«Развитие познавательного интереса на уроках географии».
учебно-методический материал на тему

Мунирова Гульнара Салимьяновна

Мастер-класс. Использовался при аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_master.doc136 КБ
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa_na_urokah_geografii.pptx211.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса «Развитие познавательного интереса на уроках географии».

Эпиграф к мастер-классу:

 «Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
».

Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость.

      Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процесс обучения интересным и содержательным. Именно поэтому, тема представляемого мною опыта «Развитие познавательного интереса на уроках географии».                                                                                                                                                                                                       Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Практика показала, что достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности.

      Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Для развития учащихся я использую активные методы обучения, учитывая имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.

Идея педагогического опыта.

Цель: 

- Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся.

Задачи:

- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;

- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Теоретические тезисы:

Сможет ли кто из вас ответить, что  такое творчество?

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. (БСЭ)

   Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности отражаются и на деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности.

Применительно к школьнику зафиксировано три уровня его активности:

   1.Репродуктивно-подражательная активность - генетически более ранняя и элементарная форма проявления активности. Ее проявления у детей вполне естественны и даже необходимы, хотя в психолого-педагогических не подвергают ее основательному анализу, высказывая тем самым пренебрежение. Однако справедливости ради нужно сказать о том, что для развития школьников она имеет определенную ценность.

    Овладение всякой более сложной формой развития осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. Это и означает, что в сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.

      Кроме того, репродуктивно-подражательную активность нельзя считать механическим следованием за принимаемыми образами.                      

     2.Поисково-исполнительная активность обладает в этом отношении более значительными ресурсами. В этих условиях школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель, мастер, взрослый человек.

    3.Уровень творческой активности наиболее высокий. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника.

  Ее показателями являются: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность.

Новизна.

Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня к поиску новых познавательных заданий при изучении отдельных разделов географии.

Технология опыта.   

     Познавательная задача охотнее принимается учащимися, если всем ходом предшествующей работы подготовлена соответствующая почва – созданы положительное отношение к учебе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету. Коллективность решения задачи, ее совместное обсуждение также способствуют активизации умственного поиска учащихся.    

             
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций.
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
 

Проблемные вопросы и задания для 6 класса
Тема "План и карта"

Задание: "Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?

Попробуйте по плану ответить на вопросы:

1. Изучая план, вы пришли к выводу, что этот участок, видимо целинный. Приведите доказательства, которые могут подтвердить этот вывод.

2. Благоприятны ли формы рельефа для посевов, распашки почв, пастбищ и сенокосов? Может, на отдельных участках склоны слишком круты? Как можно их использовать в хозяйстве?

3. Какие участки пригодны для сенокоса? Где бы вы стали распахивать землю для посева различных культур?

4. Выберите наиболее удобное место для постройки фермы.

5. Наметьте дорогу к вашей ферме и найдите источник питьевой воды. Может, придется рыть колодец?"

 
2. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы «Река» в 6 классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

3. Дидактические игры : «Найди половинку», «Составь слово», «Справочное бюро», «Третий лишний», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Заморочки из бочки», «Туристическое агентство «По странам и континентам»», «Угадай» и т.д.

Задание : найдите «спрятанные» в предложениях названия хорошо вам известных географических объектов. Например: РуссКИЕ Валенки – традиционный сувенир. (КИЕВ)

1. Ворон ежа манил, а кот ласкал рыбку. (Воронеж, Котлас)
2. Брат сказал ерунду. (Братск)
3. Народ на Ямале привык к холодам. (Народная)
4. У Фамусова были гости. (Уфа)
5. Дом скворца находился на старой липе. ( Омск)
6. Мне надо перечитать этот рассказ. (Чита)
7. «Ура!» - ликовал народ. (Урал)
8. Петр о заводе сказал много интересного. (Петрозаводск)
10 класс «География мира».
1. Франц и я заключили пари, Жак был свидетелем. (Париж, Франция)
2. Пир и мир был в этом доме. (Рим)
3.Грег и Петр ходили на курсы вместе. (Египет)
4. Все улицы ведут к городской площади. (Сеул)
5.Тиран карает нас. (Иран, Анкара)
6. Я вас любил! (Ява)
7. Я у Инги брал тарелку и не вернул. (Гибралтар)
8.Собака бульдог – самая красивая. (Кабул)

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

4. Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс е выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

5. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из «Записок охотника» И.С. Тургенева: «Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…» Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы «Ветер» в 6 классе можно зачитать детям отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?» и т.д.

6. Работа с картой
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например,
репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи моря, омывающие территорию России».

Отличие
частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте», например: «Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых».

