«Использование сети Интернет в преподавании географии»
материал по географии на тему

Хабун Светлана Николаевна

Выступление на муниципальной конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г. РУЗЫ»

Выступление на августовской педагогической конференции

«Современное образование – лидерство Подмосковья».

Тема выступления: «Использование сети Интернет в преподавании географии»

учитель географии высшей категории

Хабун С.Н.

28 августа 2017г

Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющих процесса информатизации образования, а также использование телекоммуникационных технологий глобальной сети Интернет нашли отражение и в школьной географии.

 Интернет на уроках географии нужен как средство придания географическому материалу наглядности и пространственной конкретики. Он нужен в той же степени, как глобус, карта и другие средства моделирования и познания географических процессов. Считаю, что совместное использование ресурсов Интернета и традиционных средств делает уроки географии более интересными, наглядными и понятными.


Необходимо выделить 
три основных направления использования Интернета:
1. Поиск актуальной географической информации.
2. Проведение дистанционных исследовательских проектов через Интернет.
3. Представление в Интернет результатов исследований в виде образовательных продуктов дистанционной и обычной деятельности учащихся.

По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Зачастую, из Интернет можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Использование этой информации возможно по нескольким направлениям:

Статистика 
На многих Интернет-сайтах можно найти статистические материалы. Это данные Госкомстата России, ООН для экономической географии и сведения об основных характеристиках климата на метеорологических сайтах различных стран мира. 
Всю эту информацию можно использовать как при подготовке к урокам, так и на самих уроках. Например, попросить детей вычертить график годового хода температур для некоего участка страны по данным, взятым из Интернет. 
В 8 классе при изучении регионов России, можно попросить детей построить графики хода температур для города Москва и других городов РФ.

Такие же данные можно найти по количеству осадков и т.д. То есть учащиеся могут построить климатограммы огромного количества населенных пунктов не только нашей страны, но и дальнего зарубежья.


Иллюстративный материал
По мимо статистики, я беру из Интернета огромное количество иллюстративного материала. Это фотографии, схемы, карты, рисунки. 
Рисунки я использую для создания слайд-шоу. Интересно то, что в Интернет можно встретить не только простые, но и анимированные рисунки и схемы, которые очень наглядно показывают природные процессы. 
Ну и конечно, в Интернет огромное количество картинок и фотографий, показывающих различные уголки Земли.

В Интернет можно найти и огромное количество карт по различным темам. Примером этому может быть использование демографических карт в 9 классе. Можно найти интересные карты по метеорологии. Все это делает процесс обучения детей более наглядным и дает им представление о мире и конкретных областях.

Интернет online 
Используя сайты метеорологических компаний, на уроке можно выйти в Интернет и продемонстрировать учащимся космические снимки нашей территории (в 8 классе) и зарубежных стран (в 7 классе). Особо интересно, при изучении таких тем, как климат и циркуляция атмосферы, сравнить 2 последовательно идущих снимка одного участка Земли. На них будет наглядно видно, как двигаются облака над территорией, и какая циркуляция происходит. Причем, все это происходит в режиме реального времени, т.е. снимки мы видим сегодняшнего дня и это бывает особенно интересно ребятам.

Для показа состояния природы в различных уголках мира в настоящий момент можно использовать Web-камеры.

Проектные работы
При работе с Интернет можно с успехом развивать проектную деятельность учащихся. Проекты можно осуществлять по двум направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект, результатом которого будет устное выступление на уроке. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа, а не одиозный “доклад на уроке”, для подготовки к которому учащийся списывает несколько страниц из какой-либо книги или журнала и зачитывает его на следующем уроке перед классом, даже не вникнув в его содержание.

 С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать слайд-шоу по данной теме с перспективой демонстрации результатов труда в классе на уроке. Я проделывала и то и другое.

Такие способы деятельности очень нравятся ребятам. Использование Интернет увеличивает их познавательную активность, делает учебную деятельность необычной и интересной. Заодно, они понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них.

Урок с использованием ресурсов Интернета требует тщательного планирования и продумывания видов деятельности учащихся в ходе занятия. Применять ресурсы сети Интернет можно как на отдельных этапах урока, так и в течение всего урока. Интернет – это источник дополнительной и актуальной информации. Необходимо искать те информационные данные, которых действительно не хватает на уроке – фотопутешествия, статистические данные, он-лайн тесты, видео о природных процессах. Тогда можно сделать процесс обучения более эффективным.

Уроки с использованием Интернет-ресурсов открывают для ребят новые возможности, прежде всего для самообразования. Поиск информации в сети Интернет по грамотно поставленному заданию на уроке в настоящее время является необходимым условием для формирования информационной компетентности у учащихся.

На этапе подготовки модели урока использую ресурсы разработанные коллегами  и апробированные в школьной практике. Например, хранилище единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, сайт учителей «Я иду на урок географии» http://geo.1september.ru/.

При изучении физической географии в 6-7 классах использую материалы сайта http://www.nat-geo.ru/, вместе мы путешествуем с ребятами по заповедным местам мира, знакомимся с животными и растениями нашей планеты. Данные для составления заданий по теме «Погода» беру с сайта http://www.meteoweb.ru/ Ребята с удовольствием изображают графически погоду дня, сами ведут дневник наблюдения за погодой. Таким образом я стараюсь развивать интерес к предмету.

На сайте http://photography.nationalgeographic.com/photography/. находятся коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала National Geographic, которые помогают наглядно проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.

Географический справочник http://geo.historic.ru/, Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/, отечественный интернет-сервис, содержащий масштабируемые справочно-географические и некоторые тематические (политическая, часовые пояса и др.) карты мира, России, отдельных стран и городов http://www.mirkart.ru/, помогают поддерживать познавательный интерес у учащихся.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ учащиеся используют сайты: http://www.edu.ru/moodle/http://www.fipi.ru/.

Рекомендую ребятам сайт Русское географическое общество http://www.rgo.ru/. Статьи по экономике и экологии, о природе России, использую и на уроках, и при подготовке к Всероссийской олимпиаде по географии. Рубрика «Олимпиада», где размещены тренировочные задания, помогает моим ребятам достойно участвовать в предметной олимпиаде.

Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах»которые необходимо соблюдать. Продолжительность работы с ТСО учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–9 классов – 20 минут, 10–11 – на первом уроке 30 мин., на втором – 20 мин. Для профилактики общего утомления у ребят провожу зарядку. Работу с компьютером необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, выполнение графического задания и т.п.).

Использование Интернет увеличивает познавательную активность обучающихся, делает учебную деятельность необычной и интересной. Заодно, ученики понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них.

                                ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

Хранилище единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru

Сайт учителей «Я иду на урок географии» http://geo.1september.ru/

Сайт National Geographic http://www.nat-geo.ru/

Сайт данных о погоде http://www.meteoweb.ru/ 

Коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала National Geographic http://photography.nationalgeographic.com/photography/

Географический справочник http://geo.historic.ru/

Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/

Географические карты http://www.mirkart.ru/

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ  сайты: http://www.edu.ru/moodle/http://www.fipi.ru/

Сайт Русское географическое общество http://www.rgo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сети Интернет в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков

Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности всё очевиднее. Трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал такой ...

Обеспечение мер по безопасному использованию сети Интернет детьми

Без преувеличения интернет - всемирная сеть, в которой чтобы мы ни искали - это обязательно найдется. Однако не стоит забывать, что это система, внутри которой детей могут подстерегать опасности....

Мониторинг использования сети Интернет в деятельности школьника»

Мониторинг использования сети Интернет в деятельности школьника»...

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Исследования по теме:. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Актуальность. Дистанционное обучение, которое появилось в конце XX столетия, на основе новых компьютерных технологий, в XXI веке становится  наиболее эффективным и перспективным при обучении...