Главные вкладки

    Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли. 6 класс.
    план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

    Ковалева Елена Витальевна

    Продолжение формирования представлений о форме и истинных размерах Земли

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок : География + математика   Тема: Форма и размеры Земли.

    Цели: 1. (География): Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли; об их влиянии на жизнь планеты;

    - Пространственного мышления о шарообразности планеты;

    - Познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания.

               2. (Математика): Сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе), о круге;

    - Продолжить знакомство с чертёжным инструментом- циркулем;

    - Развивать умение строить окружность с помощью циркуля.

               3. Формирование интегрированного мышления, позволяющего осознавать взаимосвязь знаний, умений, полученных на разных предметах и умение их применять;

               4. Подбор и апробация интегрированных заданий;

               5. Взаимодействие педагогов обоих предметов.

    Задачи:

    Обучающие: углубить знания о планете Земля;

    Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, умение работать в группе, в парах;

    Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желание анализировать  информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение;

    - Воспитание патриотизма, любви к своей Родине;

    - Формирование культуры общения при работе в группе, (в парах).

    Основное содержание темы, термины, понятия:

    -   форма, размеры и движение Земли; (суточное вращение Земли вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия);

    -  эллипсоид, геоид, природные циклы и ритмы;

    -  глобус, экватор, полюс.

    Планируемые результаты:

    Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

    - формирование коммуникативной компетентности в общении;

    - осознание уникальности своей малой Родины, её места в общей картине мира.

    Метапредметные: - умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи;

    - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

    - умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждать их фактами.

    Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.

    УУД:

    Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира

    Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

    Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество, общаться и взаимодействовать друг с другом; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

    Межпредметные связи: история, математика.

    Формы работы: игровая, коллективная, групповая, в парах.

    Оборудование: глобус, карта полушарий, атласы, циркули;  мультмедийный проектор, презентация «Форма и размеры Земли», учебники; (видеоролик «Земля во Вселенной», «Геоид»), звуковые эффекты: сигнал работающего космического корабля), карточки: плоская-полусфера-шар-эллипсоид-геоид; листы А3(2листа);

    1 голубой  гелиевый шарик, 3 желтых гелиевых шара.

    Структура урока:

    1. Организационный этап.
    2. Мотивация учебной деятельности. Эмоциональный настрой на активную работу.
    3. Актуализация учебных знаний по теме «Форма и размеры Земли».
    4. Формирование темы урока. Подготовка к проблемной ситуации.
    5. Этап целеполагания.
    6. Этап открытия нового знания.
    7. Этап применения нового знания. Учебные действия по реализации плана.
    8. Закрепление.
    9. Рефлексия.
    10. Домашнее задание.

    Ход урока.

    1.Организационный этап. Приветствие гостей и учащихся, проверка готовности.

    Учитель1: Здравствуйте,  уважаемые гости и ребята. Дети, проверьте, всё ли у вас готово к уроку:   (учебник, тетрадь, пенал, дневник).

    Учитель2: У нас сегодня не простой урок, а открытое тематическое мероприятие.

                      - Как вы думаете, почему сегодня на уроке одновременно учитель географии и

                          математики? Чем мы будем заниматься?

    (учащиеся выдвигают свои предположения): будем решать географические задачи и применять  

                                                                                   математические методы.

    Учитель1: Да, мы сегодня будем изучать географию при помощи математики.

    Учитель2: Значит, что ещё необходимо у вас на парте? (линейка, циркуль, карандаш)

    2.Мотивация учебной деятельности. Эмоциональный настрой на активную работу.

    Учитель1: Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

                         А чтобы урок пошёл каждому впрок,

                         Мы постараемся быть какими?

    Уч-ся: активными, внимательными, трудолюбивыми.

    Учитель1: Дети, а сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

                       (видеоролик «Земля во Вселенной»)

    - Какая Земля? Хотели бы вы полететь в космическую научную экспедицию? Полюбоваться красотой нашей планеты?

    - Как бы называлось такое путешествие?

    Уч-ся: выдвигают свои варианты: (Космическое путешествие вокруг Земли; …)

    Учитель2: Давайте сегодня совершим с вами виртуальный полет вокруг Земли. Мы отправимся в путь

                        на космических кораблях, а для этого мы разделимся на 3 группы: 3 космических корабля.

