Исследования по теме:. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
опыты и эксперименты по географии на тему

Каплунова Юлия Александровна

Актуальность. Дистанционное обучение, которое появилось в конце XX столетия, на основе новых компьютерных технологий, в XXI веке становится  наиболее эффективным и перспективным при обучении школьников при выполнении творческих, исследовательских работ. Использование в школьной географии учебной компьютерной коммуникации на основе Интернет-технологий при дистанционном обучении приобрело особую значимость для реализации валеологических основ в образовании.  Эффективное использование компьютеров в школе предполагает их подключение к локальной  и глобальной  сети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kaplunovoy.docx87.67 КБ

Предварительный просмотр:

Исследования по теме:. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Актуальность. Дистанционное обучение, которое появилось в конце XX столетия, на основе новых компьютерных технологий, в XXI веке становится  наиболее эффективным и перспективным при обучении школьников при выполнении творческих, исследовательских работ. Использование в школьной географии учебной компьютерной коммуникации на основе Интернет-технологий при дистанционном обучении приобрело особую значимость для реализации валеологических основ в образовании.  Эффективное использование компьютеров в школе предполагает их подключение к локальной  и глобальной  сети. Слайд 2. Широкое использование компьютерной коммуникации является расширением информатизации образования, в частности, и географического. В связи  с чем,  необходимыми становятся исследования целей и содержания обучения, организационных форм и методов учебной работы с использованием компьютерных коммуникаций. Анализ  методической, психолого-педагогической литературы, показал, что использование  компьютерных коммуникаций, а именно возможностей Интернет, имеют ряд преимуществ перед традиционными  технологиями  дистанционного обучения. Однако, вследствие неразработанности  методики использования телекоммуникационных технологий на уроках географии, проблема применения Интернет в курсе школьной географии не решена на практическом уровне. На современном этапе модернизации образования в условиях компьютеризации учебного процесса в школе, подключения к глобальной сети Интернет, становится очевидной проблема значимости самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся при использовании телекоммуникационной среды как обучающего информационного ресурса, что и определил выбор темы исследования.  

Слайд 3. Таким образом,  актуальность исследования обусловлена  сложившимся в практике преподавания географии в школе противоречием: между изменившимися условиями всеобщей компьютеризации  школы и требованиями ФГОС перед школой в широком использовании глобальной сети Интернет при дистанционном обучении географии

Слайд 4. Цель исследования: обоснование эффективности методики организации  дистанционного обучения географии с помощью Интернет-технологий.

Объект исследования:  учебно-воспитательный процесс дистанционного обучения географии, направленный на активизацию самостоятельной  исследовательской деятельности учащихся.

Предмет исследования: методика организации дистанционного обучения с использованием  Интернет-технологий  на уроках географии в школе.

Слайд 5. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что при дистанционном изучении географии в школе с использованием Интернет-технологий, повышается самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, познавательную активность, мотивация ученика, если:

- применены телекоммуникационные средства с помощью глобальной сети Интернет, стимулирующие исследовательскую деятельность;

- использование Интернет-технологий не нарушает логики изучения школьной географии;

- разработана методика организации дистанционного обучения географии в школе.  

Слайд 6. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Провести научный и методологический анализ становления  дистанционного образования в школе в России.
  2. Выявить методические особенности  организации дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий при выполнении исследовательских работ по географии в школе.
  3. Сконструировать дидактическую модель организации дистанционного урока географии при выполнении исследовательских работ учащимися.
  4. Разработать и обосновать  экспериментальную методику организации дистанционного обучения при выполнении исследовательских работ учащимися на уроках географии.

Слайд 7. Методологической основой являются теоретические положения об общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности.

Теоретической основой исследования явились современные концепция дистанционного образования А.В. Хуторского (2000), Е.С. Полат (1997), В.П. Зинченко (2000); концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (1986);  концепция деятельностного подхода к обучению:  А.А.Леонтьев (1978),   Л.С. Выготский (1926),  П. Я. Гальперин (1980); концепция мотивации к учению А.М. Марковой (1983); концепция методических систем: В.П. Беспалько (1980); концепция педагогических исследований А.А. Кыверялг (1980).

