Методические рекомендации по формированию и развитию познавательного интереса на уроках географии
методическая разработка на тему

Шахарьянц Елена Васильевна

Представленные методические рекомендации ориентированы на организацию и развитие учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию и развитию познавательного интереса на уроках географии

Чтобы овладеть необходимыми каждому человеку знаниями, важно научиться работать с учебником: правильно пользоваться его текстом, заданиями, иллюстрациями. Важно уметь анализировать содержание текста, выделять в нем самое существенное, устанавливать связи с картами, схемами, рисунками. Учебник помогает усвоить новые понятия, термины, географические названия. Рубрика «Проверь себя» позволит убедиться, насколько хорошо учащиеся усвоили раздел или тему. Вопросы и задания, помещенные в учебнике, помогают лучше усвоить материал курса. Дополнительные знания и новые сведения о явлениях и событиях, происходящих в природе Земли и жизни народов разных стран, школьники получают, слушая передачи радио, смотря телевизор, читая книги по географии, Детскую энциклопедию, журналы, газеты, проводя наблюдение за окружающей средой, участвуя в разработке практико-ориентированных проектов. При работе с учебником во время изучения нового материала учителем попутно выдвигаются вопросы, на которые учащиеся пытаются найти ответ с помощью текста. При обосновании ответов на выдвигаемые вопросы выдвигается логика доказательства и ход решения той или иной проблемы – это проблемный метод обучения (преимущественно познавательный). Контролируя ход рассуждений учителя, учащиеся в то же время обнаруживают собственные недостатки в знаниях. Здесь одновременно совершенствуется культура умственного труда, проявляется активная мыслительная деятельность школьников. Все это способствует развитию познавательного интереса учащихся, улучшает качество учебно-воспитательного процесса.

Примеры использования разных видов работ с текстом учебника и его внетекстовыми компонентами показаны в таблице 1.

Таблица 1 – Методика работы с текстом и внетекстовыми компонентами учебника

Виды работ

Примеры

C    ТЕКСТОМ     УЧЕБНИКА

Нахождение

необходимых

сведений,

составление перечня

объектов

На физической карте найдите низменности, плоскогорья Австралии,

укажите их преобладающие высоты

Пользуясь картой атласа, назовите страны Африки, не имеющие выхода к морю

Ответы на вопросы,

приведение

доказательств

Приведите примеры открытий, o которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников

На примере одной из природных зон Евразии покажите связи между

компонентами ее природы. Сравните природные зоны Евразии и

Северной Америки по 40°с.ш. В чем причина их чередования?

Установление

причинно-следственных связей,

выделение причины

и следствия

По климатический карте Африки проследите изменение годового

количества осадков с севера на юг

Установите связь количества oсадкoв c поясами атмосферного

давления и воздушными массами

Нахождение

оснований для

выводов

По климатической кapте Антарктиды укажите, какие воздушные массы здесь формируются, и каковы их особенности

Пользуясь текстом учебника и картами, укажите особенности природы Франции

Составление схем,

рисунков, таблиц на

основе анализа

текста

Пользуясь текстом учебника, составьте схему «Деление карт на группы» по охвату территории, по масштабу и содержанию

 Пользуясь физической картой Австралии, обозначьте на контурной карте месторождения пoлезных ископаемых

Проложите на карте Тихого океана маршруты двух кораблей -

туристического и научно-исследовательского. Объясните направления маршрутов целями плавания

Составление описа-

ний и характеристик

на oснове текста и

других источников

знаний

 Составьте по каpтам и другим источникам характеристику природы и населения одного из островов Океании (Новой Гвинеи или какого-либо архипелага)

C ВНЕТЕКСТОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ УЧЕБНИКА

Аппарат организации

усвоения знаний и

умений

Использование системы вопросов и зaданий, направленных на работу c картoй, дополнительнoй литературой и другими источниками знаний;

задании практико-ориентированных учебных проектoв (проекты

улучшения природных условий Атлантики, проекты туристических

маршрутов)

Иллюстративный

аппарaт

Использование в работе кapт, схем, рисунков, фотографий, тaблиц и т.п. (определите, в каких климатических областях нaходится самый юг страны; по климатограмме проследите изменение температур и осадков)

Aппapaт

ориентировки

Наличие рубрик практической направленности (планы характеристик; умеете ли вы называть и показывать, определять, объяснять и прогнозировать; географические задачи)

Нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску.

