Программа воспитания классного коллектива
учебно-методическое пособие по географии (5 класс) на тему

Розумец Елена Сергеевна

 Программа воспитания расчитана на 5-9 класс по разным направлениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

воспитательной работы в классе

«Мечтатели» на2017-2021г.

Паспорт программы

Срок реализации программы 2017г. - 2021 г.

Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели. Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

*​ Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

*​ Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

*​ Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

*​ Формирование культуры здоровья.

Перечень основных направлений :

-Гражданско-патриотическое воспитание

«Я- гражданин России»

*​ Нравственное воспитание

 «Я –человек и личность»

*​ Экологическое воспитание

«Я отвечаю за окружающий мир»

Физическое воспитание и здоровый образ жизни

*​ «Здоровый образ жизни»

-Эстетическое воспитание

*​  «Мир прекрасного».

-​ Трудовое воспитание

Исполнитель:

 Классный руководитель: Розумец Е.С.

Пояснительная записка.

Воспитание - великое дело: им решается судьба человека.

                                                                                                    В. Белинский

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном

взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает

взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Воспитательная система класса - как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.

Цель и задачи программы воспитания.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мечтатели» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией - главная цель воспитательной программы.

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания.

1.​ Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2.​ Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

3.​ Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

4.​ Формирование культуры здоровья.

Основные принципы программы воспитания «Мечтатели».

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы -наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются.

-Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.

-Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику - доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

- Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Рекомендации по реализации программы воспитания «Мечтатели».

Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы - развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.

Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.

Программа рассчитана на период 2017-2021 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.

Научно-методическое обеспечение программы воспитания «Мечтатели»

Этапы реализации:

1этап: 2017 – 2018гг. 5 класс.

Задачи этапа.

1.​ Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.

2.​ Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.

3.​ Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

4.​ Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

2-этап: 2018-2020 гг. 6-7 класс

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.

2.​ Создание условий для появления активности в организации жизни класса.

3.​ Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.

4.​ Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.

3-этап 2020 -2021 гг. 8-9 классы.

1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.

2.​ Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.

3.​ Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования

4.​ Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.

Самоуправление класса:

Принципы жизнедеятельности класса:

Познай себя - это интересно! Сотвори себя - это необходимо!

Утверди себя - это возможно! Прояви себя - это реально!

Девиз: «Не стой на месте, двигайся и следуй за мечтой!»

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

 Принципы деятельности органов самоуправления:

*​ добровольность;

*​ демократизм;

*​ гуманизм;

*​ социальная направленность;

*​ творчество;

*​ самостоятельность.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Схема совета класса:

C:\Users\ДИМОН\Desktop\758212_html_m3f1d2064.png

Председатель класса: Федак Дарья

Учебный сектор: Ерёмина Валерия

Сектор организации культурных дел: Малюгина Ольга

Информационный сектор: Вьюшина Дарья

Сектор здоровья и спортивных дел: Бочкарев Павел

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

*​ принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

*​ оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

*​ решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

*​ организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Состав родительского комитета:

1.Павлова Юлия Николаевна-председатель комитета.

2.Андреева Елена Владимировна.

3.Федак Денис Богданович.

Примерная тематика классных часов.

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

Гражданско-патриотическое воспитание «Я - гражданин России»

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина -патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

5 класс

1​ «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа.

2​ «А ты - баты! Стань солдатом!» классный «огонёк».

3​ Мы составляем наш автопортрет, анкетирование.

4​ "История Отечества – Чеховского края", экскурсия по району.

5​ "Я ребенок - я гражданин", классный час: ролевая игра

6​ "Символы государства", классный час

6 класс

1​ «Знаменательные события, известные люди в истории Чеховского    района», беседа

2​ «Этих дней не смолкнет слава!» экскурсия в музей Боевой славы г.Чехова.

3​ «Символика России», классный час: своя игра

4​ «Я и мой класс», диагностический тест

7 класс

1"Защитник Отечества — каков он?" открытый урок: ролевая игра

2"День защитников Отечества", праздник

3"Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане), классный час с презентацией

8 класс

1​ "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", классный час

2​ Игра "Счастливый случай", классный час, посвященный 23 февраля

3​ "Горжусь тобой, моя Россия", классный час

4​ «Чехов- культурная жемчужина России», урок гражданственности и патриотизма

9 класс

1"На войне детей не бывает", историко-литературная композиция

    2​ "Я ребенок - я гражданин", классный час

    3​ "Я имею право на..." дискуссия

   4​ «Великая Отечественная война» классный час с презентацией

   5​ «Афганистан - наша память и боль», классный час с презентацией

   6 «Знай и люби свой край», классный час с презентацией 

   7 «Мы - русские, мы - россияне», классный час

8 "Человек и закон", деловая игра

Нравственное воспитание «Я - человек и личность»

Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Свадковский И.Ф.)

