Урок "Растительный мир Нижегородской области"
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Матюшина Ирина Сергеевна

Урок 6 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rastitelnyy_mir_no.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Матюшина Ирина Сергеевна

Район

Г.Дзержинск

Место работы

МБОУ СШ № 13

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Географическое краеведение

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторская программа  «Географическое краеведение.  Нижегородская области» для

учащихся 6 класса

Авторы: Кнутова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К. 2009 г

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок «Растительный мир Нижегородской области»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в коммуникативную  деятельность, систематизировать знания об основных типах  растительности  области, о растительности г. Дзержинска, развить умение работать источниками географической информации.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся описывать основные типы растительности,  научатся раскрывать значение растений в жизни человека, приводить примеры воздействия  человека на растения, формулировать правила поведения в лесу.

Обучающиеся получат возможность:

 -выявлять экологические проблемы, возникающие под влиянием  человеческой деятельности, предлагать возможные пути решения  проблемы уничтожения растительности.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся строят монологические высказывания; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия,  дополняют ответы.

Обучающиеся получат возможность участвовать в коллективном обсуждении; давать аргументированный ответ; осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что осознают ценность умения вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию;  сформируют потребность в самовыражении и самореализации, представление о значимости жизни и здоровья

Обучающиеся получат возможность для понимания разных мнений к решению проблемы

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Имеют опыт работы с источниками географической информации, умеют работать с картами атласа, могут привести примеры растений, произрастающих на территории области, типы лесов Нижегородской области, могут определять растения, могут раскрывать значение растений для человека, могут оценивать последствия лесных пожаров.  

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Заполнение таблицы

Умение работать в группе, вести диалог.