Авторская программа воспитания классного коллектива
классный час на тему

Программа предназначена для работы с учащимися 9-11 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx165.68 КБ

Предварительный просмотр:

Киселева Наталья Геннадьевна

Управление образования

Администрации города Когалыма

Создание модели

воспитательной системы класса

«Найди себя в себе»

Автор опыта:

Киселева Наталья Геннадьевна

классный руководитель

муниципального образовательного учреждения

«Средняя школа № 5»

2009 г.

Содержание:

1. Информация об опыте…………...….3                                                                                        

1.1 Авторская программа……….……..6

1.2. Пояснительная записка………...…8

2. Технология опыта…………………...9

3. Результативность опыта………..….12

4. Библиографический список…….…16

Приложения к опыту………………....17


ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Паспорт программы воспитания классного коллектива

  1. Государственные заказчики: родители класса, администрация школы
  2. Основные исполнители программы: классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог, социальный педагог школы.
  3. Цель программы:
  • создание  модели воспитательной системы для старшеклассников;
  • формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности.
  1. Основные задачи:

• развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;

• формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;

• формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

• координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума;

• развитие и упрочение детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося. (Приложение 1)

  1. Заповеди воспитания   

Не навреди.

Твое хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.

Учитывай уровень развития своего воспитанника.

Предоставь самостоятельность ребенку.

Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.

 Оценивай поступок, а не личность.

  1. Сроки и этапы реализации:

Программа реализуется в старшем звене среди учащихся 9-11 классов.

  1.  Ожидаемые конечные результаты:

•  высокий уровень развития и активной реализации в органическом единстве следующих компонентов:  культуры общения: взаимопонимания, сотрудничества, коммуникабельности, взаимопомощи, миролюбия;

•  создание банка данных по воспитанию классного коллектива через формы, методы, технологии воспитательной работы;

•  реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

  1. Система организации контроля за ходом исполнения Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет методический совет  МОУ «Средняя школа № 5».

Данная программа реализуется через четкий план воспитательной работы в классе.

  (Приложение 2)

Обоснование актуальности программы

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.  Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Участие учащихся в   управлении делами  класса и школы рассматривается прежде всего как способ обучения и подготовки  молодежи к  самостоятельной взрослой жизни. 

Программа предназначена для работы с учащимися 9-11 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности.

Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.

           Концептуальное обоснование

Методологическими ориентирами в построении авторской программы классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы, как системный, деятельный, личностный. Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры. Программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую.

Основная концептуальная идея программы

  Программа ориентирована на  воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других. Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного индивидуального развития подростка.

              Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом: ребёнок - личность. Он может чего-то не знать, что–то не понимать и не уметь, он имеет право на ошибку, более того иногда он должен ошибаться, чтобы познать истину, чтобы быть уверенным и ответственным за себя и за тех, кто рядом.  

Воспитание должно быть целенаправленным и пронизанным огромной любовью к человеку, поэтому в основу программы положены педагогические идеи В.И. Караковского,    И.П. Иванова и Н.Е. Щурковой, но за 26 лет работы с детьми у автора сложилась своя система работы,   в основе которой:

• опора на сменные органы самоуправления в классе;

• подведение итогов каждого дела;

• разнообразные и полезные для ребят и других людей дела;

• в любом деле только добровольное участие;

• семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе.

  Программа подчинена  развитию творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы.

Педагогические принципы и подходы

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельностный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Формы, методы, приемы воспитательной работы

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы.

Приоритет отдается коллективным формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности, коллективно-творческим делам.

 

Направления деятельности

(Приложение 3)  

1.  Аналитико-диагностическая

5. Спортивно-оздоровительная

2. Интеллектуально-познавательная

6. Дополнительное образование. Свободное общение

3. Ценностно-ориентированная

7. Работа с родителями

4. Профессиональная ориентация

Условия реализации программы

1. Определение стратегии и тактики деятельности.

2. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.

3. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.

4. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.

5. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

6. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.

Ожидаемые результаты 

1.Диагностический этап:

  • получение целостной картины состояния уровня воспитанности, качества обучения и составление характеристики класса.

2.Содержательно – деятельный этап: активизация деятельности в классе.

3. Рефлексивный этап:

  • развитие самостоятельности, инициативы ребят, социально значимых качеств учащихся,  гражданское становление личности.
  • вовлечение родителей в совместную деятельность

4. И как конечный  результат: Модель выпускникаhttp://sayansk6.edu38.ru/images/stories/1.png

  Создавая модель воспитательной системы для старшеклассников, нужно, прежде всего, увидеть модель самого выпускника современной средней общеобразовательной школы, т.е. ясно представлять себе ожидаемый результат.  

ЭТО ЛИЧНОСТЬ

  • мыслящая, способная найти выход из нестандартной ситуации, обладающая четко сформированными навыками учебной деятельности;
  • творческая, обладающая широкими способностями, развитым интеллектом, стремящаяся к преобразующей деятельности;
  • духовная, стремящаяся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  • гуманная, стремящаяся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию,  доброте, способная к состраданию и оказанию помощи. 

Педагогические теории, лежащие в первооснове разработки программы

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);

 

•  концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.);

 

•  педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.);

 

•  педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.);

 

•  гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.);

 

•  личностно-ориентированная педагогика.

Ключевая проблема  данной программы – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе.

В разработке Программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Конвенция о правах ребенка,
  • Законы РФ и РТ «Об образовании»,
  • Устав МОУ СОШ № 5.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главное направление и содержание  работы классного руководителя определяется  созданием модели воспитательной системы  класса «Найди себя в себе» для старшеклассника.

  Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. И если ему это удается, то он получает хорошего помощника в воспитательной работе, так как только развитый коллектив может оказывать значительное воспитывающее воздействие на детей. Выбирая формы работы, я отдавала предпочтение таким, в которых ребята могли проявить себя, реализовать свое «я», делам, полезным им и окружающим с опорой на самоуправление, дающим возможность каждому ребенку раскрыться, показать свои способности, реально участвовать в значимых для себя и социума делах.  В чем роль самоуправления в жизни современной школы и класса? Как самоуправление может стать нужным самим ученикам?

Сегодня дети учатся, а завтра они станут взрослыми и «выйдут в жизнь». Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа должна учить различным предметам, но она также должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать права.

 Ученики приходят в школу, чтобы готовиться к жизни, и если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем. Ученическое самоуправление может изменить жизнь в классе к лучшему. Изменяет самих ребят. Делает их инициативными, самостоятельными. Класс – это маленькая модель общества. И если мы, учителя, хотим, чтобы школьники стали во взрослой жизни активными людьми, то надо их сделать активными уже в школе. Если хотим, чтобы ребята выросли самостоятельными, то уже в школе они должны учиться этому. Система самоуправления становится для учеников своеобразным уроком гражданской и творческой активности, может научить ребят нырять в бурный поток инициативы и активности.

  Ведущей педагогической  идеей моей системы воспитательной работы выступает  развитие творческого потенциала личности школьника,  что осуществляется через систему самоуправления.      Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.

                                                         ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Коллектив класса является моей творческой лабораторией. В нём я апробирую все свои педагогические и методические находки.

Главное в воспитательной системе класса, по моему мнению, состоит в создании соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности. 

 Моей педагогической целью является воспитание жизнелюбивых, честных, добрых и активных в своей жизни людей. И в это понятие я вкладываю духовную обогащенность, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива, не противопоставляя себя коллективу.

Воспитать все эти качества в ребенке нелегко. Поэтому немаловажным я считаю создание в классном коллективе дружной семьи единомышленников со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу, взаимопомощь. На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и их родителей, такие как проблемы, в общении между людьми и желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми. Все это особенно важно в выпускном классе, когда юноши и девушки стоят на пороге взрослой жизни, требующей от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию.

Для реализации воспитательной цели, решения круга обозначенных проблем, определяю следующие задачи воспитательной системы класса:

  • создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика,
  • помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности коллектива,
  • важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам  творец себя, своей удивительной души

Системообразующий фактор воспитательной системы – ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному, профессиональному, духовно-нравственному, практическому самоопределению. В юности происходит активный поиск себя, сферы приложения своих мыслей и действий. Главную роль в этом возрасте играет саморазвитие. Это совместная и индивидуальная творческая  разработка,  и реализация проектов классного сообщества через проявление творческой активности учащихся.

Вся внутренняя деятельность старшеклассника направлена на поиск адекватных форм и способов самоорганизации, самореализации и самоутверждения.

Главными элементами механизма воспитательной системы «Найди себя в себе» выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития, актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.  (Приложение 4)  

Главная идея воспитательной системы  самоопределение старшеклассников.

Ценностные понятия: 

Принципами жизнедеятельности классного коллектива были избраны 4 правила. Это заповеди нашего класса:  

  1. Познай себя – это интересно!          2.Сотвори себя – это необходимо!

3.Утверди себя – это возможно!             4.Прояви себя – это реально!

Я, как классный руководитель, стремлюсь, чтобы эти ценности составляли основу деятельности ученической группы, проявлялись в общении и отношении не только в классном коллективе, но и вне группы.

