Типы климатов России
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Трензова Ольга Сергеевна

Типы климатов России и особенности сезонов года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k_attestatsii.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: « Типы климата в России, сезонность климата»

Тип урока:  усвоение новых знаний.

         Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов, а также самоконтролю и самооценке, рефлексивной самоорганизации.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие учащихся.

-Прежде чем определить тему нашего урока , я предлагаю вам прочитать текст и вставить в него пропущенные слова или словосочетания так, чтобы текст стал полным.

Многолетний режим погоды какой-нибудь местности, одна из ее основных географических характеристик называется_______________________. На формирование климата любой территории влияют ряд ________________. Основным является количество______________________________. Кроме нее немаловажную роль играет количество  _____________________ и циркуляция________________________________. Одним из главных факторов движения ВМ является_____________________________ местности, так как определяет траекторию их движения. На поглащение или  отражение солнечной радиации  сильно влияет характер _____________________________ поверхности. Смягчающее влияние на климат оказывает близость__________________________.  

-Исходя из вышеизложенного и опираясь на ранее изученный материал, ответьте на вопрос: «Везде ли на территории России факторы влияющие на формирование климата однородны?» (Нет).  

-Каким словом можно определить   климат в России , он какой? (Разный). Меняется только относительно широты? (Нет). Как еще ? (Меридионально и  в течении года).

-То есть по сезонам   года.

-Таким образом определим тему урока.

Типы климата в России и сезонность климата.                                                              

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Исходя из темы урока определите основную цель урока

( Определить основные типы климата в России и выявить особенности типов климата относительно сезонов года).

Отсюда вытекает задача, которую вам предстоит решить -  выяснить климатические показатели для каждого типа климата по сезонам.

-Как будем выяснять климатические показатели? Что для этого будем использовать? Куда запишем результаты?(Работа с картой , текстом учебника запись результатов в таблицу.)

       3) Первичное усвоение новых знаний.

1.Работа с картой.

   В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата. Назовите, какие климатические пояса имеются.

   - Посмотрите на климатическую карту и скажите,  в каких климатических поясах располагается Россия?

   - Какие пояса основные?

    - Какие переходные?

    - Самый большой по площади пояс.

    - Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются  с запада на восток температура, количество осадков)

    - Какие показатели  характеризуют  тип климата? (средняя температура января и июля, количество осадков, господствующие ВМ)

-Как назовем столбцы и графы таблицы?

       2. Практическая работа в парах.

а) Подготовка  и заполнение таблицы.

Используя карту атласа и текст учебника , параграф 20 заполните таблицу, подготовьтесь самостоятельно охарактеризовать тип климата.

Название климатического пояса

Средние показатели:

Кол-во  осадков и коэффициент увлажнения

Воздушные массы

Где распространен

Сезоны

года

t янв.

t июля

Арктический

Субарктический

Умеренный умеренно-континентальный

Умеренный континентальный

Умеренный резко-континентальный

Умеренный муссонный

4) Первичная проверка понимания

  - Какой самый холодный климат? (арктический)

    - В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)

    - В каком самое холодное лето? (арктический)      

    - В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный).

- В каком климате выделяют 2 сезона года?(арктический).

- Охарактеризуйте тип климата у карты.

5) Первичное закрепление.

  - Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант ( текст в презентации).

Историческая справка.

В преобладающем на территории России умеренном поясе хорошо выражены времена года-весна, лето, осень, зима. Многие историки и этнографы утверждают, что сезонность климата оказала существенное влияние на особенности этнического характера русичей. Интенсивный труд в летнюю страду сочетался с длительным зимним покоем, определившим неторопливость русского характера. Борьба с суровыми климатическими условиями способствовала общинному характеру отношений, необходимости делать все сообща. Необходимость жить совместно определила и компактный характер поселений.  Кроме этого  в условиях нашего климата необходимо иметь как минимум 3 комплекта одежды : зимней, летней и на переходный сезон.

-Как вы думаете определяет ли климат характер хозяйственной деятельности людей и их быт?( да)

На основе ваших предположений домашнее задание.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Прочитать параграфы 19-20, устно ответить на вопросы после параграфа, составить характеристику хозяйственной деятельности населения в каждом из типов климата , исходя из климатических особенностей и сезонов года.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ работы класса (дает учитель).

- Какие новые умения вы приобрели на уроке? Что научились делать? ( Ответы детей).

-Работу каждого из вас я предлагаю оценить самостоятельно, для этого я раздам вам листы самооценки предметных достижений, где вы объективно оцените свой вклад в работу на уроке. На основе вашего анализа и моих наблюдений будет выставлена оценка за работу на уроке.

Лист самооценки предметных достижений.

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: _____________________

2. Я с заданием справился / не справился. _______________________________

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): _______________

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)_____________________…    

5. Оцените свою работу  в паре: работа выполнялась  совместными усилиями , вашим напарником или благодаря вам. _____________________________________________-                                                                                                                                               6. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, предполагаемая отметка).____________________________________________.

Спасибо, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Типы климата России"

Данный урок был разработан в 2008 году. Помимо плана-конспекта урока представлены материалы для закрепления темы и материалы для работы в группах, а также презентация урока....

Презентация "Типы климатов России"

Данная презентация содержит практические задания, выполняемые учащимися на уроке. Например, определение коэффициента увлажнения, заполнение таблицы "Типы климатов России"...

конспект урока с использованием ЭОР по теме "Разнообразие типов климата России"

Конспект урока по темк " Разнообразие типов климата России" разработан с использованием электронно - образовательных ресурсов, что дает возможность как учителю так и обучающимся пользоваться  бол...

Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"

Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....

Презентация к уроку "Типы климатов России" 8 класс

Предмет  География 8 класс Место урока в учебном плане: 4 урок в разделе «Климат России»...

поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»

Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...