класс

1 "По каким правилам мы живём?",анкетирование

2​ "Человек - сам себе враг?" классный час.

3​ «Наш класс. Законы жизни», беседа

4​ «Отношение к школе и её имуществу», беседа

5​ "Праздник мам", праздник

6​ «Семейная летопись», классный час

класс

1​ «Мои духовные ценности». Диагностика духовных ценностей.

2​ "Нет уз святее товарищества". Практикум.

3​ «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа

4​ «Этикет и мы! Проблема разговорной речи», беседа

5​ «Весенний калейдоскоп», праздник, посвященный марта

класс

1​ "Что такое культурный человек?" Классный час.

2​ "Что такое интеллигентность?"  Классный час.

3"Сладкая жизнь." КВН, посвященный марта.

4​ «Как научиться управлять собой», классный час.

5​ «Я и учитель», диспут.

6​ «Мы составляем наш автопортрет», беседа.

7​ День памяти воинской славы, классный час.

8 класс

1"Внешний облик - внутренний мир", диспут

2"Нравственные качества, определяющие отношение человека к   другим людям, беседа.                        

3"Человек и его судьба", беседа

4«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности.» классный час. 5«Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия

6«Умеем ли мы общаться?» деловая игра

7  "А ну-ка, девочки",праздник

9 класс

1​ "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей". Классный час.

2​ "В чём смысл жизни?" дискуссия

3​ «И в шутку и всерьез», вечер, посвященный марта.

4​ «Будем милосердны к старости!» ,классный час.

7. «Карманные деньги» ,дискуссия.

8 «Соборы и храмы Чехова» ,классный час.

Экологическое воспитание

«Я отвечаю за окружающий мир»

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

класс

1​ «Как растения показывают погоду и время», классный час с презентацией.

2​ "Эти забавные животные", беседа

3​ "Природа нашего края", беседа

4​ «Моё место в природе», беседа

класс

1​ «В защиту матери-земли», классный час

2​ «Береги лес от пожаров», классный час

3​ «Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя». КВН

4​ «В мире животных», урок-путешествие

5​ «День воды», внеклассное занятие

класс

1​ «И я - природа» беседа

2​ «Экологическая тропа», заочное путешествие по заповедникам

3​ «Планета заболела», конкурс плакатов

4​ «Осень в лесу», конкурс фотографий

 класс

1​ «Робинзонада с растениями», классный час с презентацией

2​ «Тайна старого леса», классный час

3 «​ История возникновения и развития экологии», беседа

4​ "Оранжерея на окне», классный час с презентацией

9 класс

1​ Экскурсия в природу, классный час

2​ «Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии

3​ Цивилизация - начало борьбы с природой, беседа

4​ Внимание: бытовые отходы. Классный час.

5​ "Берегите землю, берегите" классный час с презентацией

Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни».

Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура -часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

5 класс

1​ «Здоровье - бесценное богатство», анкетирование

2​ «О вкусной и здоровой пище», беседа

3​ «В здоровом теле...», с презентацией

4​ «Папа, мама, я - спортивная семья», спортивная игра

5​ «Правила дорожные знать каждому положено», цикл бесед

6​ Соблюдение правил техники безопасности, цикл бесед

класс

1 «Я выбираю здоровье», беседа

2​ «Вино вину творит», классный час с презентацией

3​ "Урок здоровья", ролевая игра

4​ «Формула здоровья», дискуссия

5​ «Суд над сигаретой», ролевая игра

6​ «Не сломай судьбу свою», классный час с презентацией

7​ «Большие гонки», соревнование

8​ « Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения» , беседа

класс

1​ "Спортивное казино", игровая программа

2​ «Человек и наркотики», классный час с презентацией

3​ «Вместе мы сильнее наркомании», диспут

4​ « Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения», беседа

5​ «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника

класс

1​ «Мутагены. Их влияние на природу и человека», классный час с презентацией

2​ «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека», классный час с презентацией

3​ «Не пей, Митя», театрализованное представление.

