Технологическая карта урока «Леса умеренных широт»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Кулигина  Елена  Геральдовна

урок разработан в технлдлгической карте  для 5 класса. Позволяет учащимся самостоятельно добывать материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._lesa_umerennyh_shirot_5_kl.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

         Технологическая карта урока  «Леса умеренных широт»

Образовательная область «География», 5 класс

Урок географии в 5 классе по программе УМК «Вентана-Граф» Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. А. Летягин; под общ. ред. В. П. Дронова. – 2 изд., дораб. и доп. – М.; Вентана-Граф, 2014. – 160 с.

Летягин А. А. Атлас. Начальный курс географии/ под. ред. Летягина А. А. – М.; Вентана-Граф, 2013. – 24 с.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология проведения занятия: элементы поисково-исследовательской деятельности, создание проблемной ситуации.

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, в группах

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Цель: Сформировать целостное представление о лесах,  их разнообразии  и роли в жизни человека, использование леса и даров  в  здоровьесбережении

Задачи:

  • Обучающие:  познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; научить устанавливать причинно-следственные связи между  компонентами лесных сообществ.
  • Развивающие:  развить умения  показывать леса  на географической карте;  развивать познавательный интерес к предмету;  продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником.
  • Воспитательные: способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;  воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • Традиционное:  физическая карта  мира, учебник для 5 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.
  • Современное: компьютер, проектор, экран,  ресурсы сети Интернет.

Межпредметные связи.  На данном уроке используются межпредметные связи с экологией.

Здоровье и психосберегающая среда  создается на основе комфортных условий, активных  форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Образовательные результаты: знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами,  расширение кругозора.

Ведущие понятия:  лесная зона.

 

Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.

 Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Ожидаемый результат: создание  таблицы  разнообразие лесов их значение для человека.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

       формирование            УУД

1. Организационно - мотивационный этап урока.

1.1.Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Добрый день, дорогие ребята!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда,

Вниманье ваших умных глаз.

Из ваших знаний и умений

Мы вместе сочиним урок!

У вас на столах лежат кружочки. Нарисуйте  виде смайликов ваше настроение, с которым вы пришли на урок.

Ребята приветствуют учителя , садятся по местам.

Рисуют смайлики и показывают.

Личностные: включенность в учебную деятельность.

 Регулятивные: самоконтроль, саморегуляция.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

2.1 Проверка домашнего задания.

Что нового вы узнали на прошлом уроке?

Проверку  д/з мы проведем в форме игры «Путь к успеху».  На листочках у вас нарисованы пирамиды. Обозначен старт и финиш.  Ваша задача вписать ответа на вопросы в пирамиду. За каждый правильный ответ 1 балл.  (приложение №1)

Мы  изучили природные зоны:  влажные экваториальные леса,  саванны, тропические пустыни.

Ребята читают вопросы и вписывают ответы в пирамиду.

Коммуникативные: умение работать индивидуально

Регулятивные: планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей.

  Физминутка

На середине  работы проводим разминку для рук.

 Мы писали, мы писали

Наши пальчики устали

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем.

Учащиеся делают разминку для пяльцев  рук.

2.2 Проверка домашнего задания

 Продолжаем заполнять карточку «Путь к успеху»

Завершили работу. Оцените свою работу. Смотрим на экран, проверяем, за каждый правильный ответ ставим 1 балл.

7- баллов -   «5»      5-4 балла – «3».

6- баллов – «4»

Учащиеся продолжают работу.

Сравнивают с эталоном и оценивают.

Коммуникативные: умение работать индивидуально

Регулятивные: планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученный результат с ожидаемым.

Личностные:  Самооценивание на основе критерия успешности.

3. Постановка темы, цели, задач урока

   Перед   вами на доске кроссворд,  отгадайте его.

1.Рыжая сестрица по лесу бежит.

2.Бежит, бежит, не выбежит.

   Течет, течет, не вытечет.

3.Летел пан, на воду упал. Воду не мутит и      сам не тонет.

4. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

Какова же тема урока?  

О  каких территориях  мы сегодня будем говорить?

Какую цель поставим?

Какие задачи выполним?

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Нарисовать кроссворд.

Леса  

Леса умеренных широт.

Сформировать представления о леса умеренных широт.

Задачи:

1.Какие леса бывают?

2.Где они встречаются?

3.Какие виды деревьев растут?

4.Какие животные обитают?

Личностные:Самоопределение,  смыслообразование.

Позновательные:    извлечение необходимой информации, объясняют и доказывают.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

4.Содержание учебного предмета.

4.1. Формирование новых знаний.

Какую задачу мы с вами решим в начале?

Где мы можем взять информацию?

Открываем учебник, находим.

 

Какую информацию  вы должны будете взять?

Где вы можете  взять информацию?

Как быстро изучить, собрать информацию?

  Как можем оформить материал?

Разбились на группы.  Представители  групп подходят  и выбирают, какие леса будут изучать?

-Какие леса бывают?

-В учебнике.

Ученики работают с учебником, находят ответ.

