Методика формирования географической компетентности у школьников средствами интерактивных технологий
статья по географии

Проститова Ольга Сергеевна

В статье на тему : "Методика формирования географической компетентности у школьников средствами интерактивных технологий"  представлены интерактивные технологии, которые может использовать учитель географии на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_formirovaniya_geograficheskoy_kompetentnosti.rar10.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Методика формирования географической компетентности у школьников средствами интерактивных технологий»

 Подготовила:

Проститова Ольга Сергеевна

В ракурсе данной темы необходимо утвердиться в сущности категорий: «компетентный», «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход».

Обращение к лингвистическим и энциклопедическим словарям указывает на давность трактовки понятия «компетентный». На основе толкований данного понятия можно сделать вывод о его многозначности, в зависимости от области использования обозначающее:

- законный, призванный, признанный, полноправный (судья);

- знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области;

- обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

Термин «компетенция» (от лат. сотреtentiо — добиваюсь, соответствую, подхожу) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентностный (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать  или решать что-либо…».

В настоящее время предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» с образовательной точки зрения. Предлагается следующее определение: «Компетенция — это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач»[9]. Под компетентностью понимается также «готовность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи».

Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. (ФГОС общего образования).

Образовательная компетенция — это требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно - и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у школьника формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и, чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) предлагается выстраивать три уровня компетенций:

  • ключевые компетенции, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (например, естественнонаучная область знаний);
  • предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов (например, географии).

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются для каждой ступени обучения на уровне образовательных областей и учебных предметов. Например, ключевые учебно-познавательные компетенции находят воплощение в общепредметной компетенции в области естественнонаучных знаний, а затем в предметной компетенции по географии .

Среди методических рекомендаций отдельное место отводится дидактическим играм на уроках географии. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (Митрофанов, 2001).

Наиболее часто игры проводятся учителями на итоговых уроках обобщающего повторения и контроля знаний. По продолжительности, они рассчитаны на весь урок. По форме проведения, чаще всего это игры-путешествия, аукционы знаний, пресс- конференции, а также игры, основанные на примере популярных телепередач: «Счастливый случай», «Звездный час», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и др.

Цель и преимущества такой формы урока выражается в максимальный охват учащихся и в развитие познавательного интереса учащихся к предмету. Если игра-викторина состоит только лишь из одних вопросов, не все учащиеся принимают активное участие в работе команды, хотя по итогам игры все получают «командные» оценки. Для более полного вовлечения учащихся в работу команды используют кроссворды, чайнворды, различные карточки.

Существует множество дидактических игр, но при их выборе, необходимо учитывать в первую очередь возрастные особенности детей.

На уроке уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так учитель может обратиться к детям от имени Робинзона Крузо с просьбой помочь определить стороны света и т. п.

На второй ступени обучения игры на уроках используются реже, чем в младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят более сложные задачи, да и сами подростки обладают, безусловно, большей способностью к целенаправленному систематическому труду. На этом этапе к традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиадам добавились игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес» и другие. В которых, при сохранении соревновательно-конкурсной основы, изменяется лишь игровое оформление. Для проведения таких мероприятий не нужно самостоятельно разрабатывать сценарий, что заметно экономит время учителей, именно поэтому такие игры активно используются многими педагогами.

В старших классах возможности использования дидактических игр ещё более сужается из-за увеличения объёма и сложности изучаемого материала. Вместе с тем, возможности самих учащихся разыгрывать достаточно быстро весьма сложный по содержанию материал значительно возрастают.

В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований, проводят игры-имитации, моделирующие определённые отношения реального мира. Например, урок-конгресс, где берётся определённая проблема, и по ней делаются доклады, ведутся дискуссии и в конце подводятся итоги (Селевко, 1992). В девятых классах также можно использовать «Ченч - зачет» - развитие зрительной, механической, логической видов памяти, повышение скорости мышления; и «Геобизнес» - установление предпосылок материальных ценностей полученных знаний, контроль количества подсказок и истинного уровня знаний учащихся.

Это лишь небольшая часть игр, используемых учителями на своих уроках, таким образом можно сделать вывод, что современные учителя географии стремятся сделать свои уроки как можно более интересными для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника

Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Из опыта работы. Организация и методика формирования ИКТ компетентности у учащихся средних классов на уроках технологии в условиях малокомплектной сельской школы....

Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников с дцп через использование технологии обучения»

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника с дцп является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся усл...