Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"
статья по географии (7 класс) по теме
Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Метелкина Зарина Зекереевна
учитель географии
МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
Приемы развития познавательного интереса к географии
у учащихся 7-х классов
Современная школа ставит задачу формирования у учащихся глубоких прочных знаний, практических умений и навыков. Высокое качество обучения служит средством общего развития учащихся, а последнее, в свою очередь, содействует успешности обучения. Но современный ученик получает огромное количество информации вне школы и интерес к учебному процессу со стороны некоторых учащихся снижается. Становится необходимым искать пути решения данной проблемы.
Работа началась с анализа литературных источников, периодических изданий.
Слайд 2. В кратком словаре по философии интерес обозначен как избирательная направленность человека.
Если избирательная направленность обращена к области познания, то это познавательный интерес.
Г.И. Щукина в своем труде «Проблема познавательного интереса в педагогике» дает следующее определение понятия познавательного интереса:
познавательный интерес – это интерес к познанию, область которого - познавательная деятельность, где происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование».
Изучение литературы позволило определить психолого-педагогические основы познавательного интереса, критерии обнаружения познавательного интереса (слайд 3)
1. Важнейшим показателям наличия познавательного интереса учащихся являются их вопросы, связанные с предметом изучения. Не получив ответа на уроке, ученик, побуждаемый познавательным интересом, активно добивается ответа на него из других источников.
2. Эмоциональные реакции учеников, выраженные в различной форме. О настроении учащихся судить по их речевым проявлениям («это здорово».), по стремлению поделиться с товарищами. Реакции могут выделяться и в «звонкой тишине», которая является результатом большого эмоционального последствия. Эмоциональные реакции проявляются и в адекватности речи, жесте, мимике (смех, как ответ на юмор, шутку).
3. Сам характер деятельности ученика на уроках так же является признаком наличия, либо отсутствия познавательного интереса. И то, что ученик принимает задачи и то, как выполняет задания и то, чему он оказывает пристальное внимание, предпочтение при выборе свободного задания, и сам результат выполняемой работы - его уровень, его глубина основательность.
4. Количественными показателями познавательно интереса могут служить показатели активности ученика в процессе обучения.
5. Показателями, раскрывающими картину устойчивости и цели познавательного интереса, являются избирательная направленность свободного чтения: участие по свободному выбору по внеклассной работе: кружки, КВН, вечера, выполнение индивидуальных заданий, практических работ, характер использования свободного времени
(Слайд 4)
Г.И.Щукина, опираясь на исследования в этой области различных педагогов, рассматривает последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета.
Любознательность характеризует стремление человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживается достаточно сильные выражения эмоции: удивление, радость познания, удовлетворенность деятельностью.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта стадия активного воздействия человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта степень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля субъекта, личности.
У школьников познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленный различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
(Слайд 5) Выделяют три уровня познавательного интереса
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. Высокая познавательная самопроизводительная активность | 1. Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя. | 1. Познавательная активность. |
2. Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах | 2. Интерес к накоплению информации, в основе которых лежат факты, описания. Постижение сущности познания только при помощи учителя. | 2. Эпизодический интерес к эффективным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности. |
3. Интенсивно, с Увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности. | 3. Зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений. | 3.Мнимая самостоятельность действия (списывание с доски, у соседа по парте),частые отвлечения. |
4. Стремление к преодолению трудностей. | 4. Преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи. | 4. Полная бездеятельность при затруднениях. |
5. Корреляция интересов и склонности | 5. Эпизодические занятия предметом интереса. | 5. Отсутствие склонности к каждому либо виду деятельности. |
Существую разнообразные методики, позволяющие выявить уровень познавательного интереса у учащихся, например анкета.(слайд 6 )
Формирующий этап включил разработку и внедрение в учебный процесс приемы развития познавательного интереса. Были использованы следующие приемы развития познавательного интереса. (Слайд 7)
Работа с учащимися, имеющими разные уровни познавательной активности, включает различные приёмы развития познавательной деятельности. Анализ периодической методической литературы показал, что в практике учителя, используются разнообразные приемы развития познавательного интереса.
Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятии и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: прием новизны; прием семантизации; прием динамичности; прием значимости.
Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) знаний: эвристический прием; исследовательский прием.
Приемы активизации познавательной деятельности на этапах воспроизведения полученные знаний: прием натурализации; прием моделирования; прием схематизации; прием символизации.
Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятии, и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. Например, при изучении темы «Природные зоны Австралии» рассказываю о том, что в Австралии произрастают удивительной формы «Бутылочные деревья». В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как деревья растут в самых сухих областях. Второй резервуар находится в средней части дерева и содержит сладковатый питательный сок. А из коры этого дерева аборигены получают волокно.
2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.
- Название этой страны на латыни звучит «серебряная», хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина)
- «Анды» на языке инков означают медь, медные горы.
- На каком континенте находится государство, название которого означает «страна честных людей»? (В Африке государство Буркина-Фасо)
- Название, какой европейской страны происходит от славянского слова «поле», т.е. ровное, гладкое место? (Польша)
3. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его географической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.
