Рабочая программа кружка по географии «Познаём свой край» 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Юлия Александровна Алексеева

Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь.

Использование краеведческого материала, знаний по географии своей местности для формирования у учащихся географических понятий, умений устанавливать важнейшие взаимосвязи между явлениями природы. Задача заключается в том, чтобы найти, какими конкретными путями должно осуществляться преподавание географии на краеведческой основе, какие конкретные связи между местными явлениями природы можно использовать для выработки у учащихся общегеографических понятий и представлений. Проведение занятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 12 «Чем супесь отличается от суглинка?»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Цель работы: закрепить знания о типах почв, факторах их формирования и закономерностях распространения на территории Удмуртской Республики; совершенствовать умения и навыки работы с тематическими картами атласа и контурными картами.  

Источники знаний: атлас, контурная карта, опорная и дополнительная информация.

 

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Почва – это рыхлый верхний плодородный слой земли, образование которого происходит в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской горной породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.

Материнская порода – верхний слой горной породы, на котором могут происходить почвообразовательные процессы.

Гу́мус (лат. humus «земля, почва») – основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям. Гумус составляет 85-90% органического вещества почвы и является важным критерием при оценке её плодородности.

Почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы, состоящий из почвенных горизонтов и подгоризонтов. Мощность почвенного профиля от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров.

 

ХОД РАБОТЫ

  1. Дополните схему:

  1. По предложенному описанию определите тип почвы:

Описание

Тип почвы

Почвы занимают почти две трети территории республики. Плодородие почв зависит так же от степени их оподзоленности, а она, в свою очередь, - от состава растительности, под которой происходило формирование данных почв. 75 % площади УР

Основными признаками, по которым почвы отличаются от дерново - подзолистых, является хорошо развитый гумусовый горизонт мощностью до 40 см. Они обладают хорошим плодородием, и большая часть их используется под пашню. Они занимают около 8% территории Удмуртии.

Почвы отличаются от всех остальных темно - коричневым цветом, наибольшее распространение имеют в восточных и южных районах, занимая 2,7% территории Удмуртии.

Почвы формируются под лугово - травянистой растительностью пойм и речных долин. При распашке на них можно выращивать любые культуры, однако чаще всего небольшие их участки используют под овощи, а основные площади оставляют под сенокосы и пастбища. 6 % площади УР

Почвы занимают 4 % площади республики. В условиях Удмуртии плоскостному смыву подвержены 73 % площади пашни. Потери гумуса и элементов минерального питания достигают при этом огромных величин.

3. Начертите диаграмму, которая отображает структуру типов почв Удмуртской Республики.

4. Рассчитайте, площадь сельскохозяйственных угодий республики, если они занимают 47 % территории. ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

5. Решите задачу. Дождевые черви играют большую роль в создании гумуса. За год они переворачивают более 30 тонн почвы. Найдите примерную массу червей на 1 га чернозема, если средняя масса червя составляет 5 гр, а общее количество червей 140 тыс.  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Используя информацию по определению механического механического состава почв Удмуртии (песок, супесь, суглинок, глина), определите тип почвы, взятый с пришкольного участка. Смочите почву и скатайте шнур, сравните с показаниями таблицы, сделайте вывод.

Вид образца почвы после раскатывания

Разновидность почвы.

 Шнур не образуется

  песчаная

 Шнур формируется плохо, появляются лишь

 зачатки шнура.

 супесчаная

 Шнур сплошной, в кольцо свертывается без трещин.

  глинистая

 Шнур сплошной, в кольцо свертывается с трещинами

 таежный суглинок

 Шнур дробится на дольки

 легкий суглинок

 Шнур сплошной, при свертывание его кольцом  диаметром около 3 см. рас подается на трещины

 средний суглинок

Вывод: _____________________________________________________________________-

7. На контурной карте обозначьте основные типы почв Удмуртской Республики.

Вывод. Укажите основные закономерности распространения почв на территории Удмуртской Республики. ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 C:\Users\user\Desktop\почвы Удмуртии\U-map_gossove.gif



Предварительный просмотр:

МКОУ «Якшур-Бодьинская школа-интернат»

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол № ____

«____»________________

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

«____»__________________

Утверждена приказом № _____ от _____

Директор школы-интернат ____________Блинов И.В.

Рабочая программа

кружка по географии

«Познаём свой край»

8 класс

Составитель: Алексеева Ю.А.

учитель географии I квалификационной категории

Рецензент: Минеева Е.В.

руководитель ШМО учителей

естественно-математического цикла, учитель математики I квалификационной категории

2017-2018 учебный год


РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу кружка по географии «Познаём свой край»

для обучающихся 8 класса МКОУ «Якшур-Бодьинская школа-интернат».

Направление экспертизы

Вывод эксперта

1

Титульный лист

Оформлен в соответствии с требованиями

2

Пояснительная записка к программе

Определены цели, коррекционные задачи

3

Учебно-тематическое планирование материала

Составлено верно. В структуре разделы: нумерация занятий, раздел и тема занятий, количество часов, вид и содержание занятий, ожидаемые результаты, формы контроля

4

Содержание курса

Соответствует названиям, целям и задачам

5

Требования к уровню подготовки обучающихся

В пояснительной записке программы формируется минимум требований к обучающимся

6

Список литературы

Имеется

7

Контрольно-измерительные материалы

Имеется

8

Сведения о составителе

Алексеева Юлия Александровна, учитель географии I квалификационной категории

9

Заключение: структура рабочей программы

Может быть использована в работе

Август 2017

Рецензент: Минеева Е.В., руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла, учитель математики МКОУ

«Якшур-Бодьинская школа-интернат» I квалификационной категории.

Подпись ____________________


Пояснительная записка.

Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь.

Использование краеведческого материала, знаний по географии своей местности для формирования у учащихся географических понятий, умений устанавливать важнейшие взаимосвязи между явлениями природы. Задача заключается в том, чтобы найти, какими конкретными путями должно осуществляться преподавание географии на краеведческой основе, какие конкретные связи между местными явлениями природы можно использовать для выработки у учащихся общегеографических понятий и представлений.

Проведение занятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Деятельность учащихся может быть:

- индивидуальной;

- парной;

- групповой.

Программа предназначена для детей 8 кл.  Объём программы составляет 34часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии на краеведческом материале.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники

5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, математике.

6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.

7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать;

8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.

Коррекционно-развивающие задачи курса:

  1. Развитие памяти, внимания, воображения;
  2. Развитие логического мышления, умения находить связи между событиями и фактами;
  3. Развитие умения разными способами получать необходимые знания;
  4. Развитие творческих способностей; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, Эссе, презентации, реферат);
  5. Развитие речи: образное, яркое выражение мыслей, чувств путем использования

Различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов;

  1. Умение работать самостоятельно, готовность к сотрудничеству, коллективной работе;
  2. Научить учащихся активности, действию в различных учебных ситуациях, использовать практический опыт;
  3. Развитие и поддержание интереса к предмету, мотивации учебной деятельности, интереса к занятиям;
  4. Приобщение учащихся к культуре народов мира развитие общекультурных знаний и навыков, толерантность;
  5. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружение.

Требования к уровню подготовки учащихся

Организуя учебный процесс, необходимо обратить особое внимание на то, что коррекционные занятия формируют не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных  умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни - вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими, научить учащихся учиться, формировать универсальные общеучебные  умения и навыки, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Результаты обучения

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

РЕЗУЛЬТАТ

Учебно-организационные умения и навыки

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Работать в соответствии с предложенным планом.

Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Учебно-логические умения и навыки

Выделять главное, существенные признаки понятий.

Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.

Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Классифицировать информацию по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи

Учебно-информационные умения и навыки

Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях.

Работа с текстом и вне текстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений, понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам.

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; качественно и количественно описывать объект.

Учебно-коммуникативные умения и навыки

Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.

Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Специальные предметные умения

Знать основные географические понятия и термины;

Определять различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

Знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Понимать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема раздела

Количество часов в теме

Теория

Практика

Введение

1

1

-

1

Удмуртская Республика в составе Российской Федерации

3

1

2

2

Общая характеристика природы Удмуртии

15

12

3

3

Население Удмуртии

8

8

-

4

Города Удмуртии

7

7

-

Итого

34

29

5


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел программы, тема занятия

Количество часов

Содержание занятия

Умения и навыки

1.

Введение. Диагностика

1

Обсуждение, планирование, инструктаж по ТБ

Решение познавательных задач

Тема 1. Удмуртская Республика в составе Российской Федерации (3 ч.)

2

Символика Удмуртской Республики

1

Обсуждение полученной информации

Уметь работать с источниками информации

3

Мой край родной на карте мира.

1

Практическая работа по определению ГП Удмуртии, её столицы, ГП своего административного района

Умение определять географическое положение Удмуртской Республики

4

Районы Удмуртии. Достопримечательности районов.

1

Практическая работа на определение по карте административных районов, их центров.

Умение определять по картам атласа Удмуртской республики административные районы, их центры.

Тема 2. Общая характеристика природы Удмуртии (15 ч.)

5

Есть ли горы в Удмуртии?

1

Практическая работа по определению по картам атласа Удмуртской Республики форм рельефа.

Умение определять по картам атласа Удмуртской Республики основные формы рельефа, выявлять причины – следственные связи (геология – рельеф).

6

«Чёрное золото» Удмуртии.

1

Обсуждение полученной информации

Определение по карте основных видов полезных ископаемых Удмуртии (нефть, азотный газ, бурый и каменный уголь, торф, минеральные воды), своей местности.

7

Возможно ли в Удмуртии образование тропической пустыни?

1

Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета о климатообразующих факторах, оказывающих влияние на формирование климата Удмуртии. Обсуждение.

Определение по карте климатического пояса, в котором находится Удмуртия.

8

Охрана атмосферного воздуха.

1

Обсуждение полученной информации.

Решение познавательных задач.

9

Родниковый край.

1

Практическая работа по определению водных ресурсов Удмуртии по атласу (реки: Кама, Вятка, Чепца, Кильмезь, Иж, Сива, Вала, Лоза; пруды – Ижевский, Воткинский, Камбарский, Пудемский)

Умение определять географическое положение водных объектов Удмуртии, своей местности. Прокладка водных транспортных маршрутов из Удмуртии в Центральные районы России.

10

Охрана водных ресурсов.

1

Обсуждение полученной информации.

Составление предложений по решению возникших проблем по экологическому состоянию водных ресурсов.

11

Почему у нас почва цвета золы?

1

Обсуждение полученной информации о составе и состоянии почв Удмуртии

Умение определять по карте типы почв, Чтение почвенной карты

12

Чем супесь отличается от суглинка?

1

Практическая работа по определению механического состава почв Удмуртии (песок, супесь, суглинок, глина)

Умение определять разновидность почвы по виду почвы после раскатывания.

13

Каков растительный мир Удмуртии?

1

Обсуждение полученной информации

Определение по карте характерных представителей растительного мира.

14

Обитатели леса.

1

Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение.

Определение по карте распространенных животных Удмуртии

15

Сохраним природу Удмуртии

1

Обсуждение полученной информации об экологических проблемах Удмуртии. Работа с картами, атласами, использование интернет ресурсов

Решение задач на логическое мышление.

16

Знакомство с природным комплексом своей местности

1

Экскурсия

Знать правила поведения во время групповых экскурсий.

17

Природные лаборатории – заповедники.

1

Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета о заповедниках Удмуртии. Работа с картами, атласами, использование интернет ресурсов

Определение по карте особо охраняемых природных территорий Удмуртии.

18

Человек и природа. Экстремальные условия жизни.

1

Сбор информации о возможных природных  стихийных бедствиях на территории Удмуртии. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами.

Применять полученные знания, сопоставлять, исследовать, предполагать.

19

Природа Удмуртии.

1

Игра по пройденным темам занятий.

Применять полученные знания.

Тема 3. Население Удмуртии (8 ч.)

20

Удмурты – коренной народ республики.

1

Экскурсия в краеведческий музей

Применять полученные знания, сопоставлять, исследовать, предполагать

21

Уральские народы нашего края

1

Обсуждение полученной информации об уральских народах, проживающих на территории республики (коми, марийцы)

Приводить примеры культурных особенностей основных народов, населяющих территорию Удмуртии

22

Тюркские народы, проживающие на территории Удмуртии.

1

Обсуждение полученной информации об тюркских народах, проживающих на территории республики (татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы)

Приводить примеры культурных особенностей основных народов, населяющих территорию Удмуртии

23

Народы индоевропейской языковой семьи, проживающие в Удмуртии: русские, белорусы, украинцы, армяне, цыгане.

1

Обсуждение полученной информации о народах индоевропейской языковой семьи, проживающих на территории республики (русские, белорусы, украинцы, армяне, цыгане)

Приводить примеры культурных особенностей основных народов, населяющих территорию Удмуртии

24

Религиозные верования.

1

Сбор информации о религиозном составе населения Удмуртии. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами.

Умение работать с разными источниками информации.

25

Удмуртия – многонациональная республика.

1

Игра по пройденным темам занятий.

Применять полученные знания.

26

Люди, прославившие Удмуртию

1

Обсуждение полученной информации.

Уметь делать выводы по данной теме.

27

Они сражались за Родину.

1

Тема 4. Города Удмуртии (7 ч.)

28

В каком населенном пункте ты живешь?

1

Обсуждение полученной информации о типах населенных пунктов республики. Определение географических координат своего населенного пункта.

Умение определять тип своего населенного пункта, его географические координаты.

29

Ижевск – столица Удмуртской Республики

1

Сбор информации о столице Удмуртии. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами.

Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности

30

Глазов - город ссылки В.Г. Короленко.

1

Сбор информации подготовка к созданию презентации о городе. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами.

Уметь работать в группе, распределять обязанности, ставить цели и выполнять их

31

Воткинск – родина П.И.Чайковского.

1

Выступление с сообщениями. Обсуждение, примеры из жизни.

Уметь применять полученные знания в жизни.

32

Сарапул – купеческий город.

1

Сбор информации о истории и достопримечательностях города. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами.

Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности

33

Камбарка – город районного подчинения.

1

Обсуждение полученной информации.

Уметь высказывать своё мнение, делать выводы.

34

Диагностика

1

Обобщающий, игра «Удмуртия – край родниковый»

Применять полученные знания.


ДИАГНОСТИИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Козлова Н.Т., Успенская В.М. География Удмуртии. 8-9 класс: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. Ижевск: Издательство ИУУ, 2000. -98 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Петров А.Н. «Удмуртский этнос: проблемы ментальности». Изд. «Удмуртия», 2002
  2. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. «Наш край. Удмуртская республика». Изд «Удмуртия», 2006

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Петров А.Н. «Удмуртский этнос: проблемы ментальности». Изд. «Удмуртия», 2002
  2. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. «Наш край. Удмуртская республика». Изд «Удмуртия», 2006
  3. Борлукова Н.В., Волкова Г.С. «История наших народов». Изд. ИПК и ПРО УР. 2006
  4. Владимирова Р.Н., Никулина Т.Е. «К 450-летию присоединения Удмуртии к России». Изд. ИПК и ПРО УР. 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов

Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов....

Рабочая программа кружка "Юный географ"для учащихся 7 класса

Кружок рассчитан на 1 час в неделю. В год 35 занятий....

Рабочая программа элективного курса "Я познаю свой край" 5 класс

Программа элективного курса "Я познаю свой край" разработана для учащихся 5 класса. Курс построен в форме интересных и познавательных экскурсий, практических и творческих работ....

Рабочая программа кружка по географии: "За страницами учебника географии"

Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся.      Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос в...

Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край". Классы: 6,7

Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край" Классы: 6,7...