Атмосферное давление
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Горбунова Наталья Васильевна

Урок географии в 6 классе. Презентация, конспект и технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfernoe_davlenie.rar1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Атмосферное давление

     Тип урока: урок общеметодологической направленности.

     Используемые технологии: здоровьесбережения, развивающего, проблемного, личностно ориентированные, коммуникативно-диалоговой деятельности, развитие исследовательских навыков.

     Цели: сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой; научить определять атмосферное давление; развивать умение находить причинно-следственные связи между атмосферным давлением, температурой воздуха и абсолютной высотой.

     Планируемые результаты: предметные: сформировать представление об атмосферном давлении (в результате учащиеся смогут научиться решать задачи по атмосферному давлению); познавательные: научиться устанавливать причинно-следственные связи между атмосферным давлением, высотой местности и температурой воздуха; регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументируя свою точку зрения, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: учебник- Дронов, В.П.География. Змлеведение. 5-6 кл, рабочие тетради, барометр-анероид, компьютер, презентация, стакан с водой, лист бумаги, линейка, газета

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжаем изучать особенности атмосферы, но, чтобы перейти к новой теме, нам необходимо вспомнить пройденный материал.

       Географический диктант Слайд 1

  1. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера.)
  2. Слой атмосферы, соприкасающийся с поверхностью Земли.  (Тропосфера.)
  3. Слой атмосферы, задерживающий жесткие ультрафиолетовые лучи. (Озоновый.)
  4. Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток. (Суточная амплитуда.)
  5. Температура воздуха с высотой (понижается, повышается) при подъеме на 1 км на... (6 С).
  6. Температура воздуха зависит от... (угла падения солнечных лучей или от географической широты)
  7. Постройте логическую цепочку из следующих составляющих: нагрев воздуха, солнечные лучи, нагрев поверхности Земли. (Солнечные лучи - нагрев поверхности Земли - нагрев воздуха.)
  8. Если у земной поверхности температура воздуха равна + 18 °С, то за бортом самолета, летящего на высоте 6 км, она будет равна... (-18°С).
  9. Прибор для измерения количества осадков (осадкомер).
  10. Прибор для измерения температуры воздуха. (Термометр.)

Взаимопроверка Слайд 2

Без ошибок «5»

1-2 ошибки «4»

3-4 ошибки «3»

5 и более ошибок «2»

  1. Мотивация

      Воздух окружает нас, он необходим для жизни. Люди настолько привыкли вдыхать воздух, двигаться в нем и ощущать его кожей, что перестали его замечать.   

Учитель ставит проблему -  

– Как вы думаете, тяжел ли воздух, давит ли он на нас?

- Давайте проведем простейшие опыты

  1. Наливаем в стакан воду
  2. Накрываем листом бумаги и переворачиваем

- Вода не выливается, бумага не падает.

 – Какой вывод можно сделать? (На бумагу давит воздух, поэтому она не падает)

–Давайте проделаем еще один опыт

  1. Положим линейку на стол так, чтобы 1/3 ее длины выходила за край стола.
  2. Ударим по свободному концу (линейка улетела)
  3. Накроем линейку газетой и разгладим лист так, чтобы выдавить из-под него воздух.
  4. Ударим по свисающему концу линейки. Линейку сдвинуть довольно трудно, так как

воздух давит на бумагу.

Вывод: чем больше лист, тем больше воздуха на него давит.

– Следовательно, воздух оказывает давление на соприкасающуюся с ним поверхность.

– Значит вы, ребята, находитесь под постоянным давлением не только со стороны учителей и родителей, но и со всех сторон на нас давит воздух.

Слайд 3 Ученые подсчитали, что воздух давит с силой чуть больше 1 кг на 1 см2, значит на одного человека давит приблизительно 15 тонн, а мы этого не замечаем, так как жидкости внутри нашего тела несжимаемы, и это давление не может нас расплющить

- Что объединяет все эти эксперименты? (атмосферное давление)

  1. Целеполагание

- Следовательно тема нашего урока «Атмосферное давление» Слайд 4

- Вам предстоит узнать, что такое атмосферное давление. Как его измерить и как оно изменяется с высотой.

План урока

  1. Что такое атмосферное давление.
  2. Как и чем его измерить атмосферное давление
  3. Как атмосферное давление изменяется с высотой.

  1. Работа по теме урока

- Для начала давайте попробуем сформулировать, что такое – атмосферное давление (сила, с которой давит  а. на земную поверхность и на все предметы, находящиеся на ней) Слайд 5

Запишите это в тетрадях задание 30, стр.16.

- Атмосферное давление измеряют с помощью барометра. Слайд 6

Слайд 7- Первый барометр был ртутный. Он состоял из стеклянной трубки с ртутью длиной 1 м (1000 мм), запаянной с одной стороны, и чашки, в которую переворачивалась трубка с ртутью. Трубка имела шкалу делений через 1 мм. Если трубку переворачивали вверх запаянным концом, то часть ртути выливалась, а столбик ртути высотой 760 мм оставался. Итальянский ученый Э. Торричелли объяснил это явление тем, что воздух имеет давление, которое удерживает столбик ртути. Если давление падает, то столбик ртути в трубке тоже падает, т. е. ртуть выливается из трубки.

