Урок Открытия русских путешественников
материал по географии (5 класс) на тему

dblank

Тема урока: Открытие русских путешественников. Тип урока: Выведение новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytiya_russkih_puteshestvennikov.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел № 2. КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ

Тема урока: Открытие русских путешественников

Количество часов – 1

Тип урока: Выведение новых знаний

I. Образовательно-развивающие цели:

  1. Усвоение учащимися новых понятий: поморы, Великая Северная экспедиция.
  2. Применение учащимися опорных понятий: путешествие, экспедиция, открытие, землепроходец, море, пролив, мыс, материк.
  3. Овладение уч-ся УУД:
  • познавательными: поиск и выделение необходимой информации из письменного и прослушанного текста, осознанное построение речевого высказывания в устной или письменной форме; подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущ.), построение логической цепи рассуждений;
  • регулятивными: постановка учебной задачи под руководством учителя, определение критериев для сравнения фактов, явлений; планирование своей деятельности для выполнения задания учителя;
  • коммуникативными:        планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

  1. Овладение уч-ся специальными (предметными) умениями: объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, их влияние на развитие географических знаний; определять и показывать на карте маршруты путешествий; формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.

II. Воспитательные пели:

  1. Формирование у уч-ся мировоззрения на основе категорий философии: целое - часть, причина — следствие, общее — особенное — единичное.
  2. Развитие личностных УУД:        личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

План конспект урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку

10 сек

Ребята, с сегодняшнего дня мы будем с вами работать согласно заявке на оценку. В течение урока вы будете получать баллы….

«5» - 14 баллов и более

«4» - 11 – 13 баллов

«3» - 8 – 10 баллов

Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки, выбор арбитров. Сегодня в качестве арбитра будет выступать Татьяна Васильевна, она будет следить за вашей активностью н уроке, в конце урока самый активный из вас получит дополнительные баллы.

Запланируйте, какую оценку вы желаете получить и поставьте её в тетрадке и обведите кружочком.

(обыграть кто хочет 5 и т.д.)

30 сек.

Фиксирование оценки обучающимися на полях тетради

Начнём сегодняшний урок с повторения в форме диктанта

Задание 1 Диктант

Я буду вам зачитывать содержание понятий, а вы должны догадаться о каком понятии идёт речь. В тетрадке через запятую запишите номера этих понятий. Слушайте внимательно, читать буду только один раз.

Обратите внимание, все понятия записаны на доске.

  1. Путешественник
  2. Экспедиция
  3. Открытие
  4. Путешествие
  5. Землепроходцы
  6. Географические открытия

На доске в этом порядке

Индивидуальный труд.

Фронтальная проверка.

 Кто желает выступить с ответом. Один ученик зачитывает порядок чисел, остальные внимательно слушают, проводят самооценку.

Ответы: 3,6,4,1,2,5

Критерии оценивания 6б.

А теперь ребята обратите внимание на доску (правильный ответ) Если у вас точно такой же порядок чисел поставьте 6 б.

Одна ошибка – 5б.

Две – 4б

Три – 3б

Четыре – 2б.

Пять – 1б.

Кто выполнил это задание без единой ошибки?

У кого одна

Две

 6-7 минут

Отвечающему один балл

1Открытие — новое достижение, установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений материального мира. 2Географические открытия — это нахождение новых географических объектов или географических закономерностей.

3Путеше́ствие — передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

4Путеше́ственник — человек передвигающийся по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

5Экспедиция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной.

6Землепроходцы — русские путешественники XVII века, которые описывали и осваивали неизвестные ранее территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока

  1. Усвоение новых знаний

Тема урока: «Открытия русских путешественников»

Подумайте какие цели должны стоять перед нами на уроке?

Поскольку в теме урока прозвучало слово «Открытие» давайте с вами повторим, что такое открытие.

3 мин.

1 б.

Ответ 2 балла в таком же виде

- Целью урока будет – ответить: «Какие открытия совершили русские путешественники?»

Открытие — новое достижение, установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений материального мира.

Наша страна – самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света – Европе и Азии. (Показать по карте) Её омывают моря Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Не одно поколение отечественных путешественников и землепроходцев посвятило свою жизнь исследованию территории России, и мы сегодня с вами будем знакомиться с некоторыми из них. А начнём своё знакомство с открытия Севера

1 минута

Задание 2. Прочитать §7 на стр. 35 (абзац 1) и сравнить открытия новгородцев и поморов. Найти общие и отличительные признаки. Используя карточку № 3 сформулировать суждения на сравнение.

Индивидуальное чтение

Фронтальная работа

Начнём с обсуждения общих признаков. И так что было общее.

Теперь перейдём к отличительным признакам.

6 минут

Суждение – 2 б. (макс 4 б.)

-Так же, как и новгородцы поморы жили в северных районах нашей страны.

-Сравнивая новгородцев и поморов можно сказать, что они осваивали северные берега европейской части России

- с новгородцами и поморы прокладывали путь к морям по рекам.

-Если новгородцы освоили весь европейский север страны и даже перешагнули за Урал, то поморы посетили острова Шпицберген и Новая Земля

Задание 3. Прочитать абзац 3 «Освоение Сибири» §7 стр. 36-37 заполнить таблицу (индивидуальный труд) и выполнить задания на раздаточном материале и соотнести путешественников с совершенными открытиями и записать число и буквы.      маршрут

Ребята работаем самостоятельно

Простая кооперация:

1 группа обсуждение путешествие Ермака

2 группа – путешествие Дежнёва

3 группа – путешествие Беринга 1728

4 группа – совместное путешествие Беринга и Чирикова 1741

На эту работу вам даётся одна-две минуты

Вам нужно определить выступающего от группы

Сложная кооперация:

Все остальные внимательно слушают, можно дополнить или возразить.

Поднимите руки те, кто выполнил задание верно без единой ошибки… одна

15 минут

Выступ-му 2 б. если открытие и маршрут

1б. если только ответ без маршрута

Ермак 1б.

Дежнёв 3б.

Беринг 1б

Чириков 2б.

(макс. 7 б.)

1 – б – 1балл

2 – д,ж,в – 3 балла

3 – а – 1 балл

4 – е,г – 2 балла

Если лишнее - 0,5 балла

 выступающий от каждой группы называет верный вариант ответа и проговаривает словесно и показывает маршрут.

Задание 4 Итак ребята мы с вами узнали как проходило открытие Севера и освоение Сибири, давайте теперь закрепим наши знания. Вам нужно ответить на вопросы в форме суждений

Высветить на слайде по одному вопросу

При ответе убираем вопросительно слово

- Почему экспедиция Беринга и Чирикова вошла в историю как Великая Северная экспедиция?

- Почему пролив открытый Дежнёвым назван как Берингов пролив?

-Чем объяснить что жители русского севера получили название поморы?

-Почему плавание по Северному Ледовитому океану было трудным для путешественников?

-Вследствие чего мыс был назван в честь Дежнёва?

8 минут

За каждый ответ в форме суждения – 2б.

экспедиция Беринга и Чирикова вошла в историю как Великая Северная экспедиция так как длилась почти десять лет, были сделаны открытия Алеутских и командорских островов, а также севео-западных частей Америки

пролив открытый Дежнёвым назван как Берингов пролив потому что Беринг описал этот пролив

жители русского севера получили название поморы потому что жили на берегах Белого моря, были прекрасными корабелами и ловили рыбу в Баренцевом и Карском морях.

плавание по Северному Ледовитому океану было трудным для путешественников потому что выплыли летом и небыли готовы к суровым условиям. Поэтому погибали от холода.

мыс был назван в честь Дежнёва потому что им было сделано много открытий и несмотря на трудности не отказался от своей цели

Подведение итогов. Посчитайте свои баллы. Предоставим слово арбитру, который нам скажет, кто же из вас был самым активным на уроке. Соотнесите полученные вами баллы с заявленной оценкой.

Кто получил запланированную оценку, ниже, выше.

И так давайте подведём итоги с чем же мы познакомились на уроке

3 минуты

Д\З. Прочитайте абзац 2 §7 и скажите, почему купец Афанасий Никитин назвал свою книгу «Хождение за три моря»?

Подготовить сообщение на 2-3 минуты об открытиях других путешественников. Распределить по-фамильно

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Открытия русских путешественников" в 5 классе

Презентация к уроку "Открытия русских путешественников" в 5 классе...

Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...

Открытия русских путешественников

Презентация к уроку географии 5 класс...

Технологическая карта урока географии "Открытия русских путешественников" 5 класс

Технологическая карта урока географии с применением ИКТ в 5 классе на тему "Открытия русских путешественников"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Технологическая карта урока "Открытие русских путешественников"

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока «Открытия русских путешественников»Оборудование: физическая карта России, презентация к уроку, маршрутные листы, атласы.Учеб...

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...