«Образование почв и их разнообразие» в 8 классе
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Данная разработка содержит краткую характеристику, технологическую карту и подробное описание хода урока по зпаданной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бугаевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области


Разработка урока по географии

«Образование почв и их разнообразие» 

в 8 классе.


Подготовила:

 учитель географии

 Енина Валентина Ивановна


2018 год



Пояснительная записка

Урок «Образование почв и их разнообразие» по географии России в 8 классе предназначен для изучения нового материала, т. к. сформированные знания о почвах начального курса географии недостаточно полны.
В содержании урока выделяется четыре смысловых блока.
Первый блок «Почва и её состав» предполагает актуализацию опорных знаний о почве.
Второй блок «Почвообразующие факторы» предполагает создание проблемной ситуации. Как образуется  почва.

Третий блок «Вклад В. В. Докучаева  в развитие почвоведения и формирование знаний о почве» является моментом опережающего обучения (сообщения, подготовленные учащимися).
Четвертый блок «Разнообразие почв России» предполагает развитие умений работать с почвенной  картой России и Воронежской области.
Пятый блок «Охрана почв» предполагает воспитание бережного отношения к  

 Цели урока:

Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве,  для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва, выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв; определить почвенные горизонты и их особенности; сравнить виды почв;  показать вклад В.В. Докучаева в создание почвоведения.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.



Тип урока: Занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Термины и понятия: почва, плодородие, перегной (гумус), почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода С).

Оборудование: учебник «География. Природа России» под редакцией И. И. Бариновой, карты атласа, образцы почв, схемы, мультимедийная презентация.


Технологическая карта урока

Учитель: Енина В.И.

Учебный предмет: география

Класс: 8

Авторы  УМК:   учебник «География. Природа России» под редакцией И. И. Бариновой;

Тема урока:  «Образование почв и их разнообразие».

Тип урока: Занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Цели:

Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве,  для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва, выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв; определить почвенные горизонты и их особенности; сравнить виды почв;  показать вклад В.В. Докучаева в создание почвоведения.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Постановка цели и задач урока

1. Читает загадку, стих и просит ребят подумать, о чем идет речь.

2. Просит выдвинуть предположение

о теме предстоящего урока.

3. Организует беседу, выявляющую

представления детей о почве.

4Выясняет, что еще учащиеся хотели бы о ней узнать.

5. Подводит итог беседы , формулируя задачи урока

Слушают стих.

Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

учителя

Выделять существенную

информацию

из текста загадки.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта

Взаимодействуют

с учителем во время  опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов товарищей

Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания

Работа с учебником: знакомство с термином«почва»

Запись в тетрадь

.

1. Организует работу по проведению опытов по установлению состава почвы.

(3 и 4 группы должны состоять из более сильных уч-ся)

2.Контролирует и при необходимости корректирует

результаты работы групп.

3. Добивается полного и точного формулирования выводов.

4. Контролирует заполнение учащимися в тетради схемы, отображающей состав почв.

5. Проводит самооценку членами групп их работы

Изучают инструкцию и проводят опыты

искать  и выделять необходимую информацию

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме.

Обосновывать

свое мнение

Участвуют в проведении опытов.

Лидеры групп озвучивают ответы, под-

готовленные группой:

• от каждой группы

заслушивается

сообщение о технологии проведения и результате опыта

• вывод

Строить высказывания,

понятные для

партнеров.

Рефлексия своих

действий (полное

отображение

предметного

содержания

и условий осуществляемых

действий).

Понимать на слух ответы обучающихся

Прослушивают

ответы лидеров

групп

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Осуществлять

пошаговый и итоговый

контроль

по результату.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

самоконтроль и взаимоконтроль.

1. Вводит термины «гумус» и «плодородие».

2. Организует запись новых терминов в тетради.

Слушают учителя

Работают в тетрадях

устанавливать причинно-следственные связи

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль

1. Выкладывает на стол кусок горной породы и предлагает учащимся совместную работу по сочинению сказки о мечте старого камня. Учитель начинает, а затем учащиеся продолжают развивать события

Слушают учителя

Выдвигают свои предположения по продолжению сказки

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме

Участвуют в совместной работе по составлению рассказа

Согласовывать

усилия по решению

учебной задачи.

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Учитывать другие мнения

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.

Организует работу в сетях интернета

Краткий рассказ об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве и его труде «Русский чернозем»

Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Осуществляют самоконтроль

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

1. Организует знакомство учащихся с образцами почв и выявление визуальных различий: по цвету

2. Объясняет зависимость цвета почвы от количества гумуса.

4. Организует работу с почвенной картой Воронежской области:

- По карте определите, какие типы почв распространены в нашей области;

-  Какие почвы занимают наибольшие площади в области?

Рассматривают образцы, проводят визуальный сравнительный анализ;

Слушают учителя и

Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста

Проводить сравнение объектов по одному или нескольким признакам

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации

Участвуют в совместной работе

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Контролируют

правильность

ответов товарищей

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.

1. Организует обсуждение значения почв в жизни и деятельности человека.

2. Организует обсуждение вопроса охраны почв и их рационального использования

.

3. Оценивает результаты обсуждения вопросов значения и охраны почв.

Участвуют в

обсуждении.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме.

Обосновывать

свое мнение

Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.

Адекватно

воспринимать

оценку учителя

1. Объясняет сущность домашнего задания:

Подготовить сообщение о типах почв

При остатке времени организует работу с тестами

Выполняют тестовые задания

Искать и выделять необходимую информацию

Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Контролируют

правильность

ответов товарищей

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Проводит  рефлексию:

- Чем полезен для вас данный урок?

- Помогут ли вам в жизни  знания, полученные на сегодняшнем уроке?

 - Чему вы научились сегодня?

- С каким чувством вы заканчиваете урок?

Проводят рефлексию

Устанавливать связь  между целью учебной

деятельности и ее мотивом

Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Проводят самооценку

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоить, осознать качество и уровень усвоения

   


План – конспект урока «Образование почв и их разнообразие».

 Цели:

Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве,  для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва, выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв; определить почвенные горизонты и их особенности; сравнить виды почв;  показать вклад В.В. Докучаева в создание почвоведения.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве. 


Тип урока: урок формирования знаний.
Термины и понятия: почва, плодородие, перегной (гумус), почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода

Оборудование: учебник «География. Природа России» под редакцией И. И. Бариновой, карты атласа, образцы почв, схемы, мультимедийная презентация.

Конспект урока.

1. Введение

Учитель:

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада вас видеть!

- С каким настроением вы пришли на урок?

- А с какой целью вы пришли на урок?

- Я уверена в том, что вы сами можете добыть новые знания, а я вам буду в этом помогать.

- Вы готовы?

Тогда начинаем урок!

Ребята,  я прочитаю загадку а вы попробуйте ее отгадать

Слайд 2

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете. 

Ответы детей.

Учитель:

1. Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом - 
Что вы скажете о нём?

Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)

Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?  (о почве)почв

Да о почвах .Об образование  почв и их разнообразие.

3. Игра « Да-нет»

 -Знаете ли вы, что такое почва?

 - А, как  образуется почвы?

- Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?

- Знаете ли вы, какие  почвы в нашей области?

- Знаете ли вы кто такой В.В. Докучаев?

Ребята помогите мне тогда определить задачи нашего урока:

- Познакомиться с понятием почвы;

- Понять,  как они образуются;

- Познакомиться с разнообразием почв

- Узнать о деятельности ученого В.В. Докучаева.

Откроем рабочие тетради и запишем тему урока: «Образование почв и их разнообразие».  Слайд 4,5

2.  Основная часть

Учитель:

Обратимся, ребята  к нашему учебнику и узнаем, что же называют почвой. Запишем определение в тетрадь. 

А хотите узнать, что входит в состав почв?         

Я предлагаю вам ребята провести опыты по определению состава почв. Для этого мы разделимся на группы исследователей. У каждой группы будет свое задание. Материал для исследования у вас на столах. Будем работать в парах, так как вы сидите за столами. Внимательно прочитайте задание, которое  у вас в карточке. Вы должны провести действия, которые указаны там, и сделать выводы. Определите, кто из вас будет секретарем, т.е. записывать результаты опыта, и кто будет рассказывать о проделанной работе. Особое

Ау вас особое задание-работа с компьютером. Ведь одна из задач нашего урока познакомиться с деятельностью великого ученого почвоведа В.В. Докучаева.

                              Опыты по определению состава почв:

Опыт №1 (группа 1)

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт №2 (группа 2)

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке  мокрое пятно. 

Вывод: в почве есть вода.

Опыт №3(группа 3)

1.     Возьмите посуду с почвой.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите.

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов,  мусор., корешки,  части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых.

Вывод: в почве есть остатки организмов и растений.

Опыт №4 (группа 4)

1.     Возьмите стакан  водой и бросьте туда комочек почвы.

2.     Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.

3.     Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?

4.     Запишите.

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов,  мусор, корешки,  части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).

Вывод (общий для групп 3 и 4): в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

Учитель:

Молодцы, юные исследователи  природы! С опытами вы все успешно справились.

Давайте подведем итог вашей деятельности. Итак, что вы определяли? Что же входит в состав почвы?

 Давайте изобразим новые знания в виде схемы в тетрадях. Какое название дадим схеме? Состав почв. Сколько стрелочек будет вниз?  Правильно, четыре.  ( воздух, вода, остатки растений, организмов, минеральные вещества.

Ребята, вот вы заметили, что в почве находятся остатки растений, насекомых и других организмов.

- Кто из вас знает, как  называется одним словом перегнившие  остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)

- Правильно.  Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.  Можно здесь сделать  очень значимый вывод. Какой? Почва обладает главным свойством-плодородием.

 Запишем  новый термин в тетрадь: гумус-это питательные  вещества, которые образуются при перегнивании растительных и животных остатков.

 Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве  хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания.

И сейчас самое время  сделать маленькую паузу для поддержания здоровья.

Физ. минутка

Ребята, в детстве, наверное, вы все любили слушать сказки. Сейчас я вам прочитаю необычную сказку. Вот посмотрите на этот камень, эта сказка о нем.

«Сказка о мечте старого камня»  Слайд 7

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный. Никто на него  внимания не обращал.  Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка,  какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню  знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь  такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?

 Дети продолжают сказку:  И вот, однажды поселилась среди  песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь  с этого началось образование ПОЧВЫ. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.

Учитель:

Ребята, о чем эта сказка? Эта сказка о том, как образуется почва.

Начало образования почвы - это процесс выветривания (разрушения) горных пород, на которых появляются микроорганизмы, первые растения мхи и лишайники.

Посмотрите на слайд, где изображены почвенные горизонты, т.е. строение почвы. Смотрим снизу вверх. Горизонт С называется материнская порода Вот как раз из нее и образуется почва. Как это происходит, мы смогли представить с помощью сказки.

В-горизонт вмывания, он плотный т.к. в нем много глины.

А(2)-горизонт вымывания. Он не содержит гумуса.

А(1)- гумусовый горизонт. И чем он мощнее, тем он плодороднее.

А(0)-лесная подстилка.

Вывод, какой можно сделать? В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты.

Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.

Но не скоро станет доброй пашней
Влажный перегной листвы опавшей,
Отцветают травы каждый год,
Только долго почвы слой растет.

Ребята, я не просто так прочитала это стихотворение, в нем обозначены  два очень важных фактора, которые влияют успешно на почвообразование.  Найдите эти факторы и подчеркните. Слайд 8

Учитель:

Итак, какие факторы почвообразования вы смогли определить в стихотворении. Ответы детей.

Да это тепло и влага. А как вы думаете почему? Они помогают перегнивать микроорганизмам и растениям. Тем самым быстрее происходит процесс образования гумуса, так важного для плодородия почв.

Вопросами почв, улучшением плодородия их занимался великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев.

Послушаем сообщение, которое приготовили ребята. Слайд 9

Сообщение.

Учитель:

Ребята В.В. Докучаев назвал почву зеркалом ландшафта. Может кто-то из вас знает, почему он так ее назвал? Вот сейчас мы с вами это и узнаем.

Проведем исследование карты. Откроем карту атласа почвы.
Проанализируйте карту почв, назовите, какие почвы есть в нашей стране.

Ребята, что вы заметили? Прослеживается ли здесь какая-то закономерность?   Кому не понятно,  можете сравнить две карты « Природные зоны» и карту почв. Каждой природной зоне соответствует свой тип почв.

 

Посмотрим на слайд.

 - Рассмотрите образцы почв.

- Что вы заметили?  (Они по цвету разные) Зависит цвет почвы от количества гумуса.  Ребята, можно ли сделать вывод, что почвы России разнообразны?

Скажите, ребята, а вы знаете какие почвы в нашей местности? Откроем атлас Воронежской области.

- По почвенной карте определите, какие типы почв распространены в нашей области;

-  Какие почвы занимают наибольшие площади в области?

«Царем почв» назвал В.В. Докучаев русский чернозем. Ученый писал: «Дороже золота русский чернозем. Он был, есть и будет кормильцем России». А как вы думаете, почему он так сказал?

 Учитель:
Вот послушайте, как сказал о черноземе поэт.
«На хлеб ту землю мажь! » – у нас 
По праву говорят в народе. 
Попробуй по траве пройти – 
Как бархат, светлый луг лоснится. 
Какое счастье здесь расти! 
Какое счастье здесь родиться!   


 Учитель:

Мы можем гордиться тем, что в нашей Воронежской области самые плодородные почвы. Слайд 10

И наши почвы изучал В.В. Докучаев. Ученый доказал, что почва живая, значит, ее можно убить.

А один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.  Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер.  Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их  берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, которые защитят от ветра, правильно распахивать на склонах - поперек, а не вдоль, зимой проводить снегозадержание. Толька бережное отношение к почве даст хороший урожай.

 Мы часто почву называем землей. И, как известно, наш народ любовно называет землю кормилицей. И это он сочинил такие пословицы: «Почва заботу любит. Почву уважай, она даст урожай. Еще в старину наши предки брали ее с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает  в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить ее. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

3. Обобщение  и закрепление полученных знаний.

Наше занятие подходит к концу. Закрепим знания, которые мы с вами добывали сегодня на уроке. Слайд 11

Почва-это…(рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием)

Начало образования почвы - это процесс выветривания, разрушения…( горных пород).

Великий русский ученый, основатель почвоведения….(В.В. Докучаев)

Каждой природной зоне соответствует свой тип…(почв).

Игра «Да - нет». Определите, что помогает бережно относиться к почвам.

- насаждение лесополос в степи;

- укрепление оврагов, посадки лесов;

- использование земель возделыванием одних и тех же культур;

- снегозадержание;

- сведение лесов;

4. Рефлексия

- Что сегодня вам понравилось на уроке?

- Помогут ли вам в жизни  знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- С каким чувством вы заканчиваете урок?

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке самостоятельно. Слайд 12

Ребята, мне с вами было очень приятно работать. Спасибо за урок. Желаю всем творческих успехов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование почв и их разнообразие

Презентация по теме "Почвы и почвенные ресурсы" по географии 8 класса к учебнику География России И.И.Бариновой...

Урок в 8 классе по теме: "Образование почв и их разнообразие"

Урок изучения нового материала о почвах....

Урок по теме "Образование почв и их разнообразие" 8 класс

Вводный урок по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" в 8 классе. Одним из этапов урока является практическая работа "Определение механического состава и структуры почв"....

конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс

Конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс. Классическая линия....

Презентация по географии 8 класс: "Образование почв и их разнообразие".

Урок изучения нового материала по географии 8 класса....

Конспект урока географии в 8 классе "Образование почв и их разнообразие

Материал подготовлен для открытогот урока географии в 8 классе по теме "Образование почв и их разнообразие"...

«Образование почв и их разнообразие» технологическая карта урока 8 класс

Технологическая карта урока естественнонаучного цикла с включением заданий формата PISAна развитие математической грамотности...