Рабочая программа "География Бурятии" (элективный курс 10-11 класс)
рабочая программа по географии (10, 11 класс) на тему

Тугаринов Алексей Сергеевич

Элективный курс "География Бурятии" предназначен для обучающихся 10-11 классов, рассчитан на профильное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО: _________

 ________/Бутакова Г.Н../

Протокол № _________

от ____________20___г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

______________/БалдановаД.В./

«__»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Предмет География Бурятии

Класс                               10-11                                                     

    Количество часов в год   35

    Учитель    Тугаринов А.С.

Категория               I (первая)

Стаж работы                22 года

2018-2019 г.

«Утверждено»

Директор школы: _________

________ /Тугаринов А.С./

Приказ № 42 от «03.09.»2018г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии Бурятии для 10-11 классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», №273 от 29.12.2012 г.;

 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 примерной программой основного общего образования. География 2011г.(Стандарты второго поколения);

учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 03.09.2018 №41;

федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 (с изменениями и дополнениями);

положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ» утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ»  от 27.08.2011 г. № 71.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «Булыкская СОШ» программа рассчитана на 1 час в неделю, итого 35 часов в год, соответственно на 70 часов за 2 года.

Программа элективного курса «География Бурятии» адресована ученикам 10-11 классов.

Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия , способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности. Этому должна способствовать разработка нового содержания образования в соответствие с идеями вариативности, включая региональный компонент по предметам учебного плана.

Анализ публикаций, посвящённых национально-региональному компоненту в России показал что на сегодняшний день методика реализации НРК по географии в практике обучения разработана недостаточно в силу ряда противоречий:

-между нормативным введением национально-регионального компонента (НРК) в регионах с целью повышения качества обучения и отсутствием целостной концепции НРК содержания школьного предмета географии в основной общеобразовательной школе;

- между заявленным введением НРК школьного предмета географии и отсутствием его соответствующего учебно-методического обеспечения.

Программа элективного курса разрабатывалась и апробировалась с учётом  новых ФГОС. Она нацелена на изменения деятельности учащихся, усвоение норм современного мышления и мировоззрения, приобретения метапредметных знаний, обеспечения глубокой дифференциации обучения.

Актуальность использования НРК в изучении географии, на мой взгляд, определяется необходимостью формирования у учащихся чувства ответственности за судьбу родного края, понимая престижности профессий, востребованных в регионе. Выпускники предпочитают покидать регион и получать специальность, пусть даже технического направления, в центральных районах страны, где впоследствии остаются. Повышение качества географического образования – важное условие мотивации выпускников на получение инженерно-технических специальностей, чтобы после окончания ВУЗов и СУЗов восполнить недостаток кадров. Значит та часть учеников, которые хотели и могли бы получить профессию политехнической направленности остаются в незавидном положении. Современные требования, предъявляемые к школьным программам , стремление снизить нагрузку, привели к уменьшению количества часов, отводимых на изучение географии, что не позволяет в полной мере изучить отдельные темы, методику решения проектных задач, выполнить практические работы.

С этой целью необходимо использовать все возможные способы, которые позволят приблизить уровень обученности учащихся к необходимому для поступления в политехнические образовательные учреждения.

Цели программы:

- создание условий для успешной социализации личности, профессионального определения и непрерывного образования в условиях региона;

- ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;

- повышения познавательного интереса учащихся к географии;

- предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических работ по географии в Бурятии в процессе познавательной и творческой деятельности;

- знакомство на практике с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях региона, связанных с практическими применениями географии;

-предоставление учащимся информации о возможных путях продолжения образования на села, района, республики.

Ожидаемый результат ведения элективного курса:

Формирование ключевых компетенций.

В области учебных компетенций:

Уметь:

-организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;

- решать учебные проблемы;

- связывать воедино, используя отдельные части задания.

В области исследовательских компетенций:

Уметь:

- получать и использовать информацию;

- использовать различные источники данных;

- систематизировать информацию.

В области коммутативных компетенций:

Уметь:

- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

-выступать перед аудиторией;

- читать и интерпретировать графики, диаграммы, таблицы;

-быть готовыми к сотрудничеству, уметь работать в команде.

Отсроченный результат ведения курса:

- осознанный выбор профильного обучения;

- участие в олимпиадах, конкурсах, НПК;

- личностный рост учеников.

Оценка результативности данного курса предполагает не только оценивание ЗУНов, но в большей степени уровня самостоятельности, творчества учащихся, умения представлять свои результаты, поэтому итоговое занятие строится в форме конференции, на которой учащиеся защищают разработанные в ходе изучения элективного курса проекты.

Особую привлекательность для учащихся научно-исследовательская деятельность приобретает тогда, когда её результаты становятся востребованными вне школьных стен. Поэтому выбор темы исследования является одним из самых важных моментов в работе с одарённой молодёжью. Иновационость, прикладное значение работы определяет заинтересованность учащегося и дальнейшее её продвижения.

Содержание программы элективного курса.

Название раздела

Количество часов

1

Особенности ГП Республики Бурятия

4

2

Природа Республики Бурятия

25

3

Население Республики Бурятия

6

4

Хозяйство Республики Бурятия

25

5

Проблемы и перспективы развитиия

10

Календарно - тематическое планирование.

П/П

Перечень разделов и тем

Всего

часов

Количество часов практических занятий

Количество часов контрольно-диагностических

занятий

Дата

10 класс

Особенности ГП Республики Бурятия ( 4 часа)

1

Географическое положение Республики Бурятия.

1

08.09

2

Сравнение ГП Бурятии и положения соседних регионов.

1

15.09

3

История освоения и изучения территории Бурятии

1

22.09

4

Современное административно-территориальное деление

1

1

29.09

Природа Республики Бурятия ( 25 часов)

5

Рельеф Бурятии: основные формы, их связь со строением земной коры

1

06.10

6

Геологическое строение территории

1

13.10

7

Минеральные ресурсы республики и проблемы их рационального использования

1

20.10

8

Полезные ископаемые Бурятии

1

1

27.10

9

Климат Республики Бурятия

1

10.11

10

Стихийные бедствия, связанные с особенностями климата

1

17.11

11

Погода и климат Джидинского района. Роза ветров

1

1

24.11

12

Водные ресурсы республики

1

01.12

13

Основные речные системы Республики Бурятия

1

08.12

14

Озёра Джидинского района: Белые озёра, Таглей.

1

1

15.12

15

Достояние Республики – озеро Байкал

1

1

22.12

16

Эндемики озера Байкал

1

29.12

17

Стихийные бедствия, связанные с особенностями питания вод республики

1

12.01

18

Основные типы почв, расположенных на территории Бурятии

1

19.01

19

Мелиорация и рекультивация почв

1

26.01

20

Растительный и животный мир Республики Бурятия

1

02.02

21

Биологические ресурсы

1

09.02

22

Разнообразие лесов Бурятии

1

16.02

23

Природные зоны Республики Бурятия

1

23.02

24

Высотная поясность в горах Бурятии

1

01.03

25

Заповедники и национальные парки Республики Бурятия

1

15.03

26

Разнообразие природных комплексов Бурятии

1

22.03

27

Рекреационные ресурсы республики

1

05.04

28

Памятники природы и священные места Бурятии

1

12.04

29

Защита проекта – «Бурятия – наш общий дом»

1

1

19.04

Население Республики Бурятия ( 6 часов)

30

Исторические особенности заселения территории Республики Бурятия

1

24.04

31

Численность населения Республики Бурятия

1

03.05

32

Национальный состав республики

1

1

10.05

33

Главный центр буддизма России- Иволгинский дацан

1

17.05

34

Миграции населения Республики Бурятия

1

1

24.05

35

Городское и сельское населения Республики Бурятия

1

31.05

11 класс

Хозяйство Республики Бурятия (25 часов)

36

Машиностроительный комплекс республики

1

08.09

37

Транспортное, приборостроительное машиностроение

1

15.09

38

Топливно-энергетический комплекс

1

22.09

39

Энергетика Республики Бурятия

1

29.09

40

Горнодобывающая промышленность

1

06.10

41

Угольная промышленность. Основные угольные разрезы

1

1

13.10

42

Лесная промышленность

1

20.10

43

Деревообрабатывающая промышленность

1

1

27.10

44

Земледелие Республики Бурятия

1

10.11

45

Животноводство

1

17.11

46

АПК Джидинского района

1

24.11

47

Пищевая промышленность Республики Бурятия

1

01.12

48

Пищевая промышленность Джидинского района

1

08.12

49

Лёгкая промышленность Республики Бурятия

1

15.12

50

Традиционные ремёсла народов Бурятии

1

1

22.12

51

Инфраструктурный комплекс Бурятии

1

29.12

52

Транспорт Республики Бурятия

1

12.01

53

Железнодорожный транспорт

1

19.01

54

Воздушный транспорт Аэропорт «Байкал»

1

26.01

55

Автомобильный транспорт

1

02.02

56

Связь и сфера обслуживания Республики Бурятия

1

09.02

57

ЖКХ Джидинского района.

1

16.02

58

Образования и наука Республики Бурятия

1

23.02

59

Учреждения культуры. Театры. Музеи.

1

01.03

60

Курорты и места отдыха Республики Бурятия

1

15.03

Проблемы и перспективы развития ( 10 часов)

61

Демографическая политика Республики Бурятия

1

22.03

62

Энергетическая проблема

1

05.04

63

Сырьевая проблема

1

12.04

64

Проблема занятости населения

1

19.04

65

Развитие приграничных территорий

1

26.04

66

Международное сотрудничество Республики Бурятия

1

03.05

67

Отраслевая структура экономики

1

10.05

68

Особенности экономики МО «Джидинский район»

1

17.05

69

Приоритеты развития Республики Бурятия

1

24.05

70

Защита проектов

1

31.05

ИТОГО

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. " Математика". 6 класс.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематич...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образова...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....