Рабочая программа кружка "Географический калейдоскоп" для учащихся 8 - 9 классов
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Коликова Ольга Юрьевна

Программа кружка "Географический калейдоскоп" базируется на знаниях физической и социально-экономической географии курса основной школы "География России". Программа кружка призвана сохранить традиции классического учебного пердмета и одновременно с этим полнее раскрыть  неиспользованные резервы в структуре содержания и организации обучения. Данная программа на основе теоретических знаний учащихся позволит еще раз вернуться к пройденному материалу и закрепить материал, что отразится на качестве знаний учащихся и на повышении познавательного интереса к географии. Также программа позволит через практическую составляющую прикладного курса осознанно воспринимать материал, что будет хорошей основой для участия в предметных олимпиадах,  при выполнении заданий при сдаче ОГЭ. Эта программа предназначена для учащихся 8 - 9 классов и рассчитана на срок реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskiy_kaleydoskop.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по географии «Географический калейдоскоп»

Годовое количество часов – 34 (1 час в неделю),

срок реализации программы – 1 год,

возраст учащихся – 9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа «Географический калейдоскоп» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (2004 г.); авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы» / Сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010 (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов и др.); образовательной программы школы, с учетом годового календарного графика школы на 2018 – 2019 учебный год. 

Место программы в учебном плане:

Данная программа кружка предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана всего на 34 часа (1 час в неделю); срок реализации программы 1 год.

Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению курса географии. Такой подход позволяет рассматривать различные факторы, формирующие умения для закрепления практических навыков решения географических задач, более детальной характеристики природных  явлений.

Данная программа на основе теоретических знаний учащихся позволит еще раз вернуться к пройденному материалу и закрепить материал, что отразится на качестве знаний учащихся и на повышении познавательного интереса к географии и другим предметам естественно-географического цикла. Также программа позволит через практическую составляющую прикладного курса осознанно воспринимать материал, что будет хорошей основой для участия в предметных олимпиадах,  при выполнении заданий при сдаче ОГЭ.

Программа кружка «Географический калейдоскоп» базируется на знаниях физической географии и социально-экономической географии курса основной школы. Программа географического кружка призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Цели и задачи программы:

Цель: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике и при решении заданий повышенной сложности.

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по физической  и экономической географии России.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Основные направления и содержание деятельности:

Создание у учащихся представления об удивительно красивой и разнообразной природе России, о быте и хозяйстве населения, предусмотренное программой географии России в 8 – 9 классах, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем детального изучения общих понятий и посредством углубленного изучения определенных географических объектов.

Формы работы разнообразны: беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Формы контроля: анализ заданий, выполненных на контурной карте, ответы на вопросы викторины, ответы, полученные в ходе фронтальной беседы.

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

1. Границы России: взгляд сквозь века. Знакомство с техникой безопасности, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем.

Раздел 2. Географическое положение России.

2. Географическое положение и современные границы России. Россия на карте мира. Преимущества и недостатки физико-географического положения России.

3. Политико-государственное устройство России.

4. Крайние точки России. Крайняя северная точка России. Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин. Крайняя южная точка России. Физико-географические условия горы Базардюзю.5. Крайняя западная точка России. Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря. Крайняя восточная точка России. Природа мыса Дежнева и острова Ратманова.

5. Моря, омывающие Россию, их физико-географическая характеристика и ресурсы.

6. Часовые пояса России. Решение задач по определению часового времени в разных точках России.

Раздел 3. Природа России.

7. Особенности рельефа России. Россия – страна великих равнин. Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность.

8. Горное обрамление России. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.

9. Догеологический этап развития планеты. Гипотезы возникновения Земли как планеты. Минеральные ресурсы России.

10. Климат и климатические ресурсы России. «Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные стены в России. Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока.

11. Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды. Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.

12. Внутренние воды России в фольклоре. Былины Садко. Стихи и песни о России. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы России.

13. Откуда и куда текут реки в России. Реки России. Озера и водохранилища России. Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища.

14. Болота и подземные воды. Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды. Снежный покров и ледники России. Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.

15. Природные  зоны России. Полярные и ледяные пустыни. Пустынный ландшафт. Царство тундр. «Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» – северный олень.

16. Леса России – самые большие в мире. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса.

17. Российские степи. Степи России. Заповедные степи. Пустыни и полупустыни. «Царство полыни». Солончаки. Субтропики. Культурные ландшафты субтропиков.

18. Красная книга России. «Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли.

19. «Интересные ландшафты». Проектная деятельность: «Интересные места любимой природной зоны».

Раздел 4. Население России.

20. Как изменяется численность населения России. История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации.

21. Где живут в России. Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация. Крупнейшие города России и города-миллионеры.

22. От первобытных племён до современных народов. От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России. «Мы разные, но мы все вместе».  Презентация «Народности России».

Раздел 5. Хозяйство России.

23. Состав и особенности российской экономики. Первичная промышленность России. Добыча полезных ископаемых.

24. Машиностроение и ВПК России. Чёрная и цветная металлургия.

25. Лесная и химическая промышленность России. Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство.

Раздел 6. Природа и хозяйство регионов России.

26. Восточно-Европейская равнина. Особенности экономики Центральной России. Москва – столица России. Население и хозяйство Поволжья.

27. Природа, население и хозяйство Европейского Севера. Санкт-Петербург – «вторая столица» России. Города на старых водных торговых путях.

28. Кавказ – самые высокие горы России. Население и хозяйство Европейского Юга. Крым.

29. Своеобразие природы Урала. Население и хозяйство Урала.

30. Западно-Сибирская равнина: особенности природы. Экономика Западной Сибири.

31. Восточная Сибирь: величие и суровость природы, население и хозяйство.

32. Дальний Восток – край контрастов.

Раздел 7. Обобщение.

33. Географическая игра «Знатоки географии». Викторина «Занимательная география».

34. Итоговое занятие кружка. Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино».

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Географическое положение России.

5

3.

Природа России.

13

4.

Население России.

3

5.

Хозяйство России.

3

6.

Природа и хозяйство регионов России.

7

7.

Обобщение.

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Географический калейдоскоп»,

9 класс, всего 34 часа, 1 час в неделю

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Раздел 1. Введение (1 ч)

1

Границы России. Взгляд сквозь века.

1

Раздел 2. Географическое положение России (5 ч)

2

Географическое положение и современные границы России. Россия на карте мира.

1

3

Политико-государственное устройство России.

1

4

Крайние точки России: северная, южная, западная, восточная.

1

5

Моря, омывающие Россию, их физико-географическая характеристика и ресурсы.

1

6

Часовые пояса России.

1

Раздел 3. Природа России (13 ч)

7

Особенности рельефа России. Россия – страна великих равнин.

1

8

Горное обрамление России.

1

9

Догеологический этап развития планеты. Минеральные ресурсы России.

1

10

Климат и климатические ресурсы России. «Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные стены в России.

1

11

Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды.

1

12

Внутренние воды России в фольклоре. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы России.

1

13

Откуда и куда текут реки в России. Озера и водохранилища России.

1

14

Болота и подземные воды. Снежный покров и ледники России.

1

15

Природные  зоны России. Полярные и ледяные пустыни. Царство тундр.

1

16

Леса России – самые большие в мире.

1

17

Российские степи. Пустыни и полупустыни. Субтропики.

1

18

Красная книга России.

1

19

Проектная деятельность «Интересные ландшафты».

1

Раздел 4. Население России (3 ч)

20

Как изменяется численность населения России.

1

21

Где живут в России. Крупнейшие города России и города-миллионеры.

1

22

От первобытных племён до современных народов. «Мы разные, но мы все вместе».

1

Раздел 5. Хозяйство России (3 ч)

23

Состав и особенности Российской экономики. Первичная промышленность России.

1

24

Машиностроение и ВПК России. Чёрная и цветная металлургия.

1

25

Лесная и химическая промышленность России. Сельское хозяйство.

1

Раздел 6. Природа и хозяйство регионов России (7 ч)

26

Восточно-Европейская равнина. Особенности экономики Центральной России. Москва – столица России. Население и хозяйство Поволжья.

1

27

Природа, население и хозяйство Европейского Севера. Санкт-Петербург – «вторая столица» России. Города на старых водных торговых путях.

1

28

Кавказ – самые высокие горы России. Население и хозяйство Европейского Юга. Крым.

1

29

Своеобразие природы Урала. Население и хозяйство Урала.

1

30

Западно-Сибирская равнина: особенности природы. Экономика Западной Сибири.

1

31

Восточная Сибирь: величие и суровость природы, население и хозяйство.

1

32

Дальний Восток – край контрастов.

1

Раздел 7. Обобщение (2 ч)

33

Географическая игра «Знатоки географии». Викторина «Занимательная география».

1

34

Итоговое занятие кружка.

1

          Предполагаемые результаты деятельности

ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;

применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

повысить свой кругозор;

применять компьютерные технологии в обучении;

– знать природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своей области;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

– создание банка исследовательских и проектных работ учеников;

– увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой;

– повышение успеваемости и качества знаний учащихся по предмету «География».

Список литературы

1. И.И. Баринова География России. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.

2. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. –  М.: Дрофа, 2012.

3. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2010.

4. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. – М.: Дрофа, 2010.

5. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2010.

6. Уроки географии «Кирилла и Мефодия». 6  9 классы. М.: Дрофа, 2006.

7. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

8. Якубович В.И., Смирнова Г.А. Записки географического клуба. – М.: Дрофа, 2010.

9. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2010.

10. Атлас «География России». 8 9 классы.

11. И.И. Баринова. Тесты по географии: 8 класс: к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». – М.: Дрофа, 2010.

12. Евдокимов В.И. Тесты по географии России. 8 9 классы.   М.: Дрофа, 2009.

13. Курашева Е.М. География России в схемах и таблицах: 8  9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

14. Курашева Е.М. География.9 класс. Задания на определение географических объектов. – М.: Дрофа, 2011.

15. Олимпиады по географии. 6 – 9 кл.: методическое пособие. / Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2004.

16. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Программа СБО  составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...