Главные вкладки

    ДОКЛАД на тему: «Особенности запоминания учебного материала у подростков».
    материал по географии по теме

    Тема моего доклада  «Особенности запоминания учебного материала»  я познакомлю вас, что использую на своих уроках, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.

    География – это такой предмет, который требует различных способов при её изучении. Эти способы соответствуют китайской пословице:

     

    Я слышу — я забываю,

     Я вижу — я запоминаю,

     Я делаю — я понимаю.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad-pedsovet-2014-2015.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД

    на тему:

    «Особенности запоминания учебного материала у подростков».

    Выполнила:

    учитель географии

    МБОУ «Устьинская СОШ»

    Шебалкина С.А.

    Устье, 2014 г.

    Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.

    Виды памяти:

    • По объекту памяти (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная);
    • По степени волевой регуляции (произвольная, непроизвольная);
    • По длительности сохранения в памяти (кратковременная, долговременная, оперативная);
    • По органам чувств (зрительная, слуховая)

    Процессы памяти:

    • Запоминание
    • Сохранение
    • Воспроизведение

    Существуют два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

    Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения

    Речевой – 15 %

    Зрительный – 25%

    Оба одновременно- 65%

    Законы памяти:

    -Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые.

    -Действия запоминаются лучше, чем мысли.

    -Эффект края. Лучше запоминается начало и конец.

    -Редкие и странные явления запоминаются лучше.

    -Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

    -Заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени.

    И так как тема моего доклада  «Особенности запоминания учебного материала»  я познакомлю вас, что использую на своих уроках, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.

    География – это такой предмет, который требует различных способов при её изучении. Эти способы соответствуют китайской пословице:

    Я слышу — я забываю,

     Я вижу — я запоминаю,

     Я делаю — я понимаю.

    Что я использую на своих уроках, чтобы дети лучше запоминали изучаемый материал:

    1. Кроме слуховой информации на каждом уроке используются карты, плакаты, схемы, демонстрационные фильмы. Недостающую информацию я демонстрирую используя проектор.

    2. При объяснении темы, например, «Природные зоны мира». Дети открывают атлас и находят карту «Природные зоны», с которой они будут работать в течение всего урока. Затем мы определяем определение -  «Природная зона» и характеризуем каждую природную зону. При этом одновременно используется  демонстрационная карта «Природные зоны мира» и слайды «Растительный и животный мир по каждой  природной зоне».

    3.На дом кроме изучения параграфа задаётся задание в контурной карте, где нужно отметить месторасположение изученных на уроке природных зон.

    4. При закрепление темы использую заполнение таблиц. Например, тема «Климат  Африки». Таблица состоит из следующих граф:

    Климатический пояс

    Месторасположение

    Сред. температура июля, 0 С

    Сред. температура января, 0 С

    Воздушные массы

    Количество осадков,

    Благодаря таблицы выстраивается чёткая схема расположения климатических поясов и их характеристика.

    5. На уроке часто использую схемы.

    1) Например, тема «Горные породы». Схема «горные породы» заранее создаётся на слайде дома. И на уроке по данной схеме изучаем тему, параллельно демонстрируя образцы горных пород.

     2) Или  схема создаётся вместе с детьми в течение урока. Например, тема «Вода» (природоведение). На вопрос в каких состояниях вода встречается в природе.

    3)  При закреплении в конце урока вычерчиваем схему по изученному материалу.

    Например, при изучении темы «Геоморфологическая среда Тамбовской области», т.е. мы должны определить какие формы рельефа расположены на территории Тамбовской области. В конце урока вычерчивается следующая схема-цепочка: Тамбовская область → Евразия → Евразийская плита → Русская платформа → Восточно-Европейская равнина →  Окско-Донская низменная равнина → овраги, балки, западины, моренные отложения.

    6. Для изучения трудного и объёмного текста параграфа использую план изучения. Постепенное и поэтапное изучение по пунктам плана способствует пониманию и запоминанию данного  параграфа.

    7. Большое значение уделяю повторению  с учащимися учебного материала в течение целого года.

    Например, при изучении географических оболочек. Изучив одну, при изучении следующей оболочки повторяется ранее изученная. Постоянное вспоминание способствует запоминанию географических оболочек.

    8. При ответе у доски ученик всегда показывает изученные географические объекты по карте.

    Свой доклад я хочу закончить двумя высказываниями:

    Не скоро забывается то, что долго заучивалось.

    Неизвестный автор

    Память слабеет, если ее не упражняешь.

    Цицерон

    Поэтому, если дети постоянно учат, выполняют все задания, то  данный изучаемый материал остаётся у них надолго в памяти. И память их не слабеет, а укрепляется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правила запоминания учебного материала

    Правила , которые можно использовать в работе учителю....

    Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.

    Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их....

    Современные приемы и методы запоминания учебного материала.

    Современные приемы и методы запоминания учебного материала  - обобщенные  рекомендации для учителей при подготовке и  для проведении уроков....

    Доклад на тему «Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии в основной школе»

       Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, соци...

    Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»

    Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...

    Тема : «Особенности методики проведения учебного занятия «Технология» по теме: «Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов» с применением учебника нового поколения (5 класс)».

    Онлайн-конференция "Современный учебник технологии как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке"17 мая 2018 г. состоялась онлайн-конференция «Современный учеб...