Слайд 8.  Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих общенаучных и научно-педагогических методов исследования: 

Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, теоретическое  обобщение результатов исследования;

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент;

Специальные методы: анкетирование, тестирование;

Математические методы обработки  опытно-экспериментальных данных.  

Слайд 9.  Новизна исследования состоит в том, что были разработаны теоретические возможности организации дистанционного обучения в методике обучения географии в школе при выполнении исследовательских работ.

Теоретическая значимость исследования  состоит в совершенствовании  условий организации  дистанционного обучения в школе при выполнении исследовательских работ по географии.  

Практическая значимость исследования  состоит в возможности    использования результатов исследования по применению дистанционного обучения  при выполнении исследовательских работ студентами во время педагогической практики, учителями школ РА.

Слайд 10.  Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Методика организации дистанционных исследовательских работ с помощью сети Интернет.
  2. Дидактическая модель организации дистанционного урока географии  при выполнении исследовательских работ в школе.
  3. Обоснование и апробация экспериментальной методики организации дистанционных исследовательских работ с помощью Интернет-технологий.

Слайд 11.  Апробация работы: Выступление  автора  по  исследуемой проблеме  в  55 – ой студенческой конференции (16-17 апреля 2015г.).  Публикация  статьи: «Дистанционное обучение» в материалах студенческой конференции, в журнале Ab ovo «Дистанционное обучение с  использованием сети интернет при  изучении темы: «Глобальные проблемы человечества» (2014г.)

Структура и объём работы: Квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы (58 наименований) и приложений.  Объём работы составляет  75 страниц, включая  4  рисунка,  2 таблицы, 1 схему  и  5 приложений. 


По данной проблеме было исследовано 58 наименований научной и методической литературы, из них 5 электронных источников.

В результате анализа выяснилось, что изучением новейших Интернет-технологий,  особенно информационных, занимались некоторые педагоги и ученые: Душина И.В., Митрофанова Ю.В., Понурова Г.А., Летягин А.А., Таможняя Е.А., Шейнис А.И. и другие [19, 33, 42, 20, 18, 52].  Были рассмотрены методические журналы «География в школе», с 1990 по 2014 гг. Было также рассмотрено приложение «География» к газете «Первое сентября».

Некоторые авторы уделяют данному вопросу определенное внимание, но в целом проблема методики проведения дистанционных уроков географии  слабо освещена в научной и методической литературе. Недостаточно изучены вопросы формирования информационной культуры на уроках географии, имеется мало конкретных методических разработок уроков в помощь учителям – предметникам, нет программ, учитывающих такие уроки. Слабая разработанность данной проблемы и определила выбор темы исследования. На наш взгляд, сочетание средств обучения не должно повторять одинаковое содержание, поэтому учителю нужно заранее определить то средство обучения, применение которого позволит оптимально решить поставленную задачу.    

Для проведения эксперимента нами была разработана дидактическая модель дистанционного урока с применением Интернет-технологий, которая   характеризуется следующими аспектами деятельности педагога: на слайде.  

Слайд 12.  Схема 1.1. – Дидактическая модель проведения урока
с применением Интернет-технологий при дистанционном обучении

        

                

В цель данной работы входило проверить и экспериментально доказать эффективность дистанционного обучения географии, проверить и апробировать такой вид обучения в школе.  Эксперимент проводился в МБОУ СОШ № 9, МБОУ СОШ № 10 ст. Дондуковская, Гиагинского района Республики Адыгея,  в период с 2013 по 2014 гг. В нем было задействовано 62 учащихся контрольных и экспериментальных классов. К моменту проведения исследования учащиеся экспериментального и контрольного классов имели одинаковый уровень знаний по географии. Количество учащихся в классах примерно одинаково:  в  экспериментальных – 28, в контрольных – 34.

Слайд 13.  Для подтверждения эффективности дистанционного обучения географии с использованием Интернет-технологии нами было проведено диагностическое исследование, которое  состояло из двух этапов:

I этап – подготовительный (2013г.):

  • анализ изученности проблемы дистанционного образования по географии в школе в педагогике, психологии и методике преподавания  географии, анализ педагогического опыта учителей-новаторов по данной  проблематике, изучение использования Интернет-технологий при обучении географии;

II этап – экспериментальный, состоящий из констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Слайд 14.  

  1. Констатирующий эксперимент:
  • опрос учителей и учащихся на предмет того, как часто они используют дистанционное изучение географии, применение Интернет-технологий в школьной географии;
  • определение с помощью контрольных работ, тестов, проблемных эвристических заданий, проектов, дебатов уровня готовности школьников к самостоятельной работе в выполнении и  внедрении такой технологии в учебный процесс;
  • методические разработки планируемой работы.
  1. Формирующий эксперимент.
  • внедрение дистанционного изучения географии в учебный процесс  МБОУ СОШ № 9, ст. Дондуковская Гиагинского района Республики Адыгея в течение всего учебного года с 2013 по 2014 г. по предмету «География» в старших классах;
  • анализ и оценка эффективности дистанционного образования при изучении географии для формирования самостоятельности и развития умственных способностей учащихся, формулировка выводов.

Для определения уровня усвоения знаний учащихся мы использовали методику А.М. Марковой по уровню усвоения знаний. Для оценки прироста показателя уровня знаний мы использовали методику А.А. Кыверялга  

Интеллектуальный уровень учащихся оценивался посредством системных психологических тестов. Критериями оценки являлись объем памяти, внимания, способность к логическому и абстрактному мышлению. На основании результатов тестов установлено, что большинство учащихся контрольных и экспериментальных классов имели достаточный уровень развития по данным критериям. Результаты на слайде Слайд 15.  

Рисунок  1.2.  -  Результаты психологических тестов по объему памяти, способности к логическому и абстрактному мышлению в 10-х классах.

Для определения мотивации учащихся проводилось анкетирование до и после эксперимента среди учащихся 10-х классов. Преобладающими мотивациями учения в этих классах являлись мотив получения хорошей оценки, мотив избегания неприятностей, мотив творчества, мотив добывать самостоятельно знания.

Слайд 16.  При разработке и проведении уроков учитывались и возрастные особенности учащихся: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, повышенная утомляемость, стремление избежать изоляции в классе, отсутствие авторитета, возраст, устойчивость первого впечатления, отвращение необоснованного запрета, восприимчивость к ошибкам учителей, отсутствие адаптации к неудачам, тенденция предаваться мечтаниям, ярко выраженная эмоциональность.

  1. Как один из режимов использования электронных учебников можно рассмотреть дистанционное обучение.  Электронный учебник, содержащий собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на независимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, что способствует индивидуализации процесса обучения. Результаты достижений оформляются в электронное портфолио.
  2. Для образовательного процесса важен диалоговый тип общения, который мотивирует учащихся к обсуждению учебных ситуаций. Для этого используется электронная почта, Skype-технология. Электронная конференция – могут быть проведены в реальном времени, а также с отсроченным доступом к материалам конференции. Дидактическим аспектом является включенность участников конференции в свободные дискуссии, беседы в режиме реального времени. Возможно также использование в рамках конференции проведение дискуссии в письменном виде (ЧАТ, форум), поисковые системы -  Google, Yandex, Rambler, Апорт.
  3. К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь мы отнесли: принцип активности; принцип самостоятельности; принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; принцип мотивации; принцип связи теорий с практикой; принцип эффективности.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что при  использовании Интернет-технологий для дистанционного изучении географии в школе с различными формами и приемами работы повышается эффективность учебного процесса, улучшается усвоение знаний, возрастает творческая и интеллектуальная активность на уроках, формируется самостоятельная творческая личность. Слайд 17.  

Рисунок 2.2.  - Результаты анкетирования учащихся 10-11 классов в МБОУ СОШ №9 до и после эксперимента

Внутренний круг рисунка (рис. 2.3.) отображает результаты констатирующего эксперимента,  а внешний – формирующего. Результаты анкетирования на слайде.

Школьники на этапе формирующего эксперимента наиболее глубоко раскрывали свои способности, были раскрепощены и свободно выражали свои взгляды и мысли, не боясь отметок, поэтому мотив получения хорошей оценки сократился с 36% до 4%.

К показателям эффективности учебного процесса с применением Интернет-технологий при дистанционном изучении географии относятся: успеваемость учащихся, качество знаний, степень обученности. С целью определения качества знаний проводился контроль знаний – проверка результатов учебно-познавательной деятельности после внедрения в обучение географии данной технологии. Слайд 18.  

Таблица 2.2

Результаты проверочных работ в контрольных и экспериментальных классах до и после эксперимента

Класс

Количество учащихся

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

до

после

до

после

до

после

10 а*

16

3

6

6

8

6

2

10 б

14

1

2

4

5

9

7

11а*

12

1

4

3

6

8

2

11 б

20

3

2

5

7

12

11

* экспериментальные классы

Слайд 19.  

В соответствии с рисунками 3.3. и 4.3., анализ результатов, полученных после проведения проверочных работ в контрольных и экспериментальных классах до и после эксперимента,  показывает, что после проведения эксперимента процентные показатели успеваемости, качества знаний и степени обученности повысились в экспериментальных классах.

Рисунок 3.2 -  Динамика показателей эффективности учебного процесса при дистанционном изучении географии в 10«а» классе

            Рисунок 4.3.  -  Динамика показателей эффективности учебного процесса при дистанционном изучении географии в 11«а» классе

Известно, что качество знаний учащихся определяется тем, как умеет работать с ними учитель. Однако, трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число  изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии,  требуют иных подходов в организации учебного процесса. Такой организацией процесса обучения географии является применение современных Интернет - технологий обучения. Сегодняшнее образование направлено на развитие личности и раскрытия способностей каждого школьника. Но вместе с тем идет тенденция снижения интереса к предмету. Чтобы разрешить такие обстоятельства, возникающие в дидактике географии нужно использовать современные технологии, чтобы они одновременно и развивали личность, и поднимали качество обучения, а значит, и усиливали интерес к предмету. Такой технологией является технология дистанционного изучения географии. Ее можно применять с помощью различных форм, методик  и приемов организации учебной деятельности школьников, использую все возможности Интернет, локальной и глобальной сетей. Цель нашего исследования именно состояло в изучении дистанционного образования, применения дистанционных технологий при изучении школьной географии.

Слайд 20.  

Результатами проведенного исследования являются:

  1. На основе научной, учебной, методической литературы осуществлен сравнительный анализ этапов становления исследуемой проблемы в отечественной методике преподавания географии, который выявил слабую разработанность проблемы применения дистанционных технологий в школе, что определил выбор темы и ее актуальность.

Слайд 21.  

  1. Выявлена эффективность применения дистанционного изучения географии с применением Интернет-технологий в обучении географии:

- целенаправленное  использование  различных форм, методик, приемов организации  учебной деятельности  при дистанционном подходе к изучению географии с применением Интернет-технологий, что школьников повышает интерес к предмету, развивает самостоятельную и активную личность;

- проведение  уроков-диспутов, географических дебатов, эвристических проблемных уроков, проектов, дискуссий привело к повышению уровня мотивации учащихся к предмету, возрос рейтинг географии среди других предметов, изменилась подготовка учащихся и учителя  к урокам;

- использование дистанционной формы обучения, использование электронных учебников развило коммуникативные компетенции, способности общения между учителем и учеником, между сверстниками;    

          - современные возможности компьютера и мультимедиа продукты   облегчают использование Интернет - технологии, позволяют в значительной степени упростить учебный процесс. Они развивают информационную культуру.

3. Была апробирована экспериментальная методика организации дистанционного обучения географии с использованием Интернет -  технологий в обучении географии. Результат экспериментальной работы позволил установить, что применение различных форм, методик, приемов данной технологии значительно повышает интерес к предмету, активизирует познавательную активность, развивает творческие способности.

Слайд 22.  

Позитивные результаты проведенного эксперимента позволяют сформулировать следующие практические рекомендации и приложения:

  • данная квалификационная работа может быть использована в работе учителями-географами общеобразовательных школ;
  • студентами вузов при прохождении практики в общеобразовательных учреждениях;
  • работа может быть рекомендована к использованию Институтом усовершенствования учителей в качестве вспомогательного материала при создании методических пособий. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Урок по теме: "Создание Web-страницы" (с использованием сети Интернет)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 45»Урок по теме: «Создание Web-страницы»Учитель: Рябинина Ольга Ваисовна,первая квалификационная категория...

«Использование сети Интернет в преподавании географии»

Выступление на муниципальной конференции...

Методическая разработка дистанционного урока Тема: «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения Единого урока безопасного Интернета) Класс: 8

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Безопасность в сети Интернет» предмета информатика среди обучающихся 8-ых классов....