Использование системно- деятельностного подхода в обучении географии.
учебно-методический материал по географии на тему

Макарова Галина Николаевна

Методика обучения географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край   Калининский район          

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 станицы Старовеличковской

             

   

Использование системно- деятельностного подхода в обучении географии

                                                       

Учитель: Макарова Галина Николаевна

Материал подготовлен для педагогического совета 09.01.18

Системно – деятельностный подход является основой реализации ФГОС. Его использование в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Современный выпускник для успешного дальнейшего обучения и работы должен обладать способностями: видеть и решать проблемы автономно; самостоятельно находить и применять нужную информацию; постоянно учиться, а также уметь работать в команде. Системно-деятельностный подход направлен на развитие этих личностных качеств, так как позволяет сформировать умения: самостоятельно добывать новые знания; собирать необходимую информацию; выдвигать гипотезы; делать выводы и умозаключения.

Основной задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию всесторонне развитой личности.

Продуктивной реализации СДП способствуют технологии деятельностного типа, используемые мной на уроках географии:

 - технология проектной деятельности;

 - технология проблемного обучения;

 -технология исследовательской деятельности;

 -технология групповой работы;

 -информационные технологии

Технология проектной деятельности. Для реализации групповых проектов «Кроссворд Географические открытия» ребята 5 классов использовали несколько источников географической информации: текст учебника, карты атласа, интернет. Выполняя проект, ребята не только повторили тему, но и узнали некоторые подробности путешествий, а также нашли объекты на карте, названные в честь первооткрывателей и исследователей. Такие задания, помимо развития творческих и коммуникативных способностей, направлены на совершенствование навыка преобразовывать информацию из одного вида в другой (графический- текстовый).

Технология проблемного обучения. Это обучение,  при котором не сообщаются  готовые знания. Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие.

     Часто использую эту технологию при изучении нового материала. Например, при изучении разнообразия почв России в 8 классе, обращаю внимание ребят на то, что плодородие почв зависит от соотношения тепла и влаги. При этом их логическая цепочка приводит к выводу о самом высоком плодородии в субтропиках. Затем сообщаю им, что их вывод ошибочен.  Школьникам предлагаю вспомнить сезонные ритмы растений и приходим к выводу о том, что быстрое поглощение питательных веществ в сочетании с промывным режимом приводят к снижению плодородия верхнего слоя почвы.

     При изучении темы «Изображение на плане неровностей земной поверхности», я говорю о том, что на земной поверхности есть горы и равнины, овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? Конечно, дети затрудняются ответить на этот вопрос, зато могут сформулировать проблему , которую нужно решить. И далее идет решение проблемы, путем рассуждений. Знакомство со шкалой высот и глубин, понятием горизонталь и решением поставленной проблемы.

Технология исследовательской деятельности взаимосвязана на моих уроках с технологиями проектной деятельности и проблемного обучения. Помимо этого, технология исследовательской деятельности применяется мной в процессе решения географических задач практической направленности. Эта технология лежит в основе выполнения многих практических заданий с использованием карты, графиков, таблиц, дополнительной литературы и т.д. Составление характеристики страны, или описание географического положения материка, предполагает кропотливую поисково- исследовательскую работу с различными картами и другими источниками.

В 5 классах при изучении темы «Великие географические открытия» примером использования технологии проблемного обучения в сочетании с исследовательской деятельностью может служить поиск ответа на вопрос: «Почему возникла необходимость поиска водного пути в Индию? Зачем он был нужен, если уже был известен путь по суше ?» Дети дают совершенно разные ответы. Например:

-Им надоело ходить по одним и тем же местам, стало скучно.

- На корабле плыть быстрее и легче.

Используя технологию исследовательского обучения, я предлагаю обратить внимание на физическую карту и найти объекты, по которым пролегал маршрут, а также оценить расстояния по суше и по морю. Дети приходят к выводам о том, что путь по морю намного длиннее, зато не нужно преодолевать горы.

Пользуясь информационными технологиями дети выясняют, что территория была заселена недружественными народами и путь был опасен. Находят также информацию о способах перевозки товаров: въючный и морской транспорт.

На следующем этапе на основе выявленной информации формулируют вывод-ответ на поставленный проблемный вопрос.

Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ способствуют повышению информационной плотности урока, делают урок более интересным и доступным для понимания детей. При изучении географии материков и океанов видео и фото материалы, а также созданные учащимися презентации помогают сформировать у учащихся знания о разнообразии природы нашей Земли, о многообразии стран и культур народов мира.

Согласно системно- деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что в  итоге формирует нравственные качества личности. Приобретённые умения будут помогать не только в дальнейшем обучении, но и в обычной жизни.

Японская пословица гласит: «Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – я буду сыт до конца дней жизни». А наша основная  задача – научить детей учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии"

Статья раскрывает актуальность системно-деятельностного подхода в обучении школьников, содержит описание принципов системно-деятельностного подхода, примеры их применения на уроках....

Системно - деятельностный подход в обучении географии.

Системно - деятельностный  подход в обучении географии....

Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.

Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа  с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...

системно-деятельностный подход в обучении географии

статья из опыта работы по системно -деятельностному подходу в обучении....

Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС

Разработка урока "Биосфера" в 6 классе по учебнику А. А. Летягина...

Системно-деятельностный подход в обучении географии: как организовать деятельность учащихся на уроке

Из опыта проведения уроков географии: как эффективно организовать деятельность учащихся на разных этапах урока, чтобы заинтересовать учащихся и сделать их соратниками в освоении знаний и способов дейс...