4​ «Проблема наркомании»,беседа

5​ « Стресс в нашей жизни», тренинги

6​ «Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения»,  беседа.

 9 класс

1​ День борьбы со СПИДом, классный час с приглашением медработника

2​ «Наследственные болезни», классный час с презентацией

3​ Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения, цикл бесед

4​ «Быть здоровым - жить в радости», классный час

5​ «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад

6​ «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека), классный час

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

класс

1​ "Слава рукам золотым!" устный журнал

2​ «Мой дом - наведу порядок в нём» классный час

3​ «Мои обязанности в семье» беседа

4​ "Мамина помощница" праздник

5​ "Книжкин праздник" десант в школьную библиотеку

6 класс

1​ Беседы о профессиях, классный час с презентацией

2​ «Берегите нашу Землю». Субботник

3​ "Дежурный по школе» классный час 

7 класс

1​ 'Труд в нашей жизни" беседа

2​ Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" классный час

3​ Участие в субботниках.

4​ "Подарок для мамы» мастерская

5​ "Я в мире профессий" классный час

6​ «Подари книге вторую жизнь»,акция

 класс

1​ «Мир профессий и твоё место в нём», классный час

2«День Земли», участие в субботниках

3​ "Сто дорог — одна твоя", классный час

4​ Трудовые  десанты

9 класс

1​ «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час

2​ «Профессии, которые мы выбираем» классный час

3​ "Новое время — новые профессии" классный час с презентацией

4​ "Профессия моих родителей" классный час

5​ Трудовые десанты

Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.

Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

класс

1​ «Музыка и мы» беседа

2​ «Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа

3​ «Юные дарования», конкурс

4​ « Культура чаепития», ролевая игра

5​ «Голубые цветы Гжели», классный час с презентацией

6​ Путешествие в страну "Чистых слов", классный час

7​ «Лотерея вежливости», классный час

6 класс

1​ «Музыкальная семья», классный час с презентацией

2​ «Жостовский букет», классный час с презентацией

3​ «Русские посиделки», праздник

класс

1​ «Золотая хохлома», классный час с презентацией

2​ «Гость в доме - хозяину радость», ролевая игра

3​ « Русские традиции. Масленица», классный час с презентацией

4​ «Отговорила роща золотая», классный час с презентацией

5​ "Как стать интересным собеседником",беседа

класс

1​ «Красота и труд вместе идут» классный час

2​ « Человек и творчество. Великие творения человечества», классный час с презентацией

3​ "Секреты Золушки", конференция идей

4​ « Русские традиции. Рождество», классный час с презентацией

5​ «Осенний бал» вечер

6​ "Светский этикет" классный час

9 класс

1​ «Что такое Духовное богатство человека», дискуссия.

2​ "Музыка и мы",дискуссия

3​ "Сервировка праздничного стола", классный час с презентацией, ролевая игра

4​ "Этикет и мы",беседа

5​ «Туристско-экскурсионные возможности края», классный час.

Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.

Для исследования эффективности программы воспитания «Мечтатели» будут использованы следующие критерии:

1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе.

2.​ Уровень воспитанности.

3.​ Сформированность ценностных отношений учащихся.

4.​ Формирование мотивации к обучению.

5.​ Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

*​ различные методики диагностики;

*​ беседы с учащимися;

*​ наблюдения;

*​ интерактивные мероприятия.

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

*​ Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.

*​ Активная гражданская позиция.

*​ Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание классного коллектива на основе создания традиций»

В данной работе представлен опыт по воспитанию классного коллектива. Взаимоотношения в классе станут моделью будущих  взаимоотношений нынешних школьников в обществе. Создание здорового коллектива...

Авторская программа воспитания классного коллектива

Программа предназначена для работы с учащимися 9-11 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственног...

«Программа гражданско-патриотического воспитания классного коллектива 5-9 класс»

Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" говорит о том, что во...

Рабочая программа воспитания классного коллектива 2021-2022 г.

Деятельность в 2020-2021 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ст...

Рабочая программа воспитания классного коллектива 2022-2023 г.

Деятельность в 2021-2022 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ...