Нет! Колоколам Чернобыля!
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Об аварии на Чернобыльской АЭС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_kolokolam_chernobylya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Нет колоколам Чернобыля!».

Цель: а) закрепить знания о глобальных проблемах человечества, уточнить  и развить понятия «радиационное загрязнение», выделить причины и последствия аварии на ЧАЭС;

показать вредное влияние  радиационного загрязнения на здоровье человека;

б) учить выделять взаимосвязи в природе, природа – единое целое;

в) воспитание нравственных качеств человека-мужества, взаимоподдержки, самопожертвования, умения прийти на помощь, оказать ее, посмотреть на проблему экологии с нравственной точки зрения.

Оборудование: карта «Энергетика России», выставка книг, картины, рисунки с видом ядерного взрыва, колокола, магнитофон, проигрыватель.

Межпредметные связи: география, литература, медицина.

Урок-повествование.

 

Литература:

  1. Экология, Криксунов.
  2.  Ю.Щербак, «Чернобыль».
  3.  Г.Медведев «Чернобыльская хроника».
  4.  Газета «География» №42, 44- 1997 г, №17 –1996 г, №46 – 1996г.
  5.  Журнал «География в школе» №3- 1991г, №3-1994г, №5 – 1993г .

До урока дети работают с произведениями «Чернобыль» и «Чернобыльская хроника».

                                   Ход урока.

I .Организационный момент (2 мин.)

II .Рассмотрение нового материала

Запись.

   Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей  сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед  варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой и, упиваясь властью, он, считающий себя венцом природы, забыл, что сам является ее скромной частью.

 «Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает русский писатель В.Астафьев, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них  не прожить и дня единого». Вдумайтесь в эти слова.

       Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого уже стала очевидной.

  Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. В пески превращаются плодородные земли, на глазах сокращается площадь лесов, выбросы в атмосферу различных газов усиливает парниковый эффект, истощают вокруг планеты озоновый слой.

       Учитель.

     Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

      Так, дыхание Чернобыля почувствовали и в некоторых странах Западной Европы и в Азии (пограничные районы Персидского залива  и Саудовской Аравии).

      Чернобыльская авария – величайшая катастрофа за всю историю Земли. О ее причинах, последствиях поведении людей во время аварии на ЧАЭС, эвакуации  мы сегодня поговорим.

       Итак, тема нашего урока: «Нет колоколам Чернобыля!»

      Чтобы представить последствия аварии, необходимо знать географическое положение  и особенности природы той территории, где расположена АЭС.

             (Работа с картой).

    ЧАЭС расположена на востоке большого региона, именуемого Белорусско-украинским Полесьем, на берегу реки Припяти, впадающей в реку Днепр. Места в основном равнинные, с относительно плоским  рельефом, с очень небольшим уклоном поверхности в сторону реки и ее притоков. Общая длина Припяти до впадения в Днепр – 748 км. Площадь водосбора у створа – 106 тыс. км. Именно с этой площади радиоактивность уходит в грунт, а также смывается дождями и талыми водами. Водоносный горизонт залегает на глубине 10-15 м, дальше почти непроницаемый глинистый слой. Это значит, что радиоактивность, достигнув этой глубины, будет разноситься грунтовыми водами.

      В канун катастрофы в 30 км зоне вокруг АЭС проживало около 110 тыс. человек, из которых почти половина в городе Припяти, к западу от трехкилометровой санитарной зоны АЭС и 13 тыс. человек в районном центре Чернобыль, в 18 км к  юго-востоку.

       Запись.

     Чернобыль.. Своим появлением город обязан сооружению здесь ЧАЭС. Средний возраст жителей юного города составил 26 лет. Но слишком короткой оказалась жизнь города Припяти. Он погиб в страшную ночь с 25 на 26 апреля 1986 года.

     Вопрос.

    Что же послужило причиной столь ранней гибели города? Так ли спокойна была обстановка на ЧАЭС?

     Основываясь на прочитанных документальных повестях учащиеся доказывали, что обстановка была на АЭС была неблагополучной. Халтура и безответственность при строительстве и действии  АЭС, во главе строительства АЭС стояли не знающие люди, работали на АЭС в основном не атомщики, а энергетики с ТЭС. Бытовало мнение:«Атомные реакторы – это  обычные топки, а операторы, ими управляющие – это кочегары». Атомный реактор ставили с обычным паровым котлом.

      Случайный человек на АЭС попасть не мог, хоть у него семь пядей во лбу. В дирекции работали целые династии, семейственность процветала. В случае – защита хорошая, но рабочего здесь «съели».

     Вывод: не было причины для успокоенности, самонадеянности. Управлять атомом не простое дело. И доказательств тому до Чернобыля масса.

     Вопрос.

-Какие примеры можно привести?

     Аварии на Ленинградской, Воронежской, самой ЧАЭС. Так, в сентябре 1982 года произошел выброс радиоактивности на г. Припять, переоблучение ремонтного персонала. Аварии скрывали не только от правительства и общественности, но и от работников АЭС страны, что особенно опасно, ибо отсутствие информации всегда чревато непредсказуемым.

    Вопрос.

   Что же все-таки произошло в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года?

     Ответ.

   На ЧАЭС готовились к остановке 4-го энергоблока на планово-предупредительный ремонт. При остановке реактора была отключена система аварийного охлаждения реактора. Одна из грубейших и роковых ошибок. Началось интенсивное отравление реактора продуктами распада. Работники АЭС испугались такого рода событий и начали поднимать мощность, таким образом подписывая себе смертельный приговор. Реактор стал малоуправляемым. Произошел взрыв. Реактор был мертв, но незнание и боязнь людей заставили людей говорить, что реактор жив, что надо его спасать. И мероприятия по его спасению еще больше усугубляли экологическую катастрофу. Слова о том, что реактор цел, сбивали людей с толку. Прибор показывал 250 Р в разных местах блока. «Ты понимаешь, таких полей быть не может, что это такое? Разберись со своим прибором». Но прибор был исправен, просто реактора уже не было, и все летело в воздух. Реактор тем временем горел. Горел графит, изрыгивая миллионы кюри радиоактивности. Но это горел не просто реактор, прорвало  давний нарыв нашей общественной жизни, нарыв самоуспокоенности и самообольщения, круговой поруки и местничества, смердил радиацией  труп уходящей эпохи, эпохи лжи и гнойного расплавления истинных духовных ценностей.

         Радиация косила всех. Радиация, как и смерть, не разбирает, кто ты – министр или простой смертный. Накрывает и пронизывает всех, кто попадет под руку. Но никто из присутствующих не знал. Радиационная обстановка, по докладам, была нормальная. А раз нормальная, зачем защита и приборы?

        Вопрос.

       Каковы последствия аварии, как оценить масштабы выбросов?

        Ответ (дают учащиеся).

      Атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, весила 4,5 т, то есть вес радиоактивных веществ, образовавшихся при взрыве, составил 4,5 т. Реактор же 4-го энергоблока вышвырнул в атмосферу 50 т испарившегося топлива. Активность в районе аварийного энергоблока составляла от 1000 до 15000 рентген/час. В результате оказались зараженными воздух, почвы, воды, растительность, животные, и, наконец, люди получили очень сильную дозу радиации, для многих она оказалась смертельной. Наиболее сильно пострадали от Чернобыля Беларусь, Украина, 15 областей Центральной России. Радиоактивному загрязнению подверглось 1500 населенных пунктов, в которых проживают более 17 млн. человек. Ущерб по оценкам правительственной комиссии составил 8 млрд. руб. По оценкам независимых экспертов ущерб  составил к 2000 г – 250 млрд. руб. Цифра, по-видимому, не завышена.

           Учитель.  Чернобыльская Трагедия. Сотни тысяч людей, судеб, которых в той или иной степени она затронула. Десятки погибших.

           Ученик.  Через Чернобыль прошло более 600 тыс. человек, из которых 340 тысяч – военнослужащие. Они очистили 21 млн. кв. м поверхности и оборудования, захоронили около 500 тыс. куб. м зараженного грунта, подвергли санитарной обработке450 населенных пунктов. В ликвидации последствий аварии принимала вся страна, в том числе 10 человек из нашего села.

     Официально признанное число погибших – 31 человек, действительно же количество жертв Чернобыля установить невозможно, ведь люди, получившие облучение или питающиеся продуктами  из загрязненных радиоактивными осадками районов, продолжают болеть и умирать. А сотни не рожденных, прерванных жизней, имен которых мы не узнаем, ибо они погибли из-за прекращения беременности у женщин, облученных в Припяти 26 и 27 апреля.

      По оценке американского профессора Роберта Гейла  в ближайшие 50 лет у нас погибнет 50 млн. людей.

    «Если кто-то хочет увидеть, как будет выглядеть мир после ядерной войны, то ему надо побывать в районе ЧАЭС»,- заявил Р.Гейл. Аварию на блоке называют  национальной катастрофой, к которой наше общество не было подготовлено. Последствия еще долго будут напоминать о себе.

      (Музыкальная пауза. Песня В. Высоцкого «На чем проверяются люди»)

   Учитель.

   Чернобыльская авария высветила остро еще одну проблему – проблему человечества, в данном случае, нашу проблему.

Как вы считаете,  какую?

Да, нравственную проблему. В чем же нравственный урок Чернобыля?

       Академик В.А.Легасов сказал: «Та техника, которой наш народ гордится, создана людьми, стоявшими на плечах Толстого и Достоевского. Людьми, воспитанными на прекрасной литературе, на высоком нравственном чувстве. Это высокое нравственное чувство было заложено во всем: в отношениях друг к другу, к человеку, к своим обязанностям. А вот в новых поколениях роль нравственного начала отсутствует. А ведь все это одна цепочка».

       Причину аварии Легасов видел в том, что низок технический уровень, низок  уровень ответственности людей, управляющих атомом. Это и есть следствие низкого нравственного уровня.

      Вопрос.

      Что значит быть нравственным, а что значит быть безнравственным?

Выступления, высказывания учащихся.

     Учитель подводит итог ответов учащихся, вновь цитирует слова академика В.А.Легасова. Обычно понимают это так: ага, «безнравственный человек, это тот, который  позволяет брать взятки, например. А разве нравственен человек, который не хочет делать свой чертеж лучше, не хочет сидеть по ночам, мучиться, не хочет искать более совершенные решения?»

     Прав, тысячу раз прав академик Легасов. Он увидел то основное, что скрывалось за цифрами, сводками, телефонными звонками.

     Вспышка на ЧАЭС ослепительным светом высветила добро и зло, ум и глупость, сочувствие и злорадство, правду и ложь, бескорыстие и алчность.

    Вопрос.

  • Как проявили себя люди во время аварии, как раскрыли свою душу?

Ребята приводили примеры героического поведения людей во время взрыва и после него: подвиг пожарников, инженера Ситникова, врача скорой помощи В.Белоконя и др.

    Это примеры не только героического поведения людей во время аварии, но примеры нравственности, чистоты человеческой души. Были и примеры безнравственности, паники, страха.

      Вопрос.

  • Как ведут себя люди во время эвакуации?

Учащиеся говорят о нравственном и безнравственном поведении. Возмущались мародерами, которые везли ковры и драгоценности из Припяти, поступком летчиков, отказавшихся перевозить облученных людей, жителями украинских сел, которые не хотели приютить припятчан, и т.п. Это единичные случаи, но они были, и от этого становится горько и больно.

     Скажите, а какой нравственный закон живет в нас? Кто сидит в нас и диктует нам эти нравственные законы?

   

     Голос.    Совесть.

 Совесть, конечно. Каждому из нас приходится делать этот выбор – сегодня, каждый день, и вы, наверное, знаете, что сделать этот выбор непросто. Вот эта совесть есть в каждом из нас. Но одни прислушиваются к ней, а другие – нет.

    На доске:

  Фазиль Искандер сказал: «Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться».

   Именно совесть подсказывала им: «Так надо!» Ведь если бы они не сделали то, что сделали, пожар бы  охватил весь машинный зал, рухнула бы кровля, огонь перекинулся на другие блоки. Это могло привести к разрушению всех четырех реакторов. Последствия трудно  вообразить.

         Учитель.

