Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли
учебно-методический материал (география, 6 класс) по теме

Томашевская Наталия Александровна

Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ»

Конспект урока по географии

1. ФИО: Томашевская Н.А

2. Предмет: география

3. Класс: 6

4. Тема урока: «Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли»,  

5. Учебник «Начальный курс географии» Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова

6. Цели:

- обучающая:  познакомить учащихся с формой и размерами Земли, формировать умение работать с моделью Земли – глобусом, углубить знания о планете Земля;

- развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать  с учебником, работать в паре, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

- воспитательная: формирование культуры общения при работе в парах,воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникабельность.

7. Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении,

- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.

8. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

9. Тип урока: изучения нового материала.

10. Формы работы учащихся: коллективная,  работа в парах.

11. Оборудование: глобусы, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

12. Структура и ход урока

№п/п

Деятельность

Деятельность

учителя

ученика

Организационный момент

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомните: Что нам неизвестно о Земле?

Как представляли Землю в древности?

Когда появились первые предположения о том, что Земля – это шар?

Кто и как впервые доказал, что Земля – это шар?

Кто и когда окончательно и практически доказал шарообразность Земли?

Приветствие учителя, готовность к уроку. ( Л, К)

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Формирование темы урока

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации ( доп. материал Т.Н. Воробцова «Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой» (стр.25-26))

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. ( Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.)

Предлагает задания на «новое» знание,

побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- определить по рис.  учебника размеры Земли? Кто впервые рассчитал размеры Земли?

Можем ли мы по этим данным доказать, что земля - не идеальный шар, а сплюснута у полюсов?

Форма Земли показана на ее уменьшенной модели - шаре, которая называется глобусом.

Когда и кем был создан первый глобус? Один из первых глобусов в Европе?

Работа с глобусом. Задания.

Что на нем изображено.

Найдем масштаб и определим во сколько раз изображение на глобусе уменьшено. Запишем в тетрадь. Выполним задание(по рядам):

1 ряд - определить расстояние (в километрах) от Москвы до Северного полюса;

2 ряд - определить расстояние от Москвы до экватора;

3 ряд - определить расстояние от Москвы до Северного полюса.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Далее рассматриваем глобус. Мы видим линию посередине. Как называется эта линия? Что такое экватор?  (определение на экране) Даем определение по формуле (понятие = родовое слово + существенные признаки)

Какие линии еще мы видим на глобусе? Что такое меридианы и параллели? Даем определение. Как они показаны на глобусе? (в виде каких линий?). Через сколько градусов проведены?

Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.)

Учащиеся рассматривают рис 24 в учебнике, данные на экране  и выписывают в тетрадь размеры Земли.(Р)

Рассматривают глобус. (К)

Обсуждают в группах, и вычисляют,

(Р, К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют. (П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

Учащиеся сами дают определения(РП)

Физ. минутка

ЗЭтап 5. Учебные действия по реализации плана.. Применение нового знания

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Ребенок решает задачи в паре. (Р.К)

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §9

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.

Приложения к уроку:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

1. Вспомните (устно): Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.

-а что вам известно о форме и размерах Земли?

1. «Третий лишний»

- Меркурий, Сатурн, Земля

- Марс, Земля, Венера

- Земля, Солнце, Сириус

2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):

А) Солнце по размерам равно Земле.

Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.

В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.

(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.

  1. Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
  2. Как они различаются по размерам?

Этап 3Этап 4. Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?

Этап 5.

Этап 6. Рефлексия (итог урока)1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное?
2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Вывод в тетрадь:

1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 .

2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км).

3.Земля удерживает воду и воздух.

4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы.

5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.

Какую же форму имеет наша  Земля?

Новые понятия: эллипсоид и геоид

Загадка:

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь

 Во многих строчках

Лишь «о» ты вставишь,

Зная как,

Как я географическая точка (плюс - полюс)

Найти эти точки на глобусе. Дать определение.

К какому месту можно подойти только с юга, только с севера?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по географии (8 класс) на тему: «Человек и горы».

Цель: сформировать у  учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах....

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

План - конспект урока по географии, 8 класс, по теме «Охрана природы и охраняемые территории»

План - конспект урока с использованием ЭОР  по географии 8 класс по теме«Охрана природы и охраняемые территории» представлен учителем географии достаточно подробно. Учителем  сформулирована ...

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"

конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....

Конспект урока по географии 5 класс по теме: "Вулканы Земли"

Урок разработан для учащихся 5 класса по географии, по учебнику Летягина А.А. География. Начальный курс: 5 класс. -М.: Вентана -Граф, 2013...

Конспект урока по географии, ФГОС в 5 классе "Форма и размеры Земли"

Конспект урока географии в 5 классе составленный по принципу системно-деятельностного подходаТема урока: «Форма и размеры Земли», раздел  II: «Земля во Вселенной», ур...