И, наконец, третий -
исследовательский уровень состоит из заданий типа: «На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе». Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы (Табл. 2).

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых


Таблица 2.


Формы рельефа


Тектонические структуры


Полезные ископаемые


1.Восточно-Европейская равнина и т. д.





7. Ребусы
Учащиеся 6-7 классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.
ДУ

http://pandia.ru/text/77/150/images/image010_9.gif

http://pandia.ru/text/77/150/images/image011_10.gif

8.Цифровой диктант.

Этот вид работы требует от учащихся умения правильно отреагировать на утверждение учителя. Выполнять его следует таким образом: вам предлагается девять (двенадцать) утверждений, которые могут быть верны, а могут и нести неправильную информацию. Если вы согласны с утверждением – поставьте цифру «1», если нет – «0». Результаты ответов составят три (четыре) трехзначных числа, которые надо затем внести в итоговый ответ.

Тема цифрового диктанта « Океаны Земли» (7 класс, обобщение).

Я утверждаю, что:

  • В Атлантическом океане шельфовая зона занимает минимальную площадь.
  • В Тихом океане находятся течения Коморское, Бенгальское, Гвианское.
    Тихий океан самый большой по площади.
    Северный Ледовитый наименьший по площади.
    Индийский океан находится в южном полушарии.
    Атлантический океан самый древний по возрасту.
    В Индийском океане срединно-океанические хребты делят ложе на три части.
    Индийский океан самый холодный по температуре поверхностных вод.
    В Тихом океане большая часть течений имеет меридиональное направление.


Итоговый ответ: 101 110 100

9.Географический диктант.
Тема диктанта: «Природные зоны Южной Америки», 7 класс. Учащиеся должны распределить слова в три группы:

1.Природные зоны:……..
2.Растения:………..
3.Животные:……………..
Учитель диктует слова.



1. Патагония           6. ленивец               11. льянос                    16. сельва

2. броненосец          7. сейба                  12. муравьед               17. колибри

3. гевея                    8. пампа                   13. араукария             18. пума

4. какао                    9. капибара             14. опоссум                  19. гуанако

5. нанду                10. лама                      15. кампос                   20. регия
Итоговый ответ: природные зоны: 1, 8, 11, 15, 16;

растения: 3, 4, 7, 13, 20;

животные: 2, 5, 6, 9, 10, 14, 17, 18, 19.

10. «Самый, самая, самое, …»
Тема «Особенности природы Евразии», 7 класс: Евразия, Альпы, Енисей, Гималаи, Мертвое море, Байкал, Эверест, Тибет, Каспийское, Черапунджи, Янцзы, Ладожское.

11.  «Игровые звездочки». Звездочки учащиеся делают сами. На лучах звезд пишем вопрос и варианты ответов, ученики выбирают одну из звездочек и отвечают на вопросы. Вопросы могут быть любые: обобщение знаний, повторение, актуализация знаний.

http://pandia.ru/text/77/150/images/image004_13.jpghttp://pandia.ru/text/77/150/images/image005_17.jpg

12.Воображаемое путешествие.

Учащимся дается задание совершить воображаемое путешествие в какой-то район планеты, страны. Ученик, проявив творчество, должен описать этот район. На контурной карте дается произвольная точка, даются ее координаты, от нее, в указанные учителем стороны горизонта, отмеряется расстояние с учетом масштаба карты, вычерчивается территория. Учащиеся дают характеристику, изображенной территории: географического положения, рельефа, климата.

13.Разбивка на кластеры (блоки идей):

   Для начала пишем тему (слово или фразу) в кружочке в центре доски или на листе бумаги. К примеру: «Марко Поло». Можно продемонстрировать, как появляется идея-спутник: допустим, «что он сделал». Пишем это справа от « Марко Поло», обводим в кружочек и соединяем с «Марко Поло» прямой линией. Теперь я приглашаю учащихся высказать свои предположения о том, что он сделал. Эти идеи помещаются в кружочках вокруг кружочка «что он сделал» и соединяются с ним. Если ученик говорит «он был путешественником», слово «путешественник» записывается в кружочек. Если появляются новые детали о его путешествиях (куда ездил и т. д.), они будут уже словами-спутниками, «вращающимися» вокруг слова «путешественник». Когда учащиеся разместили кластера, я  прошу их указать, где оказалось маловато информации. Если они в чем-то не уверены, рядом с кружочками ставится большой вопросительный знак. Затем предлагаю учащимся обратить особое внимание при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе.

14.Еще одно развивающее задание –  составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и  способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора.