    Чернобыль…

Мы создали монстра – атомную станцию, - который выше нашего понимания. И он оказался нам неподвластен. Мы не смогли его укротить, когда началась авария. Мы строим объекты, которые нас могут уничтожить, а этого не должно быть, Мы – заложники у этих четырех блоков. Это страшно. Аппараты становятся нам  не подвластны. Надо ли ставить блок, если он технически не совершенен?  Ведь Чернобыль  - первый звонок. Второго не будет. Мы обязаны защитить Жизнь  во всей ее гармонии и красоте. Мы должны оставить своим детям  и внукам не огороженные  колючей проволокой  Черные зоны глобальных аварий, а цветущие оазисы Жизни.

     Чернобыль – событие беспримерное в мировой истории, с которой не сравнится ни одна известная до сих пор катастрофа. Ни гибель «Титаника», ни гибель «Адмирала Нахимова», ни аварии авиалайнеров, ни взрывы в шахтах, какими бы тяжкими жертвами они не сопровождались, нельзя сравнить с тем, что случилось в Чернобыле. Эта звезда «Полынь» словно была послана из будущего, из 21 века нам всем, как грозное предупреждение – опомниться, задуматься, успеть, пока не поздно.

      И потому самый главный урок Чернобыля  - это еще более обостренное ощущение зыбкости человеческой жизни. Всемогущество и бессилие человека продемонстрировал Чернобыль. И предостерег: не упивайся своим могуществом, человек, не шути с ним, не ищи в нем суетных благ, утех, блеска, славы. Пристальней и все ответственней вглядывайся в себя и  созданное тобой. Ведь человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.

   

        Учитель обращает внимание на высказывание:

«Чернобыль – последнее предупреждение человечеству».

 

  И если оно не будет услышано, если  все останется по-старому, если мы будем учиться «чему-нибудь» и «как-нибудь», если будем работать как и работали – спустя рукава, на халтуру,- то это будет означать, что мы  ничему не научились и что уроки Чернобыля прошли понапрасну. И тогда последуют новые Чернобыли, новые  горькие потрясения нашей жизни.

      Предупреждение Чернобыля должно быть услышано не только политиками мира и военными, держащими пальцы на ракетных кнопках, а каждым без исключения человеком независимо от возраста и социального положения.

      Пепел Чернобыля стучит в наши сердца …  И пусть они никогда не черствеют. Будем помнить о старом изречении: «Если вы творите добро, то вы творите для себя, если вы творите зло, для себя же».

    Нет колоколам Чернобыля! (обращение на рисунок)

   На фоне музыки «Малиновый звон».

И пусть эти звоны разносятся повсюду, звоны добра, мира, благоденствия.

      Учитель заканчивает урок, благодарит всех за участие и говорит о том, что экология – это очень широкое понятие. Это не только охрана окружающей среды, но и еще охрана  души человеческой. Человек и природа – единое целое. Разрушая природу, человек убивает и себя. Природа не прощает халатного отношения к себе, не прощает ошибок и промахов.

     

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колокола... Колокола... Колокола...

Колокол – один из символов Руси,  её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Все, что связано с колоколами, включая их воздействие на физиологию и психику человека изучает - кампанология. Исто...

Чернобыль - колокол беды. Презентация.

Общешкольная тематическая линека к 28 годовщине катострофы на Чернобыльской АЭС....

КОЛОКОЛА ЧЕРНОБЫЛЯ

26 апреля 1986 года: Этот день в истории нашего народа отмечен знаком беды. Авария на Чернобыльской АЭС жестоко напомнила о том, что люди еще не научились пользоваться той могучей энергией, которую са...

КОЛОКОЛА ЧЕРНОБЫЛЯ (урок -реквием)

Черный всадник Чернобыль Все парит над страной....

Внеклассное мероприятие "Чернобыль- боль, Чернобыль - смерть"

Внеклассное мероприятие, посвященное 30-й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая будет широко отмечаться в стране в 2016 году....

Сценарий встречи с ликвидаторами последствий аварии на ЧАЭС. «Колокол Чернобыля»

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине аварии на ЧАЭС....

"Чернобыль- боль, Чернобыль - смерть" (Школьный конкурс сочинений)

Конкурс проводится с целью расширения знаний детей о трагических событиях на атомной электростанции в Чернобыле, а также в целях реализации городского плана подготовки и проведения мероприятий, посвящ...