Новизна опыта
Цель классного самоуправления:

  • расширение прав и обязанностей учащихся в управлении основными сферами деятельности;
  • создание условий для развития самостоятельности у учащихся, креативности и ответственности за принимаемые “решения”, стимулирование творческих способностей.

Способы достижения цели:

  • участие детей в управлении классом (самоуправление);
  • совместное с педагогом формирование и принятие правил жизни класса, формирование прав и обязанностей каждого члена классного коллектива;
  • наличие гласности (регулярно выходящая детская пресса);
  • создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью;
  • возможность проявления со стороны детей и осуществления ими любой творческой инициативы;
  • создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей;
  • проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности.

Формы и методы организации самоуправления:

  • собрание классного коллектива;
  • проведение коллективных творческих дел (КТД);
  • благотворительные акции;
  • интерактивные игры.

Содержание деятельности органов самоуправления нашего класса

Организационная структура ученического самоуправления нашего класса – города «New Time» представлена в схеме 1 (приложение 5).    

Наряду с постоянным органом самоуправления – активом класса - создаются различные временные органы самоуправления (микрогруппы), роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. При создании таких микрогрупп  необходимо учитывать следующее:

  • их создание определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
  • в составе группы могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
  • группа должна отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
  • осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Модель развития самоуправления в классе – городе «New Time», где творческая работа по выполнению мотива группового действия «Мы хотим»  начинается с определения цели деятельности коллектива,  представлена в схеме  2 (Приложение 5).                                                                 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В результате совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного руководителя прослеживается динамика развития классного коллектива. Диагностические исследования позволяют это проследить и отследить. (Приложение 6). На сегодняшний день в классе сформирован сплоченный коллектив, который нельзя назвать единым целым, но он состоит из отдельных групп по симпатиям, которые активно взаимодействуют. Дети отзывчивы, работоспособны, внимательны к окружающим, с уважением относятся к старшим и сверстникам. В повседневном настроении ребят чаще преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон.

 В основном  ребята доброжелательны друг к другу. Межличностные отношения в коллективе класса исследуются в динамике с помощью социометрического метода (Приложение 7), который показывает, что в классе выделяется одна «звезда», явный лидер - Шпаков Р. 54% занимают позиции «предпочитаемых», что говорит об отсутствии антипатии к ним, 34% занимают среднюю позицию без ярко выраженных негативных либо позитивных эмоций. Важно то, что большинство детей принято коллективом, а «непринятые» установили с первыми толерантные отношения. О благополучной обстановке в классе свидетельствует и коэффициент взаимности выборов 50%. Индекс сплоченности или уровень интеграции учащихся 40% - высокий уровень.

В коллективе воспитанников сформирован познавательный интерес к учебной деятельности.  Интеллектуальный уровень класса высокий. Провожу мониторинг качества обучения учащихся, начиная с 5 класса. По сравнению с прошлыми годами повысился уровень качества знаний учащихся  (приложение 8). 

Многие ребята проявляют активность и творчество в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий, в социально значимых мероприятиях класса, в работе школьного научного общества «Знание»

  Принимали активное участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» и заняли призовые места на городском уровне члены научного общества Жогалович С., Пасечник Л., Рыбальченко М., Лошкарева Ю., работа Кожевникова В.была отправлена на окружную заочную олимпиаду и на Всероссийский конкурс исследовательских работ. В предметных городских олимпиадах успехов добились Шпаков Р., Кожевников В., Гинетулина О.

В активе детской школьной ученической организации самоуправления «Шанс» четверо представителей из 11 «А» класса: президент школы, вице-президент, 2 представителя министерства образования. Есть в классе и вожатые, работающие с подшефным 4 «А» классом.

Каждый ребенок в классе – неповторимая индивидуальность. Старшеклассники достаточно быстро и уверенно адаптируются. Показатели высокой степени адаптации имеют   высокий - 48%, средней – 42%, низкой - 10%. Большая часть из них экстраверты и стремятся к сотрудничеству (31%), 42% приходят к компромиссу, 35% разрешает конфликты при помощи конкуренции, 15% прибегает к приспособлению и 11% избегает конфликта.

Все родители положительно относятся к школе и заинтересованы в получении хороших результатов обучения и воспитания своих детей.

