Экологизация географического образования
статья по географии на тему

Юртаева Оксана Юрьевна

Обоснование педагогического опыта учителя географии МАОУ "СОШ № 10" Юртаевой Оксаны Юрьевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologizatsiya_geograficheskogo_obrazovaniya.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта

Юртаевой Оксаны Юрьевны

учителя географии МАОУ «СОШ №10»

Тема: Экологизация географического образования как фактор формирования жизнеспособной и ответственной личности нового типа.

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Первая исходная посылка: болезни общества заражают школу, болезни школы, в свою очередь усугубляют болезненное состояние общества; разорвать этот порочный круг можно только на уровне школы – иначе говоря, оздоровление общества должно осуществляться с оздоровления школы. Вторая исходная посылка: необходимое условие оздоровления школы – поворот её лицом к действительности, а конкретнее перестройка содержания и методов обучения под углом зрения тех  глобальных процессов, которые являются определяющими для современного этапа развития общества. имеются в ввиду три процесса: интенсификация познания мира человеком, интеграция научного знания, смена естественнонаучной традиции, означающая отказ от позиции, когда человек выступал в качестве стороннего наблюдателя природы, и переход на позицию признания органического единства природы и человека.

Первый процесс – интенсификация познания – привёл сегодня к тому, что удвоение объёма всего научного знания, которым обладает человечество, происходит на протяжении всего десяти лет. Поэтому бесполезно надеяться, что школа в состоянии в наше время снабдить человека достаточным пожизненным багажом знаний: сегодня, как никогда раньше, необходимо делать главную ставку на то, чтобы научить учиться.

Второй процесс – интеграция знания – явился отражением общей закономерности познания мира человеком: по мере развития процесса познания происходит не только продвижение вглубь, но и одновременно движение вширь; углубляясь, мы неизбежно выходим на более широкие горизонты, где всевозможные перегородки и грани становятся всё более условными. Интеграция знания ускоряет научно-технический процесс и, в свою очередь, сама ускоряется этим процессом, в частности через расширяющуюся информатизацию общества. Поэтому весьма важно преодолевать в образовании разобщённость учебных предметов, препятствующую формированию в сознании учащихся целостной картины мира. По-видимому, только при условии развития интеграционных процессов в школе, возможно возрождение интереса учащихся к обучению и подъём ценности образования над ценностью умения вести практические дела и заключать выгодные сделки.

Третий процесс – смена естественнонаучной традиции – привёл к осознанию необходимости учета единства природы и человека, неизбежности усиления воздействия человека на природные балансы, что требует анализа и соответствующей корректировки указанного воздействия – во избежание экологической катастрофы. поэтому становится актуальной гуманитаризация процесса обучения: выдвижение на передний план не узко научных или узко предметных ценностей, а общечеловеческих ценностей; проецирование предлагаемых знаний на личность учащегося, развитие в нем заинтересованного отношения к получаемым знаниям; формирование у него диалектического мышления, эстетического восприятия окружающей среды, ответственного отношения к возможным последствиям собственной деятельности для других людей и для природы в целом.

После рассмотрения двух исходных посылок можем теперь сформулировать основную посылку: определённый вклад в перестройку содержания и методов обучения под углом зрения отмеченных выше глобальных процессов, определяющих развитие нашей деятельности, может внести технология «Экология и развитие» известная также как технология «Экология и диалектика».

  1. Условия формирования ведущих идей опыта, условия возникновения и становления опыта.

На идею формирования опыта оказала влияние работа над педагогической идеей в рамках педагогического конкурса «Учитель года», в котором я принимала непосредственное участие. Тема «Экология и диалектика» также интересовала меня и потому, что первое моё высшее образование «Геоэкология». Её основные положения впервые были сформулированы академиком Л.В. Тарасовым четверть века назад, но сегодня актуальность этих идей ничуть не снизилась, а, наоборот, в условиях внедрения новых образовательных стандартов, идеи эти звучат как никогда современно и своевременно.

  1. Теоретическая база опыта.

Теоретическую основу рассматриваемой технологии можно концентрированно представить в виде основополагающей гипотезы и четырех основных принципов.

Формулировка гипотезы:

Развивающий эффект обучения устойчиво возрастает при условии совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся.

Далее рассмотрим четыре основных принципа технологии «Экология и развитие»: принцип интеграции, принцип гуманитаризации, принцип нелинейности, принцип разведения уровней.

Формулировка принципа интеграции:

Содержание учебного материала и форма, в какой он предлагается учащимся, должны быть такими, чтобы формировать целостное видение мира, где всё взаимосвязано, все разграничения условны и подвижны. Каждый учебный предмет рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир, окружающий и включающий в себя учащегося. Принципиально важную роль играют интегративные предметы, или предметы комплексы, каждый из которых охватывает несколько научных областей.

В соответствии с принципом интеграции необходимо добиваться, чтобы учащийся осознавал мир не как набор формальных схем, функционирующих по некоторым жестко определённым правилам, а как совокупность великого множества диалектически взаимосвязанных процессов, развивающихся и затухающих по вероятностным законам. Заметим, что принцип интеграции существенно выходит за рамки идеи межпредметных связей, поскольку требует «привязки» каждого учебного предмета к реалиям окружающего мира и тем самым противостоит характерной для традиционной школы формализации и схематизации учебных предметов. Наиболее глубокое выражение данный принцип находит в интегративных учебных предметах.

Формулировка принципа гуманитаризации:

Содержание учебного материала и форма, в какой он предлагается учащимся, должны быть такими, чтобы формировать у учащегося позицию не равнодушного стороннего наблюдателя, а активной и ответственной личности, которая осознаёт себя частью природного и социального мира и с заинтересованностью изучает этот мир «изнутри». Важно, чтобы получаемая учащимся информация становилась для него личностно значимой и способствовала как экологизации («сейчас» может откликнуться «потом»), так и планетаризации («здесь» может откликнуться «там») его сознания.

Принцип гуманитаризации подчеркивает необходимость гуманитарного воспитания учащихся при изучении любых школьных предметов — не только относящихся к гуманитарному циклу, но и относящихся к естественно математическому циклу. В соответствии с данным принципом необходимо добиваться, чтобы учащийся почувствовал себя живой частичкой многообразного и в то же время единого мира, как бы участником совершающихся в мире процессов, преемником тех, кто жил раньше, предком по отношению к будущим поколениям. Принцип гуманитаризации обращает внимание на важность эмоциональной сферы учащегося (удивление, недоумение, любопытство, сопереживание и др.).

Анализируя принцип гуманитаризации, можно условно выделить в нем несколько граней: грань личностного восприятия (это касается лично меня), грань сопричастности (этого достигли люди, значит, это доступно и мне), грань глобального восприятия (это нужно знать всем, а значит и мне), грань ориентации на консенсус (я могу поставить себя на место других и не должен считать свою точку зрения единственно и полностью верной), грань личной ответственности (я отвечаю за последствия своих действий для людей и природы).

Формулировка принципа нелинейности:

Процесс изучения тех или иных разделов программы не линеен в том смысле, что является также процессом предварительного ознакомления с последующими разделами и процессом более глубокого усвоения предшествовавших разделов. При изучении того или иного круга представлений (понятий) следует в порядке далекой пропедевтики выходить «вперед» (на представления, подлежащие изучению позднее) и одновременно необходимо возвращаться «назад», к рассматривавшимся ранее представлениям, чтобы усвоить их на более глубоком уровне.

Принцип нелинейности противостоит традиционному выстраиванию процесса обучения в виде «лестницы», на каждой «ступеньке» которой познавательный процесс всякий раз достигает завершенности. Принцип нелинейности требует, чтобы на общее поступательное восхождение по «лестнице познания» накладывались «броски» как вперед (в порядке далекой пропедевтики), так и назад (возвращение с выходом на более глубокий уровень понимания). Данный принцип отражает диалектику перехода от простого к сложному — когда сложное начинает формироваться уже на уровне простого, а простое приобретает более глубокий смысл при рассмотрении с позиции сложного.

Здесь уместно вспомнить известную теорему Гёделя, согласно которой более глубокое понимание того или иного круга вопросов достигается при условии выхода за рамки этого круга, т.е. при переходе к более широкому кругу вопросов. Простой пример: нельзя достаточно глубоко изучить арифметику, оставаясь в рамках самой арифметики, — надо выйти в алгебру.

С точки зрения принципа нелинейности, изучение алгебры представляет собой одновременно более глубокое усвоение арифметики.

Формулировка принципа разведения уровней:

В учебном процессе целесообразно развести уровень представления учебного материала учащимся и уровень воспроизведения материала учащимися. Уровень представления материала должен превосходить уровень его воспроизведения.

Уровень представления должен быть одинаковым для всех, тогда как уровень воспроизведения должен быть, по возможности, дифференцированным (с учетом индивидуальных особенностей личностного и интеллектуального развития учащегося).

В традиционной школе такого разведения уровней нет, вследствие чего наблюдаются, во первых, попытки дифференцировать учащихся по группам с разным уровнем развития и, во вторых, общее занижение уровня представления учебного материала с ориентацией на более слабых учащихся. Принцип разведения уровней позволяет избежать оба указанных негативных явления. В соответствии с этим принципом всем учащимся предлагается много и разного (реализуются равные стартовые возможности для всех), а каждому учащемуся предоставляется возможность взять из предложенного столько, сколько он сегодня в состоянии усвоить, взять в первую очередь то, что ему сегодня более понятно и интересно. Проблемы с выполнением требований госстандартов при этом не будет возникать, поскольку последние всегда ориентированы на более слабых учащихся.

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Принцип разведения уровней был выдвинут В.В. Фирсовым еще в конце 80 х годов прошлого столетия. К сожалению, он до сих пор не нашел широкого применения в педагогической практике. Слишком силён стереотип, согласно которому учебник требуется «проходить» и при том фактически в полном его объеме. К тому же до сих пор школьные учебники остаются строго дозированными «островками» информации, предназначенными для усвоения всеми учащимися независимо от особенностей развития. Отметим также и то, что в традиционной школе, где уровни представления и воспроизведения материала совмещены, широко применяется сопоставительное оценивание знаний учащихся — когда производится сравнение в данный момент времени разных учащихся между собой.

При разведении упомянутых уровней необходимо переходить к более прогрессивной форме оценивания знаний — личностному оцениванию, когда производится сравнение каждого учащегося с самим собой для разных моментов времени. Сегодня всё чаще провозглашается установка для учителей новаторов: «Не сравнивай одного ученика с другим, сравни его сегодняшнего с ним вчерашним!» Практика такой формы оценивания знаний, предполагающая отказ от сопоставительного оценивания, пока еще не отработана в должной мере.

Технология «Экология и развитие» способствует формированию творческой личности с экологическим и планетарным сознанием, адекватно воспринимающей реальный мир. Только такой личности может оказаться по силам решение сверхзадачи нынешнего времени – превращение человека, разрушающего природную среду, в сознательного регулятора биосферных процессов.

Что заставило, меня учителя географии обратиться к технологии «Экология и развитие»?

Сложившаяся структура географического образования (6 класс – начальный курс физической географии, 7 класс – география материков и океанов, 8 класс – физическая география России (прежде СССР), 9 класс – экономическая и социальная география России (прежде СССР), 10 класс – экономическая и социальная география мира) практически не менялась много десятилетий. Основное внимание уделялось констатации, инвентаризации, описанию, объяснению окружающей природной, экономической и социальной среды. Между тем, современному учителю приходится иметь дело с новым школьником, имеющим доступ к самой разнообразной географической информации и живущим в совершенно новых условиях, чем жили его сверстники в недавнем прошлом. Ему не столько нужны новые географические факты, сколько умение их анализировать. Поэтому задача учителя не столько в создании данных, сколько в вооружении школьников необходимыми программами анализа этих данных и алгоритмами решения географических задач. Знакомство с научными задачами, с их постановкой, с поиском путей их решения, с возрастающими здесь трудностями, являются важным фактором развития эвристического мышления, развития способности обнаруживать новое, неизвестное, умение использовать накопленные знания для решения новых задач, выбирать альтернативы решений.

Важным является также направленность на гуманизацию и экологизацию современного географического образования. Содержание экологического образования комплексно. Оно включает научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты. Для их реализации в курсе географии есть все необходимые условия, т.к. цели и задачи географического и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Загрязнение воздуха, вод, земель, продуктов питания составляет центральную экологическую проблему. Механизмы распространения загрязнений описываются географическими законами, законами циркуляции атмосферы, глобального и регионального влагооборота, связанных с особенностями земного рельефа и размещения городов, зонами разделения труда. Понимание механизмов загрязнения и защита от них невозможны без знания законов развития биосферы и географических систем.

Можно сказать, что основные проблемы, с которыми сталкивается цивилизация в процессе взаимодействия с природой, по сути своей экологические, но это и социальные проблемы, т.к. они вызывают прежде всего социально-экономические трудности, а в их основе – нехватка источников энергии и природных ресурсов, ухудшение факторов среды на конкретной территории.

Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем, по обоснованию путей их решения. В современной школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. И, тем не менее, нельзя отрицать, что достигнутый в России уровень экологической культуры населения – как важный критерий цивилизованности общества – ещё не достаточен. Все достижения в области экологизации школьной географии следует рассматривать как начальные, относительные, стимулирующие поиск новых путей.

  1. Анализ результативности.

Моей задачей является формирование представления о географии как науке о Земле и обществе. На уроках  я стараюсь заложить основы ценностных ориентаций учащихся, понимание ими взаимосвязей между отдельными компонентами природы. человеком и окружающей средой, необходимости соблюдения в повседневной жизни правил поведения в природе. В старших классах общие глобальные вопросы взаимодействия природы и общества конкретизируются примерами хозяйственной деятельности населения своей местности, бережного отношения к её природе.

На протяжении двух лет я веду элективные курсы  для учащихся 9-11 классов. Это разные по своему функциональному типу курсы геоэкологического содержания: «Природопользование», «Глобальная география» (ЭлБаза дополняющие и углубляющие содержание базового курса), «Рекреационные системы» (ЭлПИ удовлетворяющий познавательные интересы школьников), «Экологический туризм» (ЭлПО практико-ориентированного характера) и вижу позитивные результаты своей деятельности.

Диагностика уровня сложности усвоения геоэкологического содержания элективных курсов осуществлялась в два этапа (10 класс – 11 класс) и определялась частотой выбора заданий каждого уровня и полнотой их выполнения (соотношений правильных полных, правильных неполных и неправильных ответов). На начальном этапе эксперимента учащиеся выбирали для выполнения, в основном, задания репродуктивного характера (69% учащихся), проявляя осторожность и неуверенность в выборе заданий интерпретирующего (25%) и творческого (6%) уровней. На завершающем этапе удельный вес учащихся, ориентированных на задания репродуктивного уровня, снизился до 45%, и увеличилась доля старшеклассников, оказавших предпочтение заданиям интерпретирующего (38%) и творческого (17%) характера.

Результаты начального этапа эксперимента констатировали полноту усвоения геоэкологического содержания на репродуктивном уровне у 69% учащихся, на интерпретирующем и творческом – соответственно у 25% и 6% школьников. При диагностике полноты усвоения на завершающем этапе отмечается положительная динамика в количестве полных и правильных ответов на задания интерпретирующего, творческого уровней соответственно 36% и 16% и уменьшение количества ответов на вопросы репродуктивного характера (48%).

Выявление ценностного отношения учащихся на основе использования методик «Незаконченное предложение», «Ценностных предпочтений» показало, что у 69% учащихся наблюдается устойчивый интерес к геоэкологической тематике, озабоченность экологической ситуацией, выражающиеся в высказывании, обосновании личной позиции по оценке проблем окружающей среды с опорой на идеи устойчивого развития.

Диагностика профессиональных устремлений учащихся показала повышение интереса к профессиям, связанным с географией и экологией. 28 % выпускников выбрали специальности, связанные с геоэкологическими направлениями.

Мои ученики – призеры муниципальных и республиканских олимпиад по географии, победители и призеры муниципальных и республиканских конкурсов и олимпиад по географии.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость использования данного опыта заключается в планировании системы работы, ориентированной на каждого учащегося, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы. Сложности отмечаются и при переходе от традиционной роли учителя-путеводителя к роли педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников. Преимущества заключаются в повышении уверенности учеников в своих возможностях, пробуждении в них живого интереса к проблемам экологической направленности.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, республики, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровня, провожу открытые уроки и мастер-классы, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет, на своём педагогическом сайте.

  1. Публикации о представлении инновационного педагогического опыта.
  1. Мастер - класс на тему: «Экологизация географического образования как фактор формирования жизнеспособной личности» на методической секции учителей географии муниципальных образовательных учреждений г.о. Саранск, 24 августа 2014 года.
  2. Серия уроков на тему: «Глобальные экологические проблемы», https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/03/seriya-urokov-na-temu-globalnye-problemy-chelovechestva
  3. Педагогическое эссе на тему: «Экологизация географического образования как фактор формирования жизнеспособной и ответственной личности нового типа»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Система проектной деятельности в географическом образовании

Проектная деятельность прочно вписалась в практику нашей школы. Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. Считаю, что именно учебный прект - это совместная уч...

Система проектной деятельности в географическом образовании

-критерии инновационной образоваттельной системы- проект - это шесть "П"- рейтинговая система- критерии оценки проекта...

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...

комплексная программа "Экологизация школьного образования"

Важность экологического образования в современном мире переоценить невозможно. современный человек в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. главная цель программы: ...