- Скажите, а удобно с таким барометром путешествовать, подниматься в горы, спускаться в пещеры? (нет, ртуть может разлиться)

- Со временем был изобретен более удобный прибор - барометр-анероид. Слово «анероид» значит «без жидкости». Слайд 8

Внутри барометра-анероида находится металлическая гофрированная коробочка, которая не содержит воздуха. Коробочка очень чувствительна к любому колебанию атмосферного давления. При увеличении атмосферного давления коробочка сжимается, а при уменьшении - расширяется. С коробочкой через рычажки соединена стрелка, которая отклоняется то вправо, то влево и указывает на шкалу барометра. Шкала размечена в миллиметрах ртутного столба.

То, что давление изменяется, люди поняли давно. Если кто-то из вас ездил на машине в горы. Поднимаясь в горы или спускаясь с нее, закладывает уши. Тоже самое происходит в при взлете и посадке самолета.

- Как же изменяется давление с высотой? Слайд 9

- Проанализируйте Рис.22 стр.151 и рисунок на слайде

- Какой вывод можно сделать? Слайд 9 щ (чем выше, тем давление уменьшается, так как уменьшается столб воздуха).

Слайд 10 - Давление уменьшается с высотой на каждые 10,5 м  на 1 мм рт. ст.

- Атмосферное давление изменяется не только с высотой. В любом пункте давление изменяется в течение суток. Давление зависит еще и от температуры воздуха. При нагревании воздух расширяется, 1 куб. м холодного воздуха весит больше, чем 1 куб. м теплого. Теплый воздух легкий, он поднимается вверх, следовательно, его давление на поверхность Земли уменьшается, т. е. атмосферное давление понижается.

  • Вспомните, почему поднимаются вверх воздушные шары. Слайд 11

(Воздух в шарах нагревается при помощи газовой горелки, а теплый воздух легкий.)

 Первичное закрепление материала

Выполните задание №32 в тетрадях стр.17

 -Часто по телевизору мы слышим, давление понизилось, давление повысилось. А какое давление надо считать нормальным?

Слайд 12 - Нормативное атмосферное давление – это давление 760 мм рт. ст. на уровне моря на широте 450 при температуре воздуха 0 0С

Самое высокой атмосферное давление – 816 мм.рт.ст. зарегистрировано 31.12. 1968 г. В г. Агате (Красноярский край). Самое низкое - 614 мм.рт.ст. – 24.09.1958 в Тихом океане.

Слайд 13 - На климатической и синоптической картах атмосферное давление  изображают с помощью ИЗОБАР – линий соединяющих точки с одинаковым давлением. Указывается давление в единицах СИ — гектопаскалях (гПа): 1 гПа=0,75 мм рт.ст

  1. Закрепление нового материала

Зная, как изменяется атмосферное давление, можно высчитать давление и высоту местности

Решение задач

Слайд 14 Задача 1. Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное давление 760 мм рт.ст., а на вершине – 350 мм рт. ст.?

Решение задачи

1) 760-350=410;

2) 410х10,5=4 305м

Ответ: 4 305 м.

Слайд 15 Работа в группах. Первые две парты пробуют решить 2 задачу, вторые парты - третью

Задача 2 У подножья горы – давление 760 мм.рт.ст, высота горы  - 3 000м. Каково давление на вершине?

Слайд 15 щ Решение задачи

1) 3 000:10,5=285

2) 760-285=475 мм.рт.ст.

Задача 3 На вершине горы – давление 390 мм.рт.ст, высота горы  - 3 800м. Каково давление у подножья горы?

Слайд 15 щщРешение задачи

1) 3 800:10,5=362

2) 390+362=752 мм.рт.ст.

Выполнение заданий в тетради №31, 33, 35

Итак сделаем выводы (если есть время)

  1. Воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы. Нормальным атмосферным давлением называют давление 760 мм рт.ст. на уровне моря при температуре 0°С.

2. С подъемом вверх давление падает, так как уменьшается толщина слоя атмосферы.

3. Неравномерное распределение атмосферного давления по поверхности Земли связано с ее неодинаковым нагревом, охлаждением и движение воздуха.

4. подъем воздуха вверх приводит к образованию области низкого давления. Опускание воздуха вызывает образование области высокого давления.

5. Человек не чувствует атмосферного давления, так как оно уравновешивается его внутренним давлением. В то же время при изменении атмосферного давления самочувствие людей может ухудшаться

  1. Рефлексия «Свободный микрофон» Слайд 16
  2. Самоанализ (если есть время)
  3. Домашнее задание «Аукцион оценок» Слайд 17

«3» - выучить § 37

«4» - выучить § 37, задания в тетради №34,36

«5» - выучить § 37, задания в тетради №34,36. Накануне следующего урока прослушать прогноз погоды для г. Лиски узнать атмосферное давление и определить оно является повышенным, нормальным или пониженным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

Презентация по теме-Атмосферное давление "Доказательство существования атмосферного давления"

Презентация рассказывает о строении атмосферы,даёт понятие атмосферного давления,его существоание,полностью описывает опыт Торричелли,а также описывает роль давления в жизни человека. Цель презентации...

урок физики в 7 классе "Методы измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах."

В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа....

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

Вес воздуха. Химический состав воздуха. Атмосферное давление и его измерение....

Разработка для подготовки к ОГЭ по физике. Тема "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление. Гидростатика"

Материал для подготовки к ОГЭ по физике в 9 классе. Представляет собой теорию, представленную в виде таблицы и подборку задач по теме  "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление....