«Формирование познавательного интереса на уроках географии».
методическая разработка по географии на тему

География возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения и  любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса. Из личного опыта поделюсь, как на своих уроках географии формирую познавательный интерес  у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_poznavatelnogo_interesa_na_urokah_geografii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование

 познавательного интереса

на уроках географии».

                                                                      Учитель географии

первой категории

МОУ «СОШ № 38»

г. Саратова

Фандина Наталья Анатольевна

Саратов

2017

В современной школе в центре учебного процесса  ставится личность ученика, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока. Всё чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать в нём интерес к ещё нерешённым задачам .Научить учиться – главная задача современного педагога.  Учителю требуется так организовать учебный процесс, чтобы ребенок сам доходил до необходимых выводов.

 Одним  из важнейших приёмов  мотивации учебной деятельности школьников является  познавательный интерес.

Формирование познавательного интереса – это живая и увлекательная организация учебного процесса.

 «Интерес - мощный побудитель активности личности,  под влиянием которого все психические процессы  протекают особенно интенсивно и напряженно,  а деятельность становится  увлекательной и продуктивной» -Г.И. Щукина.

В этом выступлении хочу поделиться,  как я осуществляю формирование познавательного интереса на уроках географии.

Спецификой предмета география является то, что именно география даёт человеку наиболее полное представление об окружающем мире, в котором он живёт. География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным природным фактам, процессам. Она возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения и  любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.

Познание начинается с удивления.

Аристотель

Познавательный интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Школьнику свойственны эмоции удивления, радости познания. Ученик, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкивается на трудности и сам начинает искать причины и следствия тех или иных явлений или событий. Высоким уровнем познавательного интереса  является интерес к познаниям существенных свойств,  предметов и явлений, составляющих более глубокую часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень, называемый стадией любознательности, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями. Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого на ступени развития познавательного интереса. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности.

Сформированность устойчивой любознательности осуществляется  при помощи проблемных вопросов, заданий, ситуаций. Так, при объяснении темы «Движение воздуха» в 6-ом классе, где учащиеся получают ответ на вопрос «Почему дует ветер?», акцентирую внимание на тот факт, что один и тот же закон в природе действует в разных областях научного познания окружающего мира. Как мы знаем, ветер дует по причине разности атмосферного давления. Оказывается,  по той же причине движется кровь в организме человека, человек делает вдох и выдох.  Такие удивительные факты впечатляют ребят и позволяют самостоятельно исследовать научные факты, которые им ещё предстоит понять в 8-ом классе на уроках биологии. Такие вопросы и задания парадоксального практического межпредметного характера вовлекают  ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» знаний, стимулируют активную умственную деятельность.        Частично-поисковая и исследовательская деятельность развивает познавательную самостоятельность.  «Какое значение имеет ветер в жизни человека?» - этот вопрос служит предметом обсуждения и темой исследовательского проекта. С учётом возрастных особенностей этот вопрос обсудить можно в 6-ом классе, в 8-ом и в 9-ом, а познавательный интерес будет развиваться с каждым годом обучения.

В 7-ом классе при изучении темы: «Особенности природы Австралии» удивительным и парадоксальным фактом для ребят является «изюминка» Австралии – самый сухой материк».  Как такой маленький материк, окружённый со всех сторон водами морей и океанов,  может быть самым сухим материком. С таким вопросом познавательный  интерес у ребят разгорается, и работа с картами атласа помогает найти ответ. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся  как важный мотив учения.

При изучении темы «Литосфера» в 6-ом классе, изучая формы рельефа,   ребята знакомятся с горными системами. Называя и показывая самые длинные горы, Анды, я заинтересовываю ребят вопросом: «Ребята,  а как вы думаете: «Почему горы Анды находятся именно на западе Южной Америки, а не в другой стороне света?»  Ребята затрудняются в ответе, тогда говорю, что мы ответим на этот вопрос в 7-ом классе,  и когда изучаем литосферу в 7-ом классе,  вспоминаю этот вопрос,  и теперь ответ на поставленный вопрос ученики формулируют самостоятельно. Не видя решения в учебнике, не слыша его от педагога, ответ ученика формируется в процессе мыслительной деятельности на базе тех обобщений и фактов, которые у него вырабатываются собственными усилиями, работая с картами атласа. Такие эвристические вопросы причинно-следственного характера развивают познавательный интерес даже у самых слабых учащихся.