                        Придумайте название вашего космического корабля и выберите командира экипажа.

    (Учащиеся дают названия кораблям, выбирают командира экипажа)

    3.Актуализация учебных знаний по теме «Форма и размеры Земли».

    Учитель1: Экипаж какого корабля проявит больше смекалки, покажет лучшие знания и умение их

                        применять, тот корабль сможет удачней приземлиться и получить высший балл.

    - Внимание! Приготовиться! Приступить к запуску космического корабля!

     

    Учитель2: Начать обратный отсчёт: 5, 4,3,2,1. Пуск! (звучит сигнал работающего корабля)

    Учитель1: Пока наши космические корабли набирают высоту, вспомните с какими небесными телами

                        мы встретимся в Солнечной системе?

    Уч-ся: звезды, астероиды, кометы, др. планеты Солнечной системы, космическая пыль.

    Учитель2: Как много небесных тел во Вселенной! Но наша Земля – уникальная планета, она выглядит

                         из космоса как? (….драгоценный камень, шар…)

    Учитель1: Вспомните, как в далекой древности люди представляли себе форму Земли?

     

    Уч-ся:    прежде люди думали, что Земля – плоский или выпуклый диск, который держится на

              подпорках. А насчет подпорок у них были различные мнения.

    Слайд: 

    - Как представляли Землю в старину на Руси? (плоская)

    Слайд: 

    - Какой представляли Землю древние народы Индии? (полусфера)

    Учитель1: На чем держится полусфера Земли?  (на 4 слонах, а слоны стоят на громаднейшей

                       черепахе)

                      - О чем не задумывались древние люди? (На чем держится черепаха?)

    Учитель1: Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола;

                        удивительно, что разум человека все таки сумел узнать истинную форму Земли, правда для

                        этого понадобились многие и многие тысячелетия. Очень помогли людям далекие

                       путешествия.

                      - Что доказало плавание Магеллана?

    Слайд: 

                       - Так какова же форма Земли? (шар)

    Учитель1:  - какие ещё наблюдения подтверждают шарообразность Земли?

      Уч-ся:   -  Наблюдение уходящих за горизонт кораблей.

                  - Аристотель, наблюдая за лунными затмениями, увидел, что тень Земли, падающая на Луну имеет круглую форму.

     Учитель2: - Итак, мы вышли на околоземную орбиту. На наших космических кораблях много всяких

                        важных  документов  и оборудования для научных исследований. Экипажи чувствуют себя

                        хорошо и готовы к работе.

    4.Формирование темы урока. Подготовка к проблемной ситуации.

    (Звук сигнала сирены, или мигает красная лампочка)

    Учитель1: Внимание! Произошёл сбой в системе управления кораблём! Срочно принять меры!

    Учитель2: - Экипажам необходимо быстро действовать, требуется сформулировать тему нашей научной работы, а для этого надо выполнить несколько заданий каждому экипажу.

    Учитель1: - Прежде чем выполнять задания, назовите основные правила работы в группе.

    Правила работы в группе:

    - общаться в группе вежливо и доброжелательно;

    -если возникают трудности надо помочь;

    - к заданию относиться серьёзно, проявлять активность;

    -испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих одноклассников.

    Учитель2:  На столе у каждого экипажа листы с заданиями. Приступить к их выполнению. Выбрать  координатора. При устном ответе обосновать свой выбор. Распределите задания в группе.

    Выполнение 2мин

     Задание1: «Третий лишний»: - Меркурий, Сатурн, Земля;      (Сатурн- планета-гигант)

                                                      - Марс, Земля, Венера;               (Только на Земле есть жизнь)

                                                     - Земля, Солнце, Сириус.   (Земля – планета, а Солнце и Сириус – звезды)

    Задание2:  Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:

                  Масштаб

                    Масштаб

                  1: 1000

               В 1см -  100 м    

                 1: 5 000 000

    Задание3:  Выберите верное утверждение:

                      А) Солнце по размерам равно Земле                               (нет)

                     Б) Земля – третья по счету планета от Солнца          (да)

                    В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце         (нет)

    (за каждый правильный ответ 1 балл): максимально 9 баллов

    Учитель1: Итак, Солнечную систему образуют разные небесные тела. Какую форму имеют планеты?

                       -  Как они различаются по размерам? Какова тема нашей научной работы?

    Уч-ся: «Форма и размеры Земли.»

    Учитель2: Тема научной работы определена. Системы управления космическим кораблем восстановлены и

                         работают нормально, можно продолжать полет.

    5.Этап целеполагания.

    Учитель1:  Чтобы определить цели работы предлагаю отгадать загадки каждому экипажу: (находятся ………)

                          (по 1 баллу)

    Группа 1: Шар невелик, лениться не велит,

                      Если знаешь предмет, то покажет целый свет

    Группа 2: На ноге стоит одной, крутит, вертит головой

                       Нам показывает страны, реки, горы, океаны.

    Группа 3: У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны

                      Догадались, в чём тут фокус?

                      Я держу руками…….                                                  (глобус)

    - О чем будем говорить?

    - Что знаете о глобусе?

    -Что хотите узнать?

    Уч-ся:  Что такое глобус?  О чем может рассказать глобус? Чем глобус похож на Землю и чем отличается?

                 Как определять расстояния по глобусу?

    6.Этап открытия нового знания.

    Учитель1: -  На ваших столах стоят глобусы. Что такое глобус?

                        - Почему  именно по глобусу мы будем изучать форму Земли? Какие бывают глобусы?

    Уч-ся:  сообщение о глобусах

    Учитель1: -  Постепенно представления о Земле как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на

                           точных расчетах и измерениях.

                     

       - Какой возникает вопрос? (Какие размеры имеет наша планета?)

                                                     ( -Кто и когда смог определить размеры Земли?)

    Учитель1: Учебная задача поставлена. Научным экипажам космических кораблей приступить к поиску

                          необходимой информации используя данные учебника и атласа……

    (Заслушиваются ответы учащихся):

    Уч-ся: первым, кто измерил длину земного шара, был древнегреческий ученый Эратосфен (2-3 в. до н.э.)

    Слайд: (Эратосфен)

    Учитель1: Но Эратосфен тогда ошибся на несколько км, найдите в учебнике истинные размеры Земли и

                        Запишите в тетрадь.

    Слайд: (проверка по слайду):площадь поверхности Земли = 510 млн. км2

                                                      Расстояние от центра Земли до экватора = 6378 км

                                                      Расстояние от центра Земли до полюсов = 6356 км

                                                     Длина экватора =  40076 км

    Учитель1: - Найдите экватор на глобусе. Что такое экватор?

                        - Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету Земным шаром?

                       - Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное?

    Учитель1: Для решения проблемы научным экипажам космических кораблей необходимо воспользоваться историческими документами из архива, обсудить информацию в группе и составить устный отчет.

    (уч-ся сообщают о французском академике Рише, его астрономических часах)

    Учитель2:  Глобус – уменьшенная модель Земли по форме является чем? (шаром)

                         - Как же нам изобразить шар на плоскости? (в виде окружности)

    Слайд:    У круга есть одна подруга,

                    Знакома всем её наружность,

                    Она идёт по краю круга,

                    И называется  ………..               (окружность)

    Учитель2: (или подготовленный ученик):

                        - Древние греки считали окружность и круг воплощением совершенства. Для построения

                          Окружности используют циркуль, а цирк и циркуль – слова-родственники, потому, что оба

                           происходят от латинского слова «циркус – т.е. «круг».

                           В русском языке слово «круглый» стало обозначать высокую степень чего-нибудь.

                           Мы говорим:»круглый сирота»,  «круглый отличник». Цирковая арена имеет форму круга.

                           Причем, в какой бы стране мира вы бы ни побывали, везде, где есть цирк, цирковая арена

                           Одинаковых размеров.

                       -  А  как вы думаете, почему? (можно дать на обсуждение группам)

    Учитель2:  Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него

                         игла, на другом – карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться  и не сломать

                         грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу или передавать соседу «иглой вперед»

    Слайд:    

    Учитель2:  1) Отметьте в тетради точку. Назовите её буквой О.

                          2) Возьмите циркуль, раздвиньте «ножки» циркуля на расстояние 3см

                          3) Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию.

    Слайд:    

    Учитель2: Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном

                         расстоянии от данной точки.

