ДОКЛАД на тему: «Особенности запоминания учебного материала у подростков».
материал по географии по теме

Тема моего доклада  «Особенности запоминания учебного материала»  я познакомлю вас, что использую на своих уроках, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.

География – это такой предмет, который требует различных способов при её изучении. Эти способы соответствуют китайской пословице:

 

Я слышу — я забываю,

 Я вижу — я запоминаю,

 Я делаю — я понимаю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-pedsovet-2014-2015.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

«Особенности запоминания учебного материала у подростков».

Выполнила:

учитель географии

МБОУ «Устьинская СОШ»

Шебалкина С.А.

Устье, 2014 г.

Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.

Виды памяти:

  • По объекту памяти (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная);
  • По степени волевой регуляции (произвольная, непроизвольная);
  • По длительности сохранения в памяти (кратковременная, долговременная, оперативная);
  • По органам чувств (зрительная, слуховая)

Процессы памяти:

  • Запоминание
  • Сохранение
  • Воспроизведение

Существуют два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения

Речевой – 15 %

Зрительный – 25%

Оба одновременно- 65%

Законы памяти:

-Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые.

-Действия запоминаются лучше, чем мысли.

-Эффект края. Лучше запоминается начало и конец.

-Редкие и странные явления запоминаются лучше.

-Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

-Заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени.

И так как тема моего доклада  «Особенности запоминания учебного материала»  я познакомлю вас, что использую на своих уроках, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.

География – это такой предмет, который требует различных способов при её изучении. Эти способы соответствуют китайской пословице:

Я слышу — я забываю,

 Я вижу — я запоминаю,

 Я делаю — я понимаю.

Что я использую на своих уроках, чтобы дети лучше запоминали изучаемый материал:

1. Кроме слуховой информации на каждом уроке используются карты, плакаты, схемы, демонстрационные фильмы. Недостающую информацию я демонстрирую используя проектор.

2. При объяснении темы, например, «Природные зоны мира». Дети открывают атлас и находят карту «Природные зоны», с которой они будут работать в течение всего урока. Затем мы определяем определение -  «Природная зона» и характеризуем каждую природную зону. При этом одновременно используется  демонстрационная карта «Природные зоны мира» и слайды «Растительный и животный мир по каждой  природной зоне».

3.На дом кроме изучения параграфа задаётся задание в контурной карте, где нужно отметить месторасположение изученных на уроке природных зон.

4. При закрепление темы использую заполнение таблиц. Например, тема «Климат  Африки». Таблица состоит из следующих граф:

Климатический пояс

Месторасположение

Сред. температура июля, 0 С

Сред. температура января, 0 С

Воздушные массы

Количество осадков,

Благодаря таблицы выстраивается чёткая схема расположения климатических поясов и их характеристика.

5. На уроке часто использую схемы.

1) Например, тема «Горные породы». Схема «горные породы» заранее создаётся на слайде дома. И на уроке по данной схеме изучаем тему, параллельно демонстрируя образцы горных пород.

 2) Или  схема создаётся вместе с детьми в течение урока. Например, тема «Вода» (природоведение). На вопрос в каких состояниях вода встречается в природе.

3)  При закреплении в конце урока вычерчиваем схему по изученному материалу.

Например, при изучении темы «Геоморфологическая среда Тамбовской области», т.е. мы должны определить какие формы рельефа расположены на территории Тамбовской области. В конце урока вычерчивается следующая схема-цепочка: Тамбовская область → Евразия → Евразийская плита → Русская платформа → Восточно-Европейская равнина →  Окско-Донская низменная равнина → овраги, балки, западины, моренные отложения.

6. Для изучения трудного и объёмного текста параграфа использую план изучения. Постепенное и поэтапное изучение по пунктам плана способствует пониманию и запоминанию данного  параграфа.

7. Большое значение уделяю повторению  с учащимися учебного материала в течение целого года.

Например, при изучении географических оболочек. Изучив одну, при изучении следующей оболочки повторяется ранее изученная. Постоянное вспоминание способствует запоминанию географических оболочек.

8. При ответе у доски ученик всегда показывает изученные географические объекты по карте.

Свой доклад я хочу закончить двумя высказываниями:

Не скоро забывается то, что долго заучивалось.

Неизвестный автор

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Цицерон

Поэтому, если дети постоянно учат, выполняют все задания, то  данный изучаемый материал остаётся у них надолго в памяти. И память их не слабеет, а укрепляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила запоминания учебного материала

Правила , которые можно использовать в работе учителю....

Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.

Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их....

Современные приемы и методы запоминания учебного материала.

Современные приемы и методы запоминания учебного материала  - обобщенные  рекомендации для учителей при подготовке и  для проведении уроков....

Доклад на тему «Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии в основной школе»

   Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, соци...

Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»

Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...

Тема : «Особенности методики проведения учебного занятия «Технология» по теме: «Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов» с применением учебника нового поколения (5 класс)».

Онлайн-конференция "Современный учебник технологии как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке"17 мая 2018 г. состоялась онлайн-конференция «Современный учеб...