Например, перед изучением темы «Внутренние воды Южной Америки», можно предложить учащимся следующие познавательные задачи.
-Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана)
- Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира?
- Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не прикрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной?
4. Прием создания проблемной ситуации позволяет не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
- Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
- Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 300 к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова.
Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) знаний:
5. Эвристический прием, сущность которого состоит в том, что учитель задает учащимся трудный вопрос (но не проблемный, т.е. учащиеся располагают знаниями для ответа на него) и наводящими вопросами подводит учащихся к ответу на него: Почему Антарктида самый холодный материк?
- Каково географическое положение материка?
- Чем представлен покров материка?
- Какова высота материка над уровнем моря?
- Какое количество солнечных лучей попадает на материк?
- Какова продолжительность дня на материке?
- Наблюдается ли разница в температурах во внутренней и прибрежной частях материка.
6. Исследовательский прием характерен тем, что учащиеся имеют возможность на основе проведенных ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу.
7. Прием «Аналогии». Дети с трудом понимают, в чем заключаются взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Аналогом природных компонентов могут выступить «семь волшебных джинов», которые соперничают между собой. Каждый джин определенного цвета: джин «Растения» - зеленый, джин «Вода» - голубой, джин «Почва» - коричневый и т.д. Для наиболее наглядного показа взаимодействия всех природных компонентов необходимо прибегнуть к помощи акварельных красок соответствующего цвета (цвета соответствуют цветам джинов) Затем растворять поочередного каждого джина (краску) в демонстрационном стакане с прозрачной водой. Цвета в стакане будут меняться, показывая действие - компонентов, друг на друга, так как каждый цвет в сочетании с другим цветом дает совсем иной оттенок. Каждая краска повлияет на общий цвет воды в стакане. И не забудьте джина под названием «Человек» сделать черным цветом и растворить его в стакане последним, тем самым продемонстрировать, как экологически «плодотворно» человек влияет на всю природу.
8. Прием прогнозирования.
- Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы)
- Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из-за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.
Приемы активизации познавательной деятельности на этапах воспроизведения полученных знаний:
9. Прием узнавания предполагает использование заданий на узнавание объектов, явлений по признакам. Например, работа с диаграммами, художественным описанием.
10. Прием моделирования позволяет развить самостоятельность учащихся при решении географических ситуации.
Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части? Где бы в таком случае был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой), а где – самый сухой (покажите красной штриховкой)? Где вдоль берегов проходили бы теплые течения, а где холодные?
11. Прием нахождения причинно-следственных связей. Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений.
- Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.5
- Австралию почти по середине пересекает южный тропик. 1
- В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.3
- Австралия – достаточно жаркий и самый сухой материк.2
- Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.4
12. Прием «Почта». Учащимся предлагается классифицировать географические объекты по конвертам. Например, предлагается 5 конвертов с регионами Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная, Южная и 15 государств Африки. Задание: разложить соотнести страны и регионы.
13. Прием «Найди лишнее» Найдите лишний объект в рельефе Африки:
- Низкая Африка, Средняя Африка, Высокая Африка.
- Капские горы, Драконовы горы, Альпийские горы.
- Бразильское плоскогорье, Эфиопское нагорье, Нагорье Тибести.
- Атлас, нагорье Ахаггар, Мадагаскар.
- Везувий, Килиманджаро, Камерун.
14. Прием схематизации.
Рельеф суши
равнины
горы
?
?
плоскогорья
?
?
?
низкие
1-200м
?
1000-2000м
2000-5000м
Более 5000
?
200-500м
15. Прием «Найди ошибки»
Большая часть южной Африки находится севернее 300с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные, а на выходах кристаллических пород – магматические. В Южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток.
16. Прием «Создай карту» Учащимся предлагается создать карту, имея контур материка и основные географические объекты.
Атлантический океан
Средиземное море
Красное море
Остров Мадагаскар
Мозамбикский пролив
Мыс Бен - Сека
экватор
Мыс Альмади
Мыс Рас - Хафун
Мыс Игольный
Нулевой меридиан
Северный тропик
Южный тропик
Гвинейский залив
Индийский океан
Последний «Создай карту»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-125879-1353433616.jpg)
Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
План Введение I. Активность ребенка и его развитие. II. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 1. Познавательный интерес 2. Показатели интереса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551143-1418644770.jpg)
Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-450144-1424808524.jpg)
Методические рекомендации по формированию и развитию познавательного интереса на уроках географии
Представленные методические рекомендации ориентированы на организацию и развитие учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-641960-1597849646.jpg)
Развитие познавательного интереса на уроках географии.
Активность ребенка и его развитие. Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету. Показатели интереса к учению школьников. Методы и формы формирования познавательного инт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695759-1445785328.jpg)
Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"
Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-711114-1448190417.jpg)
«Развитие познавательного интереса на уроках географии».
Мастер-класс. Использовался при аттестации....