ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «Гордость Салаватского района»
опыты и эксперименты по географии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

 Гизатуллина Алия Раилевна

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

 «Гордость Салаватского района»

      Для углубленного изучения школьниками географии своей малой родины и её достопримечательностей, можно организовать однодневный туристический маршрут (экскурсию) по музею и природным памятникам Салаватского района.

      Маршрут «Гордость Салаватского района» предусматривает обеспечение сохранности природных ландшафтов и историко-культурного наследия района на основе цивилизованной индустрии гостеприимства и туризма, но, прежде всего изучение достопримечательностей района на примере красивейших уголков природы.

      Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных, фотобук растений, занесённых в Красную книгу БР и РФ. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolog_tropa.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Гизатуллина Алия Раилевна

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

 «Гордость Салаватского района»

         Для углубленного изучения школьниками географии своей малой родины и её достопримечательностей, можно организовать однодневный туристический маршрут (экскурсию) по музею и природным памятникам Салаватского района.

         Маршрут «Гордость Салаватского района» предусматривает обеспечение сохранности природных ландшафтов и историко-культурного наследия района на основе цивилизованной индустрии гостеприимства и туризма, но, прежде всего изучение достопримечательностей района на примере красивейших уголков природы.

        Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных, фотобук растений, занесённых в Красную книгу БР и РФ. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

План-конспект экскурсии
ТЕМА: «Знакомство детей старшего возраста с природными объектами нашего района».
Пояснительная записка

         Экскурсия — это особая форма организации коллективной работы по ознакомлению детей с природой, её достопримечательностями, музеями, поездка с образовательной целью. Экскурсия является своего рода одной из форм обучения учащихся, а именно занятий под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с природными объектами и явлениями, памятниками культуры. На экскурсии школьники знакомятся с достопримечательностями своего района, который в свою очередь способствует образованию у детей патриотизма, любви к своей малой родине и бережного отношения к природе. Экскурсии способствуют возникновению интереса к природе. Экскурсия помогает решить многие экологические проблемы. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

        Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д. Для того чтобы экскурсия была интересной, педагогу необходимо заинтересовать учащихся и привлечь их внимание к экологическим проблемам природных памятников и заострить их внимание на том, что одной из глобальных экологических проблем является антропогенное воздействие человека на природу. Подготовка детей начинается с сообщения учителя цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают. Учитель знакомит школьников с инструктажем о правилах поведения на природе и техникой безопасности.

         Во время этой экскурсии вы познакомитесь с основными достопримечательностями Салаватского района.

Район: Салаватский район
Продолжительность: 6-8 часов.
Остановок с выходами: 5.

Примерный маршрут экскурсии (начало: Санаторий Янган-Тау, конец: Артезианский фонтан):
1. Санаторий «Янган-Тау»;

2. Источник Кургазак;

3. Музей Салавата Юлаева;

4. Пещера Салавата Юлаева (Идрисова пещера);

5. Лаклинская пещера;

6. Артезианский фонтан.


 Цель экологической тропы:

-обобщить знания детей о природе, познакомить их с достопримечательностями и природными памятниками Салаватского района, развивать любознательность, воспитывать любовь к родному краю, привлечь внимание к экологическим проблемам, антропогенному загрязнению.

Задачи:

 1. Расширить знания детей о природе родного города.

2. Ознакомить с достопримечательностями и природными памятниками Салаватского района.

3. Вызвать интерес к экологической проблемам окружающей среды и памятников культуры.

4. Формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов


Ход экскурсии:

  1. Санаторий «Янган - Тау».

         Низкогорный курорт лесной зоны расположен на вершине одноименной горы (413 м над уровнем моря), подножье которой огибает мелководная река Юрюзань. Санаторий находится в 200 км к северо-востоку от столицы Республики Башкортостан г. Уфы и 42 км к северу от станции Кропачево Южно-Уральской железной дороги.
        Курорт основан в 1937 году, но его феноменальные свойства известны с незапамятных времен: горячее дыхание горы Янган-Тау описал еще в 1770 году известный путешественник академик Петр Симон Паллас. «Горящая гора» - так в переводе на русский язык звучит название местности, где вырос и стал известным всему миру курорт «Янган-Тау». 

  1. Музей Салавата Юлаева.

         Музей Салавата Юлаева – единственный в Башкортостане музей, который рассказывает  о жизни, судьбе и подвигах национального героя башкирского народа, Салавата Юлаева.

         Музей Салавата Юлаева открыт 15 июня 1991 года в селе Малояз Салаватского района. Основатели музея: Загидуллин Тархан Сагитович (1927—1998), Сайфуллин Абузар Хакимьянович (1927—1996). Дата основания - 15.09.1965 г.        

          Экспозиция музея раскрывает тему "Салават Юлаев - воин, поэт, историческая личность" и включает в себя 6 залов и 2 боковых кулуара:

        Музей Салавата Юлаева был основан в 1965 году, как школьный уголок краеведения, с 1985 года является филиалом Национального музея Республики Башкортостан.

         Центральное место в экспозиции занимает живописная музейная диорама «Сражение отрядов Е.И. Пугачева и С. Юлаева против корпуса И.И. Михельсона около д. Киги у реки Ай 3 июня 1774 г.».

        Центральное место в экспозиции занимает живописная музейная диорама «Сражение отрядов Е. И. Пугачева и С. Юлаева против корпуса И. И. Михельсона около дер. Киги у реки Ай 3 июня 1774 г.».

  1. Пещера Салавата Юлаева (Идрисова пещера).

         Идрисовская пещера, местность деревни Тикеево, деревня Шаганай, пещера на горе Мишэр-кашы Салаватского района.

         Пещера Салавата Юлаева расположена на правобережье реки Юрюзань, в 4 км. к юго-востоку от села Малояз Салаватского района РБ. По народным преданиям. В период царских репрессий, после поражения Крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачёва, в пещере скрывался башкирский национальный герой Салават Юлаев, что нашло отражение в названии пещеры.

          Образована в известняках нижнекаменноугольного возраста. Вход в пещеру шириной – 2,2 м. и высотой – 1,5 м., находиться на дне эллипсовидного колодца глубиной 6 м. Пещера представляет собой скобообразно-изогнутый, мердинально-ориентиованный коридор с небольшим залом, где направление пещерного хода меняется с юга на север. Входная часть пещеры с полого опускающимся каменистым дном имеет ширину – 6 м. и высоту коридора примерно – 3,5 м. Дальняя часть с горизонтальным полом покрыта глиной и сужается до 0,6 – 0,5 м. Общая протяжённость ходов 54 м. Пещера имеет площадь около – 125 кв. м., объём – 311 куб. м. Нижняя часть пола находиться на глубине 11 метров от поверхности земли. Абсолютная высота пещеры- 350 м. Натечные образования практически отсутствуют. В 5 метрах от входа на полу расположен ледник площадью около – 30 кв. м., на дне колодца переход входом в пещеру до конца лета сохраняется снег.

  1. Лаклинская пещера.

        Как памятник природы Лаклинская пещера интересна для науки с точки зрения карстоведения, спелеологии, гидрогеологии, геологии. Поверхность массива, в котором образована пещера, покрыта своеобразной растительностью на маломощном, слабо развитом почвенном слое на элювии карбонатных пород. Поэтому окружающий ландшафт представляет интерес и для ботаников. Среди известных пещер равнинной Башкирии Лаклинская является довольно крупной. Общая протяженность ходов составляет 320 м. Горизонтальные сечения залов достигают 50 м, а потолок возвышается до 26 м. 

         Лаклинская пещера расположена в правом склоне долины речки Лаклы-Елга (левый приток р. Ай), в 2 км западнее села Лаклы Салаватского района. От дороги Лаклы-Насибаш она отстоит в 400 м.

         Пещера образована в светло-серых органогенных слоистых известняках верхнекаменноугольного возраста. Известняки довольно сильно нарушены напряжениями в земной коре. В бортах долины видно довольно крутое падение пластов известняка, наблюдаются трещины разломов. По трещинам получили свое развитие эрозионные и карстовые. Лаклинская пещера производит наиболее эффектное впечатление по громадным размерам полостей, в особенности первого зала, названного Вестибюлем. Огромная мешкообразно замкнутая полость, расположенная значительно ниже уровня входного отверстия, обусловила формирование внутреннего микроклимата холодного типа с явными признаками режима оледенения (низкая температура, высокая абсолютная и относительная влажность внутреннего воздуха).
        Выделяется Лаклинская пещера и своеобразными настенными кальцитовыми образованиями. Кроме массивных кальцитовых покровов стены пещеры покрыты довольно плотным наростом округлых шаровидных и бородавчатых образований диаметром 1 —1,5 и 0,4—0,6 см. Довольно часто можно видеть на стенах и чешуеобразные наросты кальцита. В других пещерах Башкирии пока они не известны, а если и встречаются, то не достигают такого совершенства и обилия. Механизм образования таких кальцитовых форм в науке еще не известен. Поэтому кальцитовые образования Лаклинской пещеры представляют исключительную научную ценность. В пещере обитают голуби, летучие мыши, мухи, комары. Посетитель, идя к пещере от села Лаклы, не преминет возможности обратить внимание на главный фактор ее формирования — подземную речку. Она вытекает в виде карстового родника из подошвы известнякового массива, в котором находится пещера. Этот родник дебитом около 9 А/сек (лето 1954 г.), расположен на правом берегу речки, ниже дорожной полувыемки на продолжении осевой линии пещеры.

        Температура воздуха не одинакова в разных отделах пещеры. В целом она составляет около +2,5°. В центре зала Вестибюль, в колодцеобразном углублении под южной стеной, она равна — 1,2°. Вблизи входа Лаклинской пещеры в том же склоне долины производится добыча бутового камня. 

         Лаклинская пещера и ближайшие ее окрестности с 1965 года объявлены памятником природы .

  1. Артезианский фонтан.

         Артезианский фонтан – это совместное творение природы и человека. Он находиться в 4,5км от села Лаклы против течения реки Ай, на её правом берегу. Фонтанирующий источник, безусловно, является бриллиантовым украшением этого изумительного по красоте уголка природы. Он великолепен в любое время года: во время летнего зноя Артезианский фонтан даёт живительную прохладу, утоляет жажду, а зимой сооружает изо льда причудливые лазурные скульптуры. Поэтому неудивительно, что источник стал любимым местом отдыха, как местных жителей, так и гостей.

Существуют предания о причинах образования источника. По одной из версий, геологи пробурили скважину для того, чтобы не затопило шахты Межевого Лога. По другому преданию, в 60-е годы 20 века на этом месте геологи пробурили скважину, искали бокситовые руды. Ископаемое не нашли, но артезианская вода с тех пор под давлением 200 метровых светло-серых известняковых горных массивов притёсок фонтанирует на радость людям. С момента, как рыбаки установили на истоке небольшую трубу, родник  взмывает ввысь до 5,5 м.

Проведенные органолептические и лабораторные исследования воды показали, что вода бесцветная, без запаха, вкус не определяется, нет привкуса. Температура воды +7ºС. Нерастворённых примесей не обнаружено.

В окрестностях Артезианского фонтана  встречаются растения, насекомые, а так же рыбы, занесённые в Красную Книгу РБ и РФ (щитовник Роберта, бабочка Адмирал,  рыба хариус и др.).

Вывод:

 Во время однодневного туристического маршрута (экскурсии) по музею и природным памятникам Салаватского района, школьники смогут увидеть не только достопримечательности своей малой родины, но и научаться устанавливать причинно-следственные связи экологического состояния природных объектов, соберут наглядный материал, для использования его на уроках и познакомятся с редкими видами животных и растений занесённых в Красную Книгу РБ и РФ. Углубят знания о великом национальном герое Башкортостана Салавате Юлаеве, его подвигах и местах исторического значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Разработка классного часа "Салаватский район. Актуальные проблемы".

Данный классный час ориентирован на изучение экологического состояния родного района, выявление проблем и развитие учащихся вести дискуссии на основе заранее подготовленных докладов. Форма классного ч...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...