Карта – язык географии.

Баранский

В моем опыте есть такие примеры, когда слабый ученик с лёгкостью, опередив способных ребят,  первым отвечает  на вопрос: «Почему Австралия – самый спокойный материк?», просто открыв нужную карту. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Бывает, ученику трудно ответить на сложный вопрос, но он очень любит работать с картой и  знание географической номенклатуры для него вызывает интерес.

Педагогу необходимо постоянно поддерживать познавательный интерес у учащихся при работе с картами атласа. Важно использовать разнообразные методические приёмы. Например, можно просто предложить показать на карте тот или иной географический объект. Такая работа может стать просто «сухой» и «обыденной». Используя частично-поисковый метод, можно сделать работу интересной. Например, в 8-ом классе, при изучении темы «Реки России», «Озёра России», ребята должны хорошо знать географическую номенклатуру.  Предлагаю задания познавательного типа:

  • Назовите и покажите реку России:  короткая, берёт начало из самого крупного пресноводного озера Европы и впадает в море  с наименьшим показателем солёности в России. Ответ: р. Нева, из Ладожского озера, в Балтийское море.
  • •        Назовите и покажите реку России: её называют дочерью самого глубокого озера.
  •   Это озеро,  северная часть которого  находится в Китае, а южная (большая) в России.

Действительно, работа с картами атласа помогает формировать познавательный интерес. Когда задаёшь вопрос и говоришь, что ответ на вопрос можно найти, внимательно поработав с картой. «Открыли карту и говорим!» - таков девиз использую  на этапах проведения уроков открытия новых знаний.  Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным. «Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины» писал Иммануил Кант.

«Создай свою карту». В работе с картами, использую такой методический приём «Создай свою карту». Использование знаково-символических средств является познавательным учебным универсальным действием. Познавательные  универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации. Например, придумав свои собственные условные знаки, нанеси их на карте, чтобы любой человек, незнакомый с местностью (страной, океаном и т.д.), посмотрев на твою карту, изучил данную территорию, таким образом,  приобретя географические знания. Например, на контурной карте «Зарубежная Европа», в 10-ом классе, где бы мы поместили следующие  условные знаки: сыр, бутылку с оливковым маслом, рыбу, часы, шоколад, устрицы, лягушку, розовое масло, парфюм, красивое платье, юбку в клетку и т.д. В 7-ом классе при составлении лоции океана, ребята используют условные знаки, придумывая их по ходу чтения текста в учебнике и дополнительной информации.

«Мюнхаузенские чтения». Развитие познавательных процессов, таких как  мышление,  внимание, воображение, а также активизация мыслительной деятельности на моих уроках осуществляется с помощью такого приёма, как «Мюнхаузенские чтения». Помнится, что герой Мюнхаузен – любитель пофантазировать.  Формирование  умений к применению знаний в новой ситуации осуществляю с помощью утверждений, в которых имеются преднамеренные  ошибки. Ребятам необходимо найти эти ошибки и они с интересом следят за текстом или рассказом учителя. Например, при изучении темы «Градусная сеть»,  «Географические координаты» использую фразы Мюнхаузена:

  • Мне очень понравилось путешествовать, особенно на 93-ей параллели;
  • Я пересёк Атлантический океан по 30° в.д.
  • Мы сделали остановку на равнине в месте пересечения самой длинной параллели и нулевого меридиана
  • Встречая в каждом городе меридианы и параллели, я каждый раз спотыкался об них и только тогда поверил, что они существуют
  • Моё путешествие вокруг Земли по 20° ю.ш. было короче, чем по 20° с.ш.

Ребята, работая в парах, обсуждают фразы ищут ошибки, исправляют их, приходя к правильному утверждению, и такие задания эмоционально украшают урок.

Игровые технологии прочно входят в учебный процесс. Игра способствует усвоению знаний, применению знаний, умений, навыков в практической деятельности, развивает познавательный интерес, эмоционально украшает урок, создаёт творческую атмосферу на уроке. Например, в 6-ом классе при изучении темы «Земля и Вселенная» (это 1-ый урок в 6-ом классе) провожу в качестве рефлексии дидактическую игру. Прошу ребят быть Солнцем, Землёй и Луной. Ребята выходят к доске и должны показать правильные движения Земли, Луны и Солнца.  Вот тут начинается, то Луна забывает вокруг своей оси вращаться, то Луна –вокруг Земли отстаёт и т.д. Ребятам интересно быть в роли планет, звёзд, спутников. Главное, подмечаю и тем самым подчёркиваю научный факт, что во Вселенной царит порядок,  и ничто из небесных тел и светил  не путается в движениях и орбитах!

Игра «Крокодил». При изучении тем, где нужно чётко знать определения провожу игру «Крокодил». Так,  при повторении определении важных терминов по теме «Географические координаты» в 6-ом классе,  вызываю нескольких  ребят к доске, на голову одеваю им  бумажный обруч с термином, чтобы они его не видели.  Ребята, сидящие за партой,  дают определения, а ученик должен сказать, что у него  за термин на голове, т.е. кто он? Например, термин «экватор», а фразы могут быть: ты – больше 40 000 км, самая длинная, ты делишь земной шар,

Игра «Географические кубики». Кто не помнит с детства, как он собирал из кубиков картинку. В 5-ом классе при изучении новой темы «Путешествие в Антарктиду», которую ребята должны сформулировать  сами,  даю такие кубики, сделанные из бумаги, раскидываю  на парте, даю задание собрать географический объект, который мы будет сегодня изучать. Ребята с удовольствием собирают и узнают в собранном объекте материк, ну,  или не узнают, тогда пытаемся отгадать по ассоциациям: холодное сердце Земли, через него проходят все меридианы и т.д.

Игра «Мозаика». При изучении темы «Путешествие в Северную Америку» в 5-ом классе для формулировки новой темы раздаю на парту разрезанную карту материка и даю задание: сложить из пазл географический объект и отгадать его название. Итак, что будем изучать, ребята отвечают, глядя на получившийся материк. В 7-ом классе при изучении «Теории литосферных плит» мозаику использую, чтобы ребята могли наглядно продемонстрировать «гипотезу дрейфа материков» А. Вегенера. Ребята вырезают из контурной карты материки и прикладывают материки друг к другу, сложив примерно единый материк –Пангею.

Методический приём «Побудь составителем учебника». В ходе изучения какой-либо темы, прошу учащихся составить по параграфу вопросы для проверки домашнего задания, составить карточку  по теме. Разбирая какой-либо рисунок, карту в учебнике спрашиваю: «Чтобы вы, ребята изменили или добавили в карте или рисунке?» Например, в учебнике Е.М. Домогацкого «География. 5 класс по теме «Путешествие Пифея, который путешествовал из Средиземного моря в Северное море на карте в учебнике даже не подписано Северное море.

Методический приём «Побудь учителем» очень нравится ребятам. Зачитать вопросы, которые придумали ребята, и проверить таким образом домашнее задание у одноклассников. Использую задание: дать анализ рисунка в учебнике по новой теме и объяснить рисунок одноклассникам. Называю ученика по имени, отчеству, вызываю к доске. Такое задание развивает познавательный интерес, заставляет ребят рассуждать, размышлять.

 Во внеурочное время, а именно в каникулярное время, всегда планирую географические викторины, которые развивают познавательный интерес к естественным наукам. Среди конкурсов планирую игру «Мозаику». Так, на викторине в 8-ом классе, при изучении природы России использую фрагменты контурной карты России, её отдельных территорий. Ребятам нравится этот вид деятельности: можно использовать несколько фрагментов и собрать территорию  или просто по фрагменту карты отгадать территорию и подписать все возможные географические объекты, а затем из фрагментов собрать единую карту, сообща с командами. Сотрудничество и успех гарантирован!

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.   Важно быть внимательным к каждому ученику. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям - в этом задача учителя, формирующего познавательный интерес.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

План Введение I. Активность ребенка и его развитие. II. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 1. Познавательный интерес 2. Показатели интереса...

Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии

Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития  творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...

Познавательный интерес на уроках географии.

В статье представлены основные формы и методы работы, способствующие развитию познавательного интереса на уроках географии....

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...