Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли
учебно-методический материал (география, 6 класс) по теме
Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. учебник Герасимова Т.П. | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии
1. ФИО: Томашевская Н.А
2. Предмет: география
3. Класс: 6
4. Тема урока: «Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли»,
5. Учебник «Начальный курс географии» Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова
6. Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с формой и размерами Земли, формировать умение работать с моделью Земли – глобусом, углубить знания о планете Земля;
- развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, работать в паре, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательная: формирование культуры общения при работе в парах,воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникабельность.
7. Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении,
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.
8. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: изучения нового материала.
10. Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.
11. Оборудование: глобусы, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
12. Структура и ход урока
№п/п | Деятельность | Деятельность |
учителя | ученика | |
Организационный момент Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Вспомните: Что нам неизвестно о Земле? Как представляли Землю в древности? Когда появились первые предположения о том, что Земля – это шар? Кто и как впервые доказал, что Земля – это шар? Кто и когда окончательно и практически доказал шарообразность Земли? | Приветствие учителя, готовность к уроку. ( Л, К) Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
Этап 2. Формирование темы урока | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации ( доп. материал Т.Н. Воробцова «Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой» (стр.25-26)) | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 3. Целеполагания: | Объявление темы урока. | Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) |
Этап 4. «Открытие» нового знания | Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. ( Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.) Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - определить по рис. учебника размеры Земли? Кто впервые рассчитал размеры Земли? Можем ли мы по этим данным доказать, что земля - не идеальный шар, а сплюснута у полюсов? Форма Земли показана на ее уменьшенной модели - шаре, которая называется глобусом. Когда и кем был создан первый глобус? Один из первых глобусов в Европе? Работа с глобусом. Задания. Что на нем изображено. Найдем масштаб и определим во сколько раз изображение на глобусе уменьшено. Запишем в тетрадь. Выполним задание(по рядам): 1 ряд - определить расстояние (в километрах) от Москвы до Северного полюса; 2 ряд - определить расстояние от Москвы до экватора; 3 ряд - определить расстояние от Москвы до Северного полюса. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Далее рассматриваем глобус. Мы видим линию посередине. Как называется эта линия? Что такое экватор? (определение на экране) Даем определение по формуле (понятие = родовое слово + существенные признаки) Какие линии еще мы видим на глобусе? Что такое меридианы и параллели? Даем определение. Как они показаны на глобусе? (в виде каких линий?). Через сколько градусов проведены? | Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К). Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.) Учащиеся рассматривают рис 24 в учебнике, данные на экране и выписывают в тетрадь размеры Земли.(Р) Рассматривают глобус. (К) Обсуждают в группах, и вычисляют, (Р, К ,П) Объясняют, анализируют, формулируют. (П,Р,К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) Учащиеся сами дают определения(РП) |
Физ. минутка | ||
ЗЭтап 5. Учебные действия по реализации плана.. Применение нового знания | Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? | Ребенок решает задачи в паре. (Р.К) |
Этап 6. Рефлексия (итог урока) | Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке | Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) |
Этап 6. Домашнее задание | Комментирует д/з : §9 | Записывают домашнее задание |
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.
Приложения к уроку:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
1. Вспомните (устно): Какие космические тела образуют Солнечную систему?
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
-а что вам известно о форме и размерах Земли?
1. «Третий лишний»
- Меркурий, Сатурн, Земля
- Марс, Земля, Венера
- Земля, Солнце, Сириус
2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):
А) Солнце по размерам равно Земле.
Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.
- Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
- Как они различаются по размерам?
Этап 3Этап 4. Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?
Этап 5.
Этап 6. Рефлексия (итог урока)1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное?
2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Вывод в тетрадь:
1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 .
2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км).
3.Земля удерживает воду и воздух.
4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы.
5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.
Какую же форму имеет наша Земля?
Новые понятия: эллипсоид и геоид
Загадка:
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь
Во многих строчках
Лишь «о» ты вставишь,
Зная как,
Как я географическая точка (плюс - полюс)
Найти эти точки на глобусе. Дать определение.
К какому месту можно подойти только с юга, только с севера?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по географии (8 класс) на тему: «Человек и горы».
Цель: сформировать у учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах....
План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
План - конспект урока по географии, 8 класс, по теме «Охрана природы и охраняемые территории»
План - конспект урока с использованием ЭОР по географии 8 класс по теме«Охрана природы и охраняемые территории» представлен учителем географии достаточно подробно. Учителем сформулирована ...
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"
конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....
Конспект урока по географии 5 класс по теме: "Вулканы Земли"
Урок разработан для учащихся 5 класса по географии, по учебнику Летягина А.А. География. Начальный курс: 5 класс. -М.: Вентана -Граф, 2013...
Конспект урока по географии, ФГОС в 5 классе "Форма и размеры Земли"
Конспект урока географии в 5 классе составленный по принципу системно-деятельностного подходаТема урока: «Форма и размеры Земли», раздел II: «Земля во Вселенной», ур...