Например:

                    _____________                                             1 существительное
       ___________  _________                                           2 глагола
___________ _________ ____________                          3 прилагательных
__________ ___________ __________ ____________   Предложение

 

Примеры «синквейнов», составленных на уроках:

Машиностроение
      Механизирует       Автоматизирует
Трудоемкое   Наукоемкое    Металлоемкое
Машиностроение технически вооружает экономику.

 

Европа
             Торгует        Диктует
Многоликая  Прогрессивная    Культурная
Европа – историческая колыбель цивилизации.

                                                     Индия
                                       Восхищает   Завораживает
                               Многонациональная Контрастная Сказочная
                                  Индия – страна глубоких противоречий.

 


15. Информационно-компьютерные технологии

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. С появлением компьютерной техники в школе у меня, как учителя географии, открылись новые возможности в организации учебного процесса. Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые, позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, если ученик задействован в учебном процессе, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.  Это подтверждается словами, вынесенными в эпиграф мастер-класса.

   

Приложение1.

Урок-КВН «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АФРИКЕ»

(Обобщение знаний по изученной теме «Африка»)

Задачи урока:

1. обобщить и закрепить изученный материал по теме «Африка»;

2. закрепить приемы работы с картой;

З. развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: физическая карта, климатическая, природных зон, стенные картины «Африка».

Ход урока

1.  Вступительное слово учителя.

Там мыс Игольный, мыс Альмади,

Сухие русла рек там вади.

Там реки быстро протекают.

И в разные моря впадают

Там есть вулкан Килиманджаро,

Наделал много он пожаров.

Сегодня мы проведем урок путешествие, которое назовем «Там в далекой Африке не был я никогда», главной задачей которой является повторение и обобщение изученного материала по теме «Африка». В нашем путешествии принимают участие 2 команды «Пигмей» и «Вельвичия». Капитаны команд — Ф. И. представляют команду, эмблему и девиз. В жюри бывалые путешественники из 8 класса, за плечами которых немалый опыт подобных путешествий. Слово жюри:

ЖЮРИ: Уважаемые путешественники! Вы отправляетесь к берегам Африки. Чтобы путешествие было увлекательным, команда смогла добиться своей цели и победить, необходимо выполнить следующие условия:

1. в путешествии обязательно использовать карты материка, дополнительную литературу, свои знания и умения, сообразительность, дружелюбие;

2. быть внимательными и собранными, помнить, что самое главное в путешествии - отличная подготовка, дисциплина, умение принимать ответственное решение. Желаю вам успеха!

II. Начинаем путешествие по Африке со станции «Биографическая».

1. Чему равна площадь материка?

2. Рассказать о физико-географическом положении материка.

З. Определить размеры материка с севера на юг по 20 в. д. и запада на восток по экватору.

4. Назвать имена первоисследователей Африки, какой вклад внесли они в изучение материка?
По пути ко второй станции мы проведем небольшую географическую разминку.

Конкурс 1. Географическая разминка.

(Вопросы поочередно задаются командам, за правильный ответ команда получает жетон)
1. Влажный экваториальный лес? (Гилея)
2. Самые высокие горы Африки? (Атлас)
3. Какое озеро лежит на экваторе? (Виктория)
4. Наивысшая точка Африки? (Килиманджаро)
5. Как переводится слово «Сахара»? (Пустыня)
6. Русский ученый, который изучал растения Африки? (Н. И.Вавилов)
7. Кто впервые обогнул южную оконечность Африки? (Васко да Гама)
8. Пересыхающие русла рек материка? (Вади)
9. Как называют ветер в пустыне (Самум)
10. Назовите пустыни Африки (Сахара, Калахари, Намиб)
11. Английский ученый, посвятивший жизнь изучению Африки (Ливингстон)
12. Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки? (ЮАР)
13. Бессточное озеро материка? (Чад)
14. Самое глубокое озеро материка? (Танганьика)
15. Остров у берегов Африки? (Мадагаскар)
16. Полуостров на востоке материка (Сомали)

Следующая станция. Все выше и выше».
1. Что лежит в основании материка?
2. Какие формы рельефа преобладают?
3. Назвать и показать основные формы рельефа?
4. Где в Африке находится активный участок земной коры?
Конкурс 2— Картографов. Команды получают пакеты с географической номенклатурой, которую нужно показать на карте.

1. Намиб
2. Мадагаскар

З. Гвинейский
4. Кения

5. Килиманджаро
6. Эфиопское нагорье
7. Драконовы
8. Хафун
9. Бенгельское
10. Игольный.

1. Сахара

2. Сомали
3. Аденский

4. Камерун

5. Тубкаль

6. Восточно-Африканское

7. Атлас

8. Альмади
9. Ньяса

10. Чад

III. станция «Раз дождинка, два дождинка.

1. В каких климатических поясах лежит Африка?

2. Почему Африка самый жаркий материк на земле?

З. Опишите климат экваториального и субэкваториального поясов.

4. Опишите климат тропического и субтропического поясов.

5. Почему в южной Африке тропический климат расположен на меньшей территории.

6. Почему прямо на побережье Атлантического океана расположена пустыня Намиб?

По пути к IV станции мы проведем 3 конкурс «Занимательный текст», в котором вы должны найти ошибки в записках капитана Врунгеля.

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком,

Африканский мир ему знаком,

Постарайтесь вы найти при чтении,

Что здесь подвергается сомнению.

«Сбылась моя давняя мечта. Волны тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом огромном материке земли! Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывают хвою. Пингвины, которых выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняли тигра. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на березах. На берегу самого красивого и глубокого в мире озера Танганьика сделали привал и записали эти заметки».

IV. Станция "Гремящий ДЫМ".

1. Что называют в Африке «Гремящий дым» и кем он был открыт?

2. Назвать и показать река Африки.

З. Назвать и охарактеризовать озера Африки.

4. Самое глубокое, мелкое, большое озеро материка.

5. Самая длинная, многоводная река Африки.

6. Что такое Вади?

7. Что означает река — Нигер?

V. станция «Ау!» - путешествие по природным зонам.

1. Назвать и показать природные зоны Африки. Каждая команда поочередно задает друг другу вопросы.

2. Ствол этого растения не имеет сучьев, высотой до 20 м., на верху колышется пучок из 40-70 листьев, длиной до З м каждый, под которыми вися гроздья плодов. Из листьев местные жители делают заборы, плетут сандалии и корзины, ствол ценный строительный

материал. Что это за растение, как называются плоды, как использует их человек? (финиковая пальма, финики).

З. Это многолетнее травянистое растение с толстым корнем. Листья отходят от корня и достигают в длину до 4 м. для своего развития требует много влаги. Плоды растения идут на изготовление сиропа, вина, муки, мармелада, консервов. Что это за растение, как называются плоды? (Бананы).

4. Это невысокое раскидистое дерево с короткими искривленными стволами. Плоды его по вкусу напоминают землянику. Это любимое лакомство местных жителей, а еще его называют «африканской аптекой». Что это за растение и за что получило такое название? (Саркоцифалюс).

5. Кустарник, листья которого покрыты серебристыми волосками, издает сильный запах, который приманивает какую-то живность. Что это за растение, почему его так называют? (Роридула. /Ловушка для мух/).

6. Облака — редкое явление (Пустыня)

7. Природная зона занимает бассейн р. Конго и побережье Гвинейского залива (Экваториальные леса).

8. Почвы красно-желто-ферралитные (экваториальный лес).

9. Зона жестколистных лесов и кустарников (Субтропики).

10.Лето жаркое, зима сухая и теплая. (Саванна).

11. Климат субэкваториальный, с влажным жарким летом, сухой жаркой зимой. (Саванна)

12.Основные животные — пресмыкающиеся, антилопы, газели. (Пустыня)

1З. Растения - зонтичные акации, мимозы, пальмы. (Саванна)

14.Климат благоприятствует выращиванию винограда и садов (Субтропики).

15.Преобладает травянистая злаковая растительность (Саванна).

Конкурс 4. «Шарада»

А по пути к VI станции «Политической» я предлагаю вам разгадать шарады.

1. На рисунке художественная кисть, пятак и рисунок уха. Какая существует между этими рисунками и экваториальным лесом. (Кистеухие свиньи обитают в экваториальном лесу).

2. На рисунке сор/ока + пи/ла =?

Нас на части поделите,

две потом соедините,

И помчимся к маме,

папе в лес веселая... (окапи).

VI станция «Политическая»

1. Сколько человек проживает на материке?

2. К каким человеческим расам принадлежит населения Африки?

З. Назовите крупные народы, населяющие материк, где они проживают?

4. На какие части делятся страны Африки по природным особенностям?

Конкурс 5. Капитанов. Разгадай кроссворд.

http://pandia.ru/text/77/150/images/image023_3.gif

1 .Остров в Индийском океане.
2.Крайняя восточная точка Африки.
З. Обширная пустыня на земле.
4.Африканское нагорье, покрытое толщей застывшей лавы.
5.Перешеек, соединяющий Африку с Азией. б. Полуостров в Восточной Африке.

Игра Ромашка.