Виды игр в системе

Игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшие качества, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференции, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры-исследования и открытия.

С учетом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников объяснять, прогнозировать, обобщать.

В процессе изучения географии материков и океанов применяются различные виды игр. Настольные игры (географическое лото с изображением, например, элементов береговой линии материков, островов и т.д., кубики с фрагментами различных по содержанию карт материков) использую, как правило, с целью закрепления и проверки знаний и умений. Такие уроки требуют от школьников применения логических операций, анализа, обобщения, сравнения, группировки материала, пространственного воображения, самостоятельных выводов, высказывания гипотез. Эти уроки проходят под девизами: «Турнир эрудитов», «Дневники пропавшей экспедиции», «Материки древней Гондваны» и т.д. Они могут проводиться в форме викторины «Что? Где? Когда? Почему?», конкурсы фантастических проектов (например, строительство плотин в проливах), защиты природоохранных проектов (тропических лесов, вод океана и т.д.), предложение типа «Что было бы, если бы…(Анды были расположены не на западе, а на востоке Южной Америки? или… растаяли ледники Антарктиды и т.д.). При организации игры класс делится на группы, каждая группа выбирает лидера, распределяет обязанности, готовит эмблему, изучает дополнительную литературу. Учитель разрабатывает специальные задания для каждой группы, например, при изучении океанов, предлагаю ученикам такие ситуации:

  1. Один из вас будет капитаном, другой – штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побываете.
  2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плоте. Расскажите о случившемся, о попытках выжить.
  3. Попробуйте пройти маршрутом Христофора Колумба и описать путешествие.
  4. Совершите воображаемое путешествие к Северному полюсу. Выберите способ передвижения. Какие трудности вам встретились на пути.
  5. Поставьте себя на место Робинзона Крузо. Опишите свои приключения.

В данном случае применяется исследовательский метод обучения, который может эффективно осуществляться лишь на основе систематического выполнения учащимися проблемных заданий (воспроизводящих для более слабых учащихся и творческих и достаточно сложных для сильных).

Во время проведения учебной экскурсии на местности организуются подвижные игры с планом местности и компасом. Цель этих игр – закрепить практические умения и навыки ориентирования, вычерчивания простейшего плана местности.

Примеры некоторых игр:

  1. «Третий - лишний». На доске или листе бумаги записываются три понятия, например: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашивается: «Что лишнее?».
  2. «Почта». Из ткани изготавливаются шесть конвертов с надписями материков. Участникам игры раздаётся равное количество карточек с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов. Учащиеся должны положить в конверт те объекты, которые соответствуют данному материку и не ошибиться адресом.
  3. «Правильно отбери». Суть игры состоит в том, что, получив несколько открыток, рисунков ученик сумел правильно отобрать открытки и рисунки с представителями растительного или животного мира какой-либо природной зоны. За каждый правильный ответ ученик получает балл. По данной модели можно организовать игры при изучении материков, рельефа, полезных ископаемых регионов.
  4. «Узнай силуэт». Для этой игры необходимо изготовить силуэты островов, полуостровов, морей и т.д. По ним школьники определяют географический объект.
  5. «Найди ошибки в тексте». Учитель зачитывает краткие описания объектов с географическими ошибками. Участники игры должны указать на ошибки.
  6. «Кроссворды, ребусы». Это наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов учащиеся лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов развивают интерес к географии, активизируют познавательную деятельность. Сначала учитель предлагает решить готовый кроссворд, позднее учащиеся сами составляют их, при этом они учатся четко, грамотно, лаконично ставит вопросы, что способствует развитию грамотной речи и ответственности.

Кроссворд «Евразия»

6

5

1

4

3

2

7

13

8

9

10

12

11

По горизонтали: 2.Крайняя  южная точка Евразии. 4.Сухие русла рек. 7.Самая глубокая впадина на Земле. 8.Высочайшая вершина мира. 10. Горы в Европе. 11.Ураган огромной силы. 12.Остров в Европе.

По вертикали: 1.Самые высокие горы в Европе. 3.Полюс холода в Евразии. 5.Море, отделяющее Евразию от Африки. 6.Пустыня в Азии. 8.Крупная река в Европе. 9.Вулкан в Европе. 13.Вулкан в Японии.