Леса бывают:

-широколиственные

-смешанные

-хвойные.

Работать в группах.

-Где встречаются эти леса? Какие деревья растут? Какие животные обитают?

-В учебнике,  интернете, энциклопедиях.

-В виде таблицы, схемы, простой записи.

1группа-широколиственные леса

2 группа - смешанные леса

3 группа - хвойные леса.

Учащиеся работают в группах.

Познавательные: извлекать информацию из источника, делать анализ  и отбор,

Коммуникативные: умение работать  в группах

Регулятивные: планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:  Самооценивание на основе критерия успешности.

Пердметные:    умение работать с различными источниками информации, умение объяснять, выделять.

 Физминутка.

Встаем на разминку.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось  деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше. (Повторяем несколько раз)

Учащиеся делают разминку.

5.Первичное закрепление

Выступление групп

 

сверяем их с эталоном по экрану. Слайд

               Широколиственные леса.

Встречаются         деревья              животные

С.Америка            Бук, дуб             Олени

Европа                   Липа                    Ежи

Япония                  Клен                    Кабаны

С.Китай                 Граб                     жаворонок

Смешанные леса.

Встречаются в   Сев. Америке, Европе, Японии.

 Деревья: ель, сосна, береза, клен, осина, пихта.

Животные:  лиса, медведь, еж, волк.

Хвойные леса

Территория

 С.Америка,  в Евразии от Скандинавского п-ва до Тихого океана.

Деревья

Ель, пихта, лиственница, кедр, сосна.

Животные

Лось, бурый медведь, росомаха, глухарь, тетерев,  волк, белка.

Личностные:  Самооценивание на основе критерии успешности.

Предметные:  умение объяснять, выделять, описывать явления.

6. Построение проекта и выхода из затруднений.

Учитель ставит проблему.

Лесов много, а мы с вами живем в каком лесу?

Вспомните.    Какие деревья вас окружают? Кто бывал в лесу?

Учащиеся затрудняются ответить сразу.

Ребята начинают рассуждать.

-В лесу чаще встречаются сосны, ели.

-У нас в поселке растут  лиственница, сосна, ель, но есть и березы, рябина.

- Охотники охотятся на лосей, куропаток.

Вывод:  Мы живем в хвойных лесах.

Личностные:  Самооценивание на основе критерия успешности.

Предметные:  умение объяснять, выделять, описывать явления.

Метапредметные:

 Регулятивные: выдвигают версии,  

7. Решение

Учитель ставит пред учащимися проблему.

  1. Почему люди всегда селились в лесах?  

   У вас на столах есть, прямоугольные листы напишите, что по вашему дает лес человеку и приклеите к  магнитной доске. ( На доске по середине нарисован лес)

Работают в парах.

    Лес дает человеку: стройматериал, еду, отдых.

Лекарственные:  а) растения ( малина, клюква, брусника, березовые веники),  

б) животные ( медвежий жир, мед).

в) гуляя в лесу,  человек успокаивается, насыщает свой организм кислородом.

Дети подходят по одному и приклеивают.

Личностные:  умение работать в группах, формируется ответственность  за общее дело.

Предметные:  умение объяснять, выделять, описывать явления.

Метапредметные:  анализ, синтез, обобщение (П) причинно следственные связи(П), понимать позицию другого(К), излагать свое мнение (К).

8. Рефлексияч

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

2. Выставляет оценки в журнал

Выполняют поставленную задачу

Взаимооценка

Личностные:  проговаривание  про себя  основных терминов и понятий.  Закрепляют свои знания и умения.

Метапредметные:   Контроль (Р), коррекция (Р), оценка (Р),  

9.Использование знаний в жизненной ситуации.

Учитель  дает задание  составить устный рассказ о  том, как нужно себя вести  в лесу  разные времена года.

Учащиеся рассказывают о жизненных случаях.

Рассказывают,  как не следует вести в  лесу.

Личностные:  умение слушать одноклассников,  формирование культура поведения у водоемов.

Предметные:  умение применять географические знания в повседневной жизни.

Метапредметные:  создание устных   текстов (К), осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).

10. Постановка домашнего задания.

  Какое будет домашнее задание?

 

Всем  пар.22 пересказ, по контуру определить животных и виды деревьев на стр 136.

По желанию  нарисовать рисунок любого леса.

Учащиеся предлагают.

& 22 пересказ,

По контуру  определить животных и виды деревьев

стр 136.

Записывают задание в дневник.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Континентальный воздух умеренных широт

Работа Братышевой Дианы к уроку "Воздушные массы"...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...

Технологическая карта урока «Счёт» (в 6 классе для детей с умеренной умственной отсталостью)

Цели урока: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний в пределах 20Задачи.Образовательная: закрепить и обобщить изученные приемы сложения и вычитания в пределах ...

Технологическая карта урока в 4 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости ОО "Математические представления"

Данный материал будет полезен специалистам, работающим в коррекционных классах с обучающимися с УО (ИН). Технологическая карта урока составлена по теме "Число и цифра 6"....