно- континентальный

В) резко континентальный

  1. Климат Русская равнина  формируется под воздействием:

А) АВМ

Б) западного переноса

В) муссонного воздуха

  1. Реки имеют преимущественно

А) снеговое питание

Б) подземными водами

В) ледниковыми водами

Г) дождевыми водами

Д) смешанное питание

  1. Установите соответствие

1)кольский полуостров                           а) Щит

2) Предкавказье                                         б) краевой прогиб  

3) волга – уральский бассейн                    в) платформа

4) средне-русская возвышенность            г) платформа

  1. Установите соответствие :

1) хибины                                                      а) нефть, газ

2) средне- русская возвышенность             б) аппатиты

3) подмосковье                                              в) каменный уголь

  1. Эрозионные процессы в степной и лесостепной зонах ВЕР возникли в результате  следующих причин:

А) большой континентальности

Б) низкого уровня грунтовых вод

В) ливневого характера летних дождей

Г) значительные распаханности территории

Д) того, что поверхность равнины сложена рыхлыми, легкорастворимыми породами

Е) частых засух и суховеев

Ж) бурного весеннего снеготаяния

З) слабой лесистости территории

  1. Маловодность рек в степной зоне ВЕР объясняется:

А) незначительным годовым количеством осадков

Б) высокой испаряемости в течении  продолжительного времени года

В) глубоким залеганием грунтовых вод

Г) равнинностью  рельефа местности

Д) засоленностью почв

Е) господством суховеев

Ж) коэффициентом увлажнения

  1. Растительность в пустынях и полупустынях не имеет сплошного растительного покрова, потому что в этих районах:

А) жаркое и продолжительное лето

Б) рельеф имеет много неровностей

В) осадки не значительны

Г) почвы сильно засолены

Д) увлажнение не значительно

Е) местность расположена внутри материка

  1. Преобладание месторождений  полезных ископаемых осадочного происхождения объясняется:

А) географическим положением

Б) большим количеством рек

В) тектоническим строением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение по теме Русская равнина 8 класс

Тест по теме Русская равнина и географический диктант...

Справочно-информационный материал по теме "Русская равнина"

Справочно-информационный материал по теме "Русская равнина"...

ИТОГОВЫЙ УРОК-ИГРА по теме РУССКАЯ РАВНИНА «Галопом по Европам»

ИТОГОВЫЙ УРОК-ИГРА по теме РУССКАЯ РАВНИНА «Галопом по Европам»...

Презентация к уроку по теме "Русская равнина"

Презентация к уроку по теме "Русская равнина" для 8 класса...

фрагмент к уроку по теме "Русская (Восточная-Европейская" равнина"

Фрагмент урока по географии . 8  класс. Русская (Восточно-Европейская) равнина...