Европейский Север: вчера, сегодня, завтра
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Урок о хозяйстве и экологических проблемах Европейского Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_evropeyskom_severe.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с. Новоюрьево

Урок географии в 9 классе на тему:

«Европейский Север:

вчера, сегодня, завтра»

        Шуваева

Валентина Ивановна,

учитель географии 

с. Новоюрьево

2018г

Цель: а) выяснить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства, жизнь населения в экстремальных условиях, роль Севера в хозяйстве России, осознать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района, выявить причины и сущность проблем Европейского Севера.

б) учить аргументированно выступать при обсуждении проблем.

в) выделение экологических проблем региона и путей их решения, воспитание чувства патриотизма и гражданского становления личности.

              Тип урока: урок –исследование.

Оборудование:

  1. Карты России (экономическая, физическая, политико-административная)
  2. Портрет Ломоносова.
  3. Видеокассета, условные знаки, магнитная доска.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент (0,2 мин)
  2. Изучение нового материала (40 мин). Опрос и закрепление в ходе изучения материала.

С каждым часом ощутимей Север,

Остановки реже, гуще лес,

Пахнет смолкой вперемешку с сеном,

И всё ближе узнаётся мест.

Торопясь, схожу на полустанке,

Словно на приветный огонёк.

Чтобы взять за рубль у северянки

Влажный клюквы маленький кулёк.

Замелькали топкие болота

С голубыми окнами озёр,

Наконец подъём за поворотом

И пошёл густой сосновый бор…

Дома я!

На всё гляжу с любовью,

Радостно от птичьих голосов,

Никакие парки Подмосковья

Не заменят мне моих лесов.                  

         А. Яшин. 1958г Вологда

Сегодня нас в дорогу позвал Север.

Учитель называет тему урока, цель.

Учитель:  мы совершим с вами небольшую экскурсию во времени.

Сообщения учащихся:

  • Роль Петра I и М. Ломоносова в освоении Севера. 

Белое море-единственное море, которым на протяжении всей своей истории безраздельно господствовала Россия. Поморы-уникальная ветвь  русского  народа, потомки новгородских первопроходцев селились по берегам Белого моря. Прирожденные мореплаватели, поморы сыграли важную роль в создании российского флота при Петре1, и в наше время многие их потомки плавают на судах военно-морского торгового и рыболовного флота.

Самой яркой фигурой из поморов был М.В.Ломоносов, уроженец деревни Денисовка (ныне Ломоносово) поблизости от Холмогор. Хождение по морю закалило его характер, как свежий северный  ветер ворвавшийся в застойную атмосферу академических кабинетов Петербурга.

Он прославился не только как автор многих открытий в физике и химии, но внёс важный вклад в развитие географической науки. Ломоносов говорил о перспективе освоения Европейского Севера и Сибири и наметил трассу Северного морского пути. Именно Ломоносову принадлежат слова «Богатство русское прирастать будет Сибирью и Севером».

      Ломоносова можно назвать отцом полярной океанографии.

  • Архангельск и Европейский Север.

На протяжении  150 лет до основания Петербурга и когда Петербург стал столицей город в устье Северной Двины-Архангельск остаётся главным экспортным портом России. Н а этой торговле богатели и другие города, расположенные вдоль трассы Москва-Архангельск: Вологда, Тотьма,Великий Устюг и др. Последние два дали великих землепроходцев-открывателей сибирских земель(С.И.Дежнёв, В.Д.Поярков, Е.П.Хабаров и др.) Именно благодаря Архангельску молодой император впервые вышел в море, ему удалось прорубить «окно в Европу на Балтике».Здесь были построены корабли, которые волоком перетащили с Белого  моря по Онежскому озеру.

С конца 19 века Архангельск стал крупным портом по вывозу леса.

Учитель.

  • Европейский Север в годы ВОВ

В годы первой мировой и Великой Отечественной войны, когда Балтика  и Чёрное море были закрыты, роль Европейского Севера особенно велика. Сюда были эвакуированы часть заводов из Ленинграда и Москвы. В 1942 году была проложена дорога  Воркута-Котлас и начал активно разрабатываться уголь, построен ряд шахт.

Ученик

  • Мурманск – город герой

В плане  нападения на Советский Союз было намечено захватить всё западное заполярье, оккупировать порты    - Архангельск и Мурманск, захватить за падный участок северного морского пути.

Военные корабли, подводные лодки и самолеты врага подстерегали плывущие караваны или одиночные корабли, обрушивали на них бомбы и торпеды, пытались разрушить полярные станции, прервать радиосвязь, лишить корабли ледового и синоптического обслуживания.

Все годы войны ни на день  не прекращались в Арктике морские перевозки, из Мурманска уходили на восток транспортные суда, гружённые продовольствием, машинами, оборудованием, а возвращались нагруженные лесом, углем, минеральным сырьём, рыбой.

Сложной была обстановка в Мурманске. Гитлеровские войска рвались к нему, линия фронта проходила от города всего в 40 км, город и порт подвергались частым бомбардировкам. В 1941-1942г.г.Мурманск бомбили 86 раз, на его территорию было сброшено 17 тыс. бомб. Порт и город выстоял.

За мужество и отвагу городу было присвоено звание город-герой.

Учитель.

1418 дней и ночей. Долгих, памятных. Полных трагедий и легенд ковалась эта победа. Среди защитников наших северных рубежей были и наши односельчане.

Судьба не обходила стороной Север.

  • Европейский Север – один из районов Гулага    ( уч. Стр50 рис).

Лет 20 приходится на эту ужасную пору. Но надо отметить, что в лагерях люди проявляли самоотверженность, патриотизм, силу духа. Многие попавшие туда учёные продолжали в неимоверных условиях научные исследования. Так, выдающийся биохимик Зильберг на Печоре  создал витаминный препарат, выращенный на ягеле, тем самым спас жизнь  сотням, если не тысячам заключённым.

Инженеры проявляли поразительную изобретательность.

Академик Д.С.Лихачёв, отбывавший здесь (в районе Соловецких островов) срок заключения в 20-х годах напишет в книге «Воспоминания» в 1966 году «Они сохраняли мужество, сохраняли в себе культуру». В любом случае это был подвиг, заслуживающий великого уважения, долгой памяти.

 Об этом же говорит в своей книге архипелаг «Гулаг» Александр Солженицын.

Учитель. Как происходит послевоенное освоение Севера? (беседа с учащимися).

  • Послевоенное освоение Севера (нанесение на контурную карту природных ресурсов, крупных центров и их специализации, объяснение причин размещения предприятий, сырьевой специализации района, оттока населения с Севера).

Дополнение учителя (Машиностроение имеет узкую специализацию, в основном оно обслуживает ведущие отрасли хозяйства. Так, в Петрозаводске –трелёвочные тракторы, в Ухте-машины и агрегаты для строительства магистральных нефте и газопроводов. Продукция предназначена для работы в северных условиях. Так, на базе трактора К-701, здесь производят плетевозы, на которых перевозят газовые трубы большого диаметра. Здесь производят и сварочные агрегаты, башенные краны для работы в Заполярье

Учитель. Почему всё-таки большая часть сырья и топлива вывозится в другие районы? Европейский Север называют даже сырьевой специализацией Центральной России. (работа с картой миграций населения населения ).

Но после войны начинается и другое освоение Севера. Начинается его быстрая милитаризация.

  • Милитаризация Севера. Значение Северного флота России. Североморск и Полярный, Северодвинск (контурная карта). Конверсия. Город Мирный.
  • Защита северных рубежей России (видеокассета, фотографии – служба наших парней – односельчан).
  • Новоземельский полигон.

Всё это, а также мощная металлургическая и горно-химическая промышленность, частые разрывы нефтепроводов   определяют сложную экологическую  обстановку. Сложны социальные и экономические проблемы. И встаёт вопрос. А надо ли осваивать Север дальше?

Представьте, что вы участники регионального совещания по проблемам Севера. Какие мероприятия и почему вы предложите в первую очередь для оздоровления обстановки.

Работа в группах:

  • Вы директор крупного Тимано-Печорского комплекса. Какие трудности вы встречаете в работе, какие проблемы вам приходится решать.
  • Вам предстоит решение экологических проблем Кольского п-ва.
  • Вам предстоит создание ЛПК на Европейском Севере. Обоснуйте ваш выбор, проблемы, которые вам придётся решать.
  • Вы отправляетесь на Новую Землю, землю, которая никогда не стареет. Расскажите нам о ней.

Идёт обсуждение проблем.

Учащиеся делают вывод об освоении Севера.

Учитель: На протяжении длительного времени роль Европейского Севера менялась, но она всё время была велика. Через север прошло много людей с разными судьбами, характерами, Север закалил их. Большая часть территории относится к районам с экстремальными условиями. Суровая природа определила характер северян – упорных, жизнестойких, общительных, подвижных и любознательных. Она научила как выстоять, выжить в условиях сурового климата. Показала, как преодолевать препятствия, чтобы самоутвердиться, стать личностью. А ещё она научила любить эту землю, хранить её для себя и будущих поколений

Обратите на слова вологодской поэтессы Ольги Фокиной.

Храни огонь родного очага

И не позарься  на костры чужие!

Таким законом наши предки жили.

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Да, земля родная. Красива северная земля:  её реки и озёра, белые ночи и северное сияние, леса и бескрайняя тундра.

Но нам дорого наше село, наша малая Родина. Родина – это не географический пункт, не точка на карте, а  земля, отчий дом, со своей судьбой, именем, памятью.

С чувства родной земли, с чувства хозяина начинается человек. Мы не можем безоглядно эксплуатировать ценности, созданные до нас. Мы обязаны вспомнить о своей ответственности перед прошлым и будущим. Каким оно будет, зависит от нас. Пусть жива будет память о прошлом, нашем родном прошлом, чтобы не повторять ошибок в будущем.

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу

Этапы освоения

Особенности хозяйственного освоения

территории

 

Закрепление:

  1. Каковы, на ваш взгляд перспективы развития Северного морского пути? Согласны ли вы с утверждением, что по своему значению он не уступает крупной железнодорожной  магистрали?
  2. Сравните хозяйственную специализацию Европейского Севера и Северо-Запада.
  3. Задание 1 стр.185.

Домашнее задание: параграф 62,творческое задание (Каким маршрутом следовал рыбный обоз, с которым направился юный Ломоносов. Назвать возможные пути остановки)  

Литература:

  1. Юрий Крутогоров. Пётр I
  2. Журнал « Роман – газета». Град Петра.
  3. Солженицин А.И. «Архипелаг Гулаг». Издательство Екатеринбург          «У - Фактория» 2007г.
  4. Газеты  «География» №36 1996г, №12 1996г, №47 и №24 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".

В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...

Екатеринбург: вчера сегодня, завтра

Презентация к классному часу...

УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...