    Слайд:    Проверь себя: (или на отдельном столе предметы: глобус, будильник, пачка чая, игрушка- машина,

                                               бублик и т.д.)

    Учитель2: т.О называется центром окружности.

                         - отметим на окружности две точки А и М.

                         - соединим точки О и М, О и А.

                         - отрезки ОА и ОМ называют радиусами окружности.

                       Запишем в тетради: отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности,

                        называется радиусом.

    Слайд:  

     Учитель2: - Сколько радиусов у окружности, изображенной на слайде? Что можно сказать про них?

                         - Запишем в тетради: ОА=ОМ=r

                        - Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью, обозначьте точку пересечения буквой К.

                        - отрезок АК называется диаметром окружности.

                      Запишем в тетради: диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и

                        проходящий через её центр.

     

    7.Этап применения нового знания. Учебные действия по реализации плана.

    Учитель2: А теперь научные экипажи космических кораблей  должны применить математический метод для вычисления диаметра Земли:

    1группа: используя полярный радиус, найдите диаметр Земли (6356+6356=12712км)

    2 группа: используя экваториальный  радиус, найдите диаметр Земли (6378+6378= 12756км)

    3 группа:……..

    Учитель1: Точными измерениями установлено, что форма Земли отличается от шара. Почему?

                         - Какова же форма Земли?  (эллипсоид)

                   - Но Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения  в виде

                      повышений и понижений, которые не похожи ни на одну математическую фигуру.

               

    Слайд:   (видеоролик «Геоид»). Такую фигуру назвали геоидом. Добавим в схему это понятие. (карточки на доске)

                 Плоская – полусфера –  шар  – эллипсоид  -   геоид

    Учитель2: Решение задачи (бурильщик, аквалангист, полярник и пингвин)

    Учитель1: - Посмотрите на глобус. О чем может рассказать глобус?

                           (На глобусе хорошо видна форма Земли, на его поверхности изображены материки, океаны, моря,

                          острова. Они имеют те же очертания и также размещены как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.)

                       - У глобуса тоже есть масштаб, найдите его на глобусе, и запишите в тетрадь. Что показывает этот

                        масштаб?

                     

    Задание(практикум): - С помощью масштаба и полоски бумаги(нитки) определить расстояние в км между

                                               заданными пунктами:

    1группа: От Москвы до С-Пб

    2группа: От Тулы до экватора

    3 группа: От Новосибирска до СП.

    8.Закрепление.

    Учитель1: Сегодня, совершая научную космическую экспедицию вы  получили много разной информации, но

                        наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на Землю и чтобы благополучно

                       приземлиться предлагаю экипажам кораблей  составить:

    1группа: кластер (на листе А3)

    2группа: синквейн (на листе А3)

    3группа:нарисовать на воздушном шаре (голубой) экватор, градусную сеть, СП и ЮП

     

    (Или тесты на слайде)

    9.Рефлексия.

    - Чему научились?

    - кто или что вам помогало справиться?

    - Кто доволен своей работой?

    - А как бы вы оценили свою работу в группе?

    (Предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика и поставить себе оценку за работу на уроке.

    - У каждого  экипажа  на корабле есть желтый шарик – шарик  индикатор вашей коллективной работы на уроке. Обсудите свою работу и выразите оценку в виде смайлика.

    - Молодцы! Вы очень старались! Спасибо за урок!

    10.Домашнее задание: творческое написать мини-сочинение «Как я побывал в научной космической экспедиции»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАН УРОКА ПО ТЕМЕ "ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ" ПО ФГОС ООО

    Конспект урока по географии,составленный по принципу системно-деятельностного подхода по ФГОС ООО...

    Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

    Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...

    Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли

    Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...

    Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельности для пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»

    Конспект урока по географии, с использованием исследовательской  деятельностидля пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»...

    Урок географии на тему.Форма и размеры Земли .

    Урок не традиционный. Здесь  размещаю презентацию к уроку....

    Презентация к уроку по теме "Форма и размеры Земли"

    Презентация содержит материалы к уроку по теме "Форма и размеры Земли" в 5 классе...

    Конспект урока по географии в 6 классе по теме «Форма и размеры Земли»

    Конспект урока по географии в 6 классе по теме «Форма и размеры Земли»...