Кроссворд «Гидросфера»

1

К

2

А

3

С

4

П

И

6

Й

7

С

8

К

9

О

10

Е

1.Самая полноводная река мира. 2.Река на юге Азии, впадающая в Бенгальский залив. 3.Озеро, из которого берет начало река Нева. 4.Крупная река в России, впадающая в Черное море. 5.Самая длинная река мира, впадающая в Средиземное море. 6.Самое глубокое озеро земного шара. 7.Река, на которой построена Красноярская ГЭС. 8.Один из высоких водопадов Африки. 9.Полноводная река Африки, дважды пересекающая экватор. 10.Река Кавказа, красота и стремительный бег которой воспеты М.Ю.Лермонтовым.

Уроки-путешествия

Атмосфера путешествия на уроке создается такой, чтобы ученик смог представить себя в определенной роли, например, на научно-исследовательском судне, совершающим плавание к берегам Австралии с целью доказательства уникальности природы материка и убеждения во взаимосвязи всех компонентов природы.

Для создания образа моря используются репродукции, музыка Грига «Ноктюрн», плакат с объемным изображением самого корабля, цветовой панно на стене «Австралия – чудесная страна». Все это и в особенности ролевые действия детей создают ассоциацию путешествия, зримый образ его и слуховое восприятие.

Для подготовки заданий по своей роли учащиеся используют различную художественную литературу и периодическую печать, а иногда литературу для студентов ВУЗов, успешно преодолевая разницу между собственной образовательной подготовкой и содержанием этой литературы.

Использование классической поэзии и живописи для создания географического образа

Создать географический образ у учащихся помогают произведения русских поэтов и художников. Ученикам на уроках очень нравится зачитывать стихи, слушать песни, рассматривать картины, фотографии в соответствии с содержанием урока. Часть материала школьники находят сами в библиотеках, часть собирается учителем и систематизируется по темам: «Времена года», «Природные явления», «Природные зоны», «Природные объекты».

В процессе объяснения новой темы используется разнообразный наглядный материал (картины, слайды, таблицы, вычерчиваются графики, анализируются диаграммы) объяснительно-иллюстративным методом, позволяющим наглядно, ярко, образно показать разнообразные природные процессы и явления. Данный метод применяется при проведении уроков-лекций или изучении нового материала крупными блоками.

Предлагается подборка картин художников, которые можно демонстрировать при изучении различных тем.

Тема 1: «Климат».

Н.Сверчков «Застигнутые бурей»

П.Джогин «Буря»

И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Перед грозой»

А.Гине «Перед грозой»

А.Левитан «Март», «Золотая осень»

А.Саврасов «Грачи прилетели»

К.Юон «Мартовское солнце»

Тема 2: «Природные зоны»

И.Шишкин «Родник в лесу», «Заросший пруд у опушки леса», «Лесные дали», «Сосновый бор», «Папоротники в лесу».

Тема 3: «Опасные явления природы»

К.Брюллов «Последний день Помпеи»

И.Айвазовский «Девятый вал»

И.Тонков «Пожар»

При работе с картой, изучая материк «Евразия», тему «Внутренние воды» используется игра «Доскажи словечко»:

1. К морю Каспию она

     Течет довольно долго.

     Источником была река,

    Ну, а зовется... (Волга).

   

2. Я гордость России,

     Ее исполин.

     Я остров Востока –

     Большой... (Сахалин).

3. Имя женское ношу.

    В устье бьется пена.

     С морем Лаптевых дружу,

    А зовусь я... (Лена).

4. Я река-граница,

    Не пролетит и птица,

    Я - бунтарь и балагур,

     Страстный, яростный... (Амур).

5. Вдаль бегу, к Оби родной,

    Нрав удалый и крутой.

    Камни в пыль грызу! Крепыш!

    Имя мне, друзья,... (Иртыш).

6. Нас предки звали просто - Камень.

     Шагнешь - подъем, шагнешь - провал.

     Нам не страшны дожди и пламень,

     Мы горы старые -... (Урал).

7. Сосед мой - Эльбрус

    В шапке снежной.

     Я Тереку даю разбег,

    Стою я в дымке безмятежной,

    Гора России - я... (Казбек).