Опыт работы со старшеклассниками по данной системе воспитания позволяет мне как классному руководителю сделать следующие выводы:

1. Самоуправление - это очень большая сила. Реализация всех принципов работы актива класса способствует крепкому становлению самоуправления. Самостоятельность в мыслях, делах и поступках – сложное умение человека, характеризующее уровень его развития. То же относится к группе, коллективу. Самостоятельность, как и другие способности, надо формировать в процессе воспитания и самовоспитания. В школьные годы это удобнее всего делать, включаясь в систему самоуправления. У детей прибавляется уверенности в своих поступках, но не всегда они бывают правы. Поэтому классный руководитель должен уметь управлять этой силой и направлять её в нужное русло. Динамика развития самоуправления  по этапам представлена в Приложении 9.

 2. Работа по данным направлениям может быть реализована через организацию коллективных творческих дел, методика проведения которых строится на базе концепции И.П.Иванова. (Приложение 10). Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и живет их ребенок в коллективе, а иногда и открыть очень много нового в себе и своем ребенке.

 Я, как классный руководитель, с одной стороны и родители – с другой стараемся объединить 2 института воспитания – социального и родительского.  

3. Отметки, дисциплина, поведение – это лишь внешняя сторона развивающейся личности, испытывающей на данном этапе потребность в уважении, признании, обретении смысла жизни, развитии творческой индивидуальности, защите и безопасности.

4. Важный момент в работе с детьми – это работа с родителями. Большинство родителей помогают классному сообществу разрабатывать и реализовывать творческие проекты, спонсируют их реализацию. Это и творческие праздники – вечера отдыха ко дню Защитника Отечества, ко дню 8 марта, Новый Год. И экскурсии, спортивные сборы с составлением видеосюжетов и клипов о творческой активности учащихся нашего класса. И совместные родительские собрания с конкурсами. И вечера отдыха со своими сценариями.

5. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми на уровне класса дает хорошую возможность для роста учащихся в личностном плане – ребята с удовольствием включаются в классные дела, а затем и в общешкольные мероприятия. Начинают проявлять себя в самоуправлении школой – президент школы, вице-президент, министерство образования представлено в нашей школе учащимися 11 «А» класса.

 Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Результат системы – развитие демократической культуры личности. Интеллектуальный паспорт класса представлен разнообразной деятельностью выпускников – как результат деятельности системы воспитания «Найди себя в себе». (Приложения 11-20).

Данная система, предназначенная для воспитания старшеклассников, доказала свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем и, я уверена, добьются успехов и в будущем. Класс пользуется авторитетом среди учащихся и учителей школы и после окончания учебного заведения. Он с честью носит звание «профильный класс». Я думаю, что смогла воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом.

По окончании школы в классе 2 серебряных медалиста. 25 учащихся обучаются в ВУЗах страны, причем семеро из них – на бюджетной основе. Первый шаг к вершинам мастерства сделан. (Приложение 21). Шестеро из студентов продолжают свое творческое начало, являясь старостами в группах.

Более трех веков назад великий педагог Я. Каменский сказал кратко и точно: «Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах». Наше общение и воспитание  не прерывается и по сей день. Продолжаю следить за успехами своих студентов и учу их «присутствовать полноценно в каждой минуте своей жизни».


Список литературы:

  1. Булгакова О.М. Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
  2. Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
  3. Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
  4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
  5. Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
  6. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65


Приложение

1. Приложение 1 – Направления и задачи  по созданию модели воспитательной системы класса.

2. Приложение 2 – В качестве формы планирования воспитательной работы выбран план-сетка по месяцам по основным направлениям воспитательной работы. (11 класс).

3. Приложение 3 – Структурная модель воспитательной системы 11 «А» класса.    

4. Приложение 4 – Главные элементы и принципы жизнедеятельности классного коллектива.

5. Приложение 5 – Технология опыта.

6. Приложение 6 – Диагностика воспитательной системы 11 «А» класса.

7. Приложение 7 – Исследование межличностных отношений социометрическим методом.

8. Приложение 8 – Мониторинг качества обучения учащихся 5-11 классов.

9. Приложение 9 – «Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива».

10. Приложение 10 – «Стадии КТД» (по  методике Иванова И.П.)

11-20 – Интеллектуальный паспорт класса – Результативность опыта.

21. Приложение 21 – Результативность опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание классного коллектива на основе создания традиций»

В данной работе представлен опыт по воспитанию классного коллектива. Взаимоотношения в классе станут моделью будущих  взаимоотношений нынешних школьников в обществе. Создание здорового коллектива...

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания расчитана на 5-9 класс по разным направлениям....

«Программа гражданско-патриотического воспитания классного коллектива 5-9 класс»

Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" говорит о том, что во...

Рабочая программа воспитания классного коллектива 2021-2022 г.

Деятельность в 2020-2021 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ст...

Рабочая программа воспитания классного коллектива 2022-2023 г.

Деятельность в 2021-2022 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ...