Состав и строение гидросферы
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Власкина Юлия Александровна

Полный и подробный урок по теме " Гидросфера", который формирует УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fgoos_no1.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

Предмет География

Класс 6

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к  обучению и познанию.

2. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли.

3.Формирование бережного отношения к окружающей природе.

4.Освоение правил поведения при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций.

Предметные

 результаты

1.Овладение основами картографической грамотности использования географической карты.

2.Формирование представления о составе и строении гидросферы. 3.Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли.

4.Формирование представления о значении воды для природы и человека.

5.Формирование умений, используя полученные на уроке знания.

6.Совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7.Формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию.

 

        Метапредметные  результаты

 

1.Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы.

2.Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

3.умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; 4.умение составлять схемы;

навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.

5.Умение отстаивать самостоятельно выработанные критерии оценки.

6.Формирование основных навыков нахождения и использования географической информации.

Основные понятия изучаемые на уроке:

Гидросфера, Мировой круговорот воды.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Мультимедийный проектор, доска,  учебный диск «Кирилл и Мефодий».

Организационная структура урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия  ученика

1.ЭТАП

Актуализация знаний

Учитель задает вопросы о воде. Узнает  что дети знают о воде и ее свойствах.

Отвечают на вопрос, размышляют

2.ЭТАП

Создание проблем- ной ситуации

Учитель: Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад!

Какое понятие объединяет все три блока вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

Много ли воды на Земле? 

Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Проблемный вопрос урока: Почему не хватает воды, если её на Земле больше, чем суши?

Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде?

Поднимают руки.

Встают.

Встают.

Ответ: вода.

Работают с физической картой полушарий

С.69 учебника, рис.46, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.

Примерные ответы:      

 - Какой состав водной оболочки?

- Какое строение имеет водная оболочка? И т.д.

Сообщают тему урока: «Состав и строение гидросферы»

3.ЭТАП

Открытие нового знания.

Как в географии называют водную оболочку Земли?

1. Проблемный вопрос:

- Из чего состоит гидросфера?

Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?

В каких состояниях встречается вода на Земле?

2. Проблемный вопрос:

- Что происходит с водой в природе?

Учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства.  

3. Проблемный вопрос:  

- Как происходит Миро-вой круговорот воды?

Демонстрируется   видеофрагмент о  Мировом круговороте  воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».    

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.  

4. Проблемный вопрос:           - Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент  фильма о современном использовании вод.

Анализируя составленную учащимися схему, учитель объясняет, почему охрана гидросферы – забота всех людей, населяющих планету.

С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро»  (hidor) - вода, сфера – шар) 

Работа с учебником. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Работа в тетради – составляют схему:

                                Состав гидросферы

Вода морей и    воды      вода в живых    вода в

океанов              суши        организмах    атмосфере

Продолжают работать с учебником п.23, составляют схему:                

                      вода

твердая     жидкая  газообразная

(снег, лед)                                              (пар)

1. Вывод: Основная часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей.

Выполняют упражнения

Работая с рис. 47,     с.70, учащиеся определяют важные свойства воды, выясняют  понятие «Мировой круговорот воды в природе».

Читают стих С.Щипачева в п.23

2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.

Работа с учебником и видеороликом Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и его этапы.

3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.

На основе фрагмента фильма учащиеся делятся на две группы  самостоятельно составляют схему:

Значение воды

для природы              для себя

Земли                             лично

(1 группа – значение воды для природы Земли, вторая группа – для себя лично )

Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.

Выполняют динамические упражнения

4 ЭТАП Применение нового знания

Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. На доске записывается общее для всех задание “Найди ошибку”. Через 4 мин. Представители групп отвечают на вопросы заданий.

Выполняют задания, комментируют ошибки.

5 ЭТАП Рефлексия

Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями.

Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.

Вывод по проблеме урока: Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т.к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.

6 ЭТАП

Домашнее задание

1. Изучить §23

2. Ответить на вопросы 1-3 на с. 70

3. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых о воде (творческое задание по выбору).

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав и строение гидросферы

Урок географии в 6 классе разработан с учетом новых стандартов....

Урок "Состав и строение гидросферы"

Разработка урока геогравфии с учётом ФГОС....

Урок "Состав и строение гидросферы"

Это 1 урок в теме "Гидросфера".Начинается он с изучения нового материала.На уроке активно используется групповая форма работы с использованием ситуационных задач,которые решали ученики.Используется УМ...

Урок "Состав и строение гидросферы"

Это 1 урок в теме "Гидросфера".Начинается он с изучения нового материала.На уроке активно используется групповая форма работы с использованием ситуационных задач,которые решали ученики.Используется УМ...

План-конспект урока "Состав и строение гидросферы"

Урок по географии  "Состав и строение гидросферы" в 6 классе к линнии учебников "Полярная звезда". Построен в соответствии с ЭОР....

Формирование и систематизация знаний по теме: "Состав и строение гидросферы"

Прежде чем приступить к изучению водной оболочки Земли, учитель предлагает учащимся объяснить, что означает слово «гидросфера». С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение э...

Технологическая карта урока в 5 классе по географии : Состав и строение гидросферы.

Технологическая карта 5 класс по географии . Тема урока:Состав и строение гидросферы. План урока пмогает провести урок по новым федеральным законам....