8. Зовут меня морем не зря!

    Прославили в песнях меня!

    Любил Ангару, но из рук отпускал,

    Мне громкое имя - могучий... (Байкал).

При изучении внутренних вод материков Земли в работе применяются загадки:

  1. Кругом вода, а с питьем беда (Океан).
  2. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (Река).
  3. По серебряной дороге мы отправились в поход, остановимся на отдых, а она течет, течет (Река).
  4. Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня (Ручей).

При изучении темы «Климат» используются следующие загадки:

  1. Какое дерево имеет 12 сучьев, на каждом суку по 4 ветки, а на каждой ветке по семи листьев (Год, недели, количество дней в неделе).
  2. Двенадцать братьев друг за другом бродят, а друг друга не видят (Месяцы года).
  3. Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).
  4. Белое покрывало на земле лежало, а тепло пришло – и оно сошло (Снег).

Музыка на уроках географии – новые открытия Земли

Окружающий человека мир полон звука – шум прибоя, вой ветра, журчание воды в ручейке, пение птиц, рев зверей…

Объект или явление, описанное при помощи музыкального произведения, становится более ярким, содержательным, насыщенным впечатлениями, ассоциациями, осознанными и неосознанными чувствами. При помощи звука можно увидеть, что невозможно описать словом, изобразить на картине и на экране монитора или телевизора. Более того, музыка позволяет совершить настоящее кругосветное плавание, полет к дальним мирам, путешествия во времени, по-новому открыть окружающий мир.

На помощь учителю географии приходит музыка – великая музыка Земли. Использование учителем географии музыкальных произведений на уроке предъявляет особые требования к его личности, особенно – к речи. Следует помнить, слово вначале действует на разум, а затем на чувства, но не всегда слово всесильно. В таких случаях оно может быть дополнено музыкой, с которой имеется скрытая тесная взаимосвязь. Музыка может быть фоном вступления к интересной теме урока, быть фактом подтверждения явлений, быть дополнением к рассказу об обитателях животного мира материков (рев зверей, пение птиц), может быть завершающим звеном урока. Выводы и обобщения формулируются на фоне музыки.  В этих случаях внимание учащихся и их познавательный интерес будут усиливаться.

Уроки закрепления и обобщения знаний с применением мультимедийных технологий

 При современном уровне информатизации образования появилась возможность пользоваться на уроках географии  различными дисками, которые в яркой и красочной форме знакомят учеников с уникальными объектами и явлениями Земли,  киносюжетами, текстовыми дополнениями диктора и текстами, поясняющими какой-либо объект или явление. Здесь же предлагаются тестовые задания разных уровней сложности, выполняя которые ученик может получить оценку, выставленную компьютером, предлагаются мультимедийные задания и игры, где необходимо правильно расставить по местам географические названия объектов или распределить предложенных на слайде животных по разным природным зонам, или расставить на разных участках предложенных на слайде географических карт, значки полезных  ископаемых и разнообразных типов тектонических структур земной коры и т.д. Здесь ярко проявляет себя частично-поисковый (эвристический) метод обучения, основанный на аргументации, обобщениях и выводах учащихся, нахождении ими возможной альтернативы решения того или иного вопроса или задания.

Данный вид деятельности учащихся формирует высокий познавательный интерес, желание учить и знать больше, чтобы получить высокий балл за реальные знания. Выставленная компьютером оценка побуждает учащихся к систематической, углубленной и увлекательной работе при изучении географии как школьного предмета.

Разнообразные формы и методы учебных занятий дают возможность: выявить  способности каждого учащегося, вызвать неподдельный интерес к предмету,  укрепить сотрудничество учителя и учащегося, ученику стать активным участником учебного процесса, научиться отстаивать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усваивать материал непосредственно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

План Введение I. Активность ребенка и его развитие. II. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 1. Познавательный интерес 2. Показатели интереса...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

Развитие познавательного интереса на уроках географии.

Активность ребенка и его развитие. Познавательный интерес как  способ формирования любви  к предмету. Показатели интереса к учению школьников. Методы и формы формирования познавательного инт...

Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития  познавательного интереса на уроках географии"...

«Развитие познавательного интереса на уроках географии».

Мастер-класс. Использовался при аттестации....