1 .Жители экваториальных лесов. (Пигмеи)
2. Какая птица в Африке самая крупная? ( Страус)
З. Удивительное и растение пустыни Намиб. (Вельвичия)
4.Как приспособились растения и животные к засушливому климату пустынь?
5.Национальные парки Южной и Восточной Африки /Крюгера и Серенгети/.
6. Почему деревья в экваториальном лесу растут в несколько ярусов, а кустарники и травяной покров развиты слабо?
7. Как называются хижины эфиопских крестьян? (Тукули)
8. Масличная культура, северной Африки. (Маслина, олива).
9. Страна, важнейшая сельскохозяйственная культура которой хлопчатник. На северном побережье страны находится крупнейшая речная дельта. (Египет).
10. Вулкан в западной части Африки. (Камерун)
11 .Пролив, соединяющий Красное море и Аденский залив. (Суэцкий)
1 2.Животное саванн, с огромными наростами на голове (Бородавочник).

Конкурс 6. Художников.
Конкурс 7. Домашнее задание — внеклассное чтение по теме Африка. Подведение итогов урока.

Итак, дорогие ребята, наше путешествие подошло к завершению. Обе команды прекрасно показали свои умения, смекалку на всех станциях нашего путешествия.

Итоги подводит жюри (считая жетоны). Команда победительница получает «5».

На таких уроках ученики работают более активно. В работу включаются и те учащиеся, которые учатся неохотно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие познавательного интереса на уроках географии». Тема мастер-класса:

Слайд 2

эпиграф : «Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». (Японская пословица)

Слайд 3

Идея педагогического опыта . Цель: Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся.

Слайд 4

Задачи : - показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний; - рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Слайд 5

Творчество-?

Слайд 6

Творчество : деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. (БСЭ)

Слайд 7

Технология опыта

Слайд 8

1. Создание проблемных ситуаций. Задание: "Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?

Слайд 9

2. Технология опорных конспектов

Слайд 10

Дидактические игры : «Найди половинку», «Составь слово», «Справочное бюро», «Третий лишний», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», « Заморочки из бочки», «Туристическое агентство «По странам и континентам»», «Угадай» и т.д.

Слайд 11

Задание : найдите «спрятанные» в предложениях названия хорошо вам известных географических объектов. Например: РуссКИЕ Валенки – традиционный сувенир. (КИЕВ)

Слайд 12

4. Творческие работы составление загадок составление кроссвордов изготовление макета вулкана из пластилина сообщения, доклады, презентации и т.д.

Слайд 13

5. Использование на уроке дополнительной литературы Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе … А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?»

Слайд 14

6. Работа с картой репродуктивный уровень частично-поисковый исследовательский

Слайд 15

7 . Ребусы

Слайд 16

8.Цифровой диктант. Если вы согласны с утверждением – поставьте цифру «1», если нет – «0»

Слайд 17

9.Географический диктант. 1.Природные зоны:…….. 2.Растения:……….. 3.Животные:……………..

Слайд 18

10. «Самый, самая, самое, …» Евразия, Альпы, Енисей, Гималаи, Мертвое море, Байкал, Эверест, Тибет, Каспийское, Черапунджи , Янцзы, Ладожское.

Слайд 19

11. «Игровые звездочки».

Слайд 20

12.Воображаемое путешествие Учащимся дается задание совершить воображаемое путешествие в какой-то район планеты, страны.

Слайд 21

13.Разбивка на кластеры (блоки идей): Где жил? Чем занимался? В чем заслуга? Кто по происхождению….

Слайд 22

14.синквейн _____________ 1 существительное ___________ _________ 2 глагола ___________ _________ ____________ 3 прилагательных __________ ___________ __________ ____________ Предложение

Слайд 23

14.синквейн Индия Восхищает Завораживает Многонациональная Контрастная Сказочная Индия – страна глубоких противоречий.

Слайд 24

15. Информационно-компьютерные технологии Возможность использования на разных этапах урока Возможность разнообразить урок Наглядность…

Слайд 25

Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, если ученик задействован в учебном процессе, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

Слайд 26

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

План Введение I. Активность ребенка и его развитие. II. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 1. Познавательный интерес 2. Показатели интереса...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

Методические рекомендации по формированию и развитию познавательного интереса на уроках географии

Представленные методические рекомендации ориентированы на организацию и развитие учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии....

Развитие познавательного интереса на уроках географии.

Активность ребенка и его развитие. Познавательный интерес как  способ формирования любви  к предмету. Показатели интереса к учению школьников. Методы и формы формирования познавательного инт...

Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития  познавательного интереса на уроках географии"...