Урок географии" Поверхностные течения Мирового океана", 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Стеценко Светлана
Проблемный урок по географии материков и океанов, 7 класс. Тема: "Поверхностные течения Мирового океана " Технологическая карта урока по ФГОС, в которой раскрыты этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_urok_po_teme_techeniya_7_klass.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Стеценко Светлана Алексеевна

учитель географии МОБУ «СОШ №8 г. Волхова»

г. Волхов Ленинградская область

Урок географии

«Поверхностные течения Мирового океана» (7 КЛАСС)

Цели урока:

  1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий на примере изучения  особенностей течений Мирового океана.
  2. Предметно-дидактическая: формирование знаний о зависимости течений от постоянных ветров, вращения Земли вокруг своей оси; влиянии течений на перераспределении тепла  Океане.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • знают определение «водные массы», «течения», «различия течений по температуре и происхождению», «обозначение течений на карте»;
  • понимают зависимость течений от климата, постоянных ветров, рельефа дна океана          ;
  • применяют новые понятия при характеристике течения.

Метапредметные:

  • участвуют в выявлении, постановке и решении учебной проблемы, выдвигают и доказывают гипотезу;
  • выполняют задания  на контурной карте ;
  • сравнивают течения по температуре, направлению, циркуляцию в южном и северном полушарии;
  • работают с учебником, атласом, справочными материалами.

Личностные:

  • осознают роль географии в познании окружающего мира.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: изучение нового материала;
  • по способу организации: синтетический;
  • по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

  • основной: проблемный;
  • дополнительные: беседа, объяснение, самостоятельная работа и др.

Средства обучения:

  • Учебник
  •  Атлас
  • Презентация по теме «Поверхностные течения Мирового океана».
  • Справочные материалы   (основные данные о течениях Океана).
  • Мультимедийная техника.

Ход урока (представлен в таблице).


Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки/само-оценки

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Органи-зационный.

2. Формирование новых знаний, умений и навыков

Проблемный

Проблемно-поисковые

Влияние рельефа на  реки России

2.1.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа

Организует работу учащихся по выполнению следующих заданий:

Задание 1.  

Актуализация понятий по теме «Течения»

(течения(термин) ,по  температуре теплые и холодные, по времени-постоянные и временные, по глубине-поверхностные, глубинные и придонные (Слайд№)

Работа в парах по карточкам

Коммуникативные

Совместное обсуждение, сравнение с эталоном

Самостоятельная работа

Задание 2

Организует работу с картой.

Определить:

-направления основных ветров: пассатов, западных ветров, северо-восточных и юго-восточных;

- как связаны направления ветров и течений;

-причины образования течений;

- какие течения обозначить красным, синим цветом;

-течения в Атлантическом, Тихом, Индийском океанах;

               (Слайд №)

Работа в  парах,

обсуждение результатов работы

Коммуникативные

Совместное обсуждение, коррекция знаний

2.2. Создание проблемной ситуации

Самостоятельная

работа.

Беседа

Организует работу по физической карте.

Игра «Третий лишний»

(  распределение течений по океанам)

Организует беседу по вопросам:

К каким океанам относятся течения Мирового океана?

- Приведите примеры  течений в каждом океане

-Почему течения в каждом океане образуют кольца?

-  В каких океанах по 2 кольца течений?

- В каком из океанов одно кольцо течений?

(Слайд № )

Работа в парах по атласу, рисункам учебника

 

Выдвигают предположения, аргументируют ответы

Анализируют, обсуждают ответы друг друга, в ходе которого выясняют, что у рек разный характер течения

Общеучебные,

регулятивные, коммуникативные

Совместное обсуждение

 2.3 Постановка учебной проблемы

-От чего зависят направления течений Мирового океана?

Воспринимают учебную проблему

2.4 Решение проблемной ситуации

А) выдвижение гипотезы

 

Сопровождает учащихся в процессе решения задачи и выдвижения гипотезы

Объяснение новых понятий

Самостоятельная работа с использование справочного материала

Организует работу учащихся по решению поставленной задачи по следующему алгоритму:

1.Составление плана решения задачи.

2Установление причинно-следственной связи направлений  течений»

3.Решение   задач по определению  факторов, влияющих на образование  колец течений(Слайд №)

Решают задачи по  алгоритму:

-  совместно с учителем

- самостоятельно

Логические, регулятивные

Совместное обсуждение

Самопроверка

Б) проверка гипотезу

Самостоятельная работа

Организует работу по решению задач

Формулируют предположение о влиянии  на направление течений постоянных ветров

В) формулирование вывода

Подтверждает верность высказанного предположения

Запись в тетрадь определений.

Воспринимают объяснение учителя.

2.5 Доказательство и применение найденного решения

Самостоятельная работа

Организует деятельность учащихся по решению задач:

 Установить  причинно-следственные связи между неравномерным нагреванием земной поверхности, областями с разным атмосферным давлением, образованием ветра, ветровых течений.

 Обсуждают решения задач и делают выводы

Логические, общеучебные,

регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение, сравнение

Влияние на  движения течений в океане отклоняющей силы вращения Земли

3.1.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа.

Беседа

Организует актуализацию опорных знаний:

-  направление кольца течений в северном полушарии;

- направление кольца течений в южном полушарии;

Выполняют задания: -назвать течения   Атлантического и Тихого океанов в северном полушарии;

-назвать течения южного кольца течений названных океанов.

-Обсуждают закономерности  циркуляции течений в разных полушариях                  -Определяют   влияние на направление течений отклоняющей силы вращения Земли.

3.2. Создание проблемной ситуации

Самостоятельная работа

Беседа

Организует работу по анализу карт “Тихий океан”, “Атлантический океан:

- направление замкнутых кругов течений и постоянных ветров в северном полушарии-вправо, в южном- влево;

-отклонение  течений от направления постоянных   составляет 45 градусов.

( Слайд №)

Анализируют карту, делают выводы:

- о различии в направлении постоянных ветров и замкнутых кругов течений в северном и южном полушариях;

3.3 Постановка учебной проблемы

Сопровождает учащихся в процессе решения задачи и выдвижения гипотезы

Объяснение новых понятий

Как влияют течения на климат планеты?

3.4 Решение проблемной ситуации

Организует работу учащихся по решению поставленной задачи по следующему алгоритму:

1.Составление плана решения задачи.

2.Введение понятия о закономерности направления теплых и холодных течений ( экватор-умерен. широты)

3.Решение   задач  

Воспринимают объяснение учителя

Б) проверка гипотезы

Самостоятельная работа

1.Решение   задач по определению  влияния теплых и холодных течений на климат

2. Сравнение    как направлены теплые и холодные течения

1.

Сравнивают теплые и холодные течения по возможности давать осадки на прилегающие побережья материков  (на примере Перуанского и Бразильского течений)

2.

Определяют по карте направление теплых течений от экватора, холодных – к экватору

В)формулирование вывода

Подтверждает верность высказанного предположения

Запись в тетрадь определений.

Воспринимают объяснение учителя.

3.5. Доказательство и применение найденного решения

Почему в умеренных широтах чаще всего образуются вихри?

4. Подведение итогов,

рефлексия.

Беседа.

Организует деятельность по анализу работы на уроке по следующим вопросам:

- Где вы испытывали затруднения?

- Нравится ли тебе самому полученные решения в задачах?

 

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы.

Регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

Конспект 7 класс. Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений

Тема урока: Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Цель урока: продолжить формирование представлений о Мировом океане; познакомить учащихся с движением вод М...

Презентация "Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений".

Урок изучения нового материала. Работа с презентацией. Для закрепления работа с картой океанов....

Конспект урока по теме "Течения Мирового океана", 7 класс

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Для рационального использования времени на уроке, автор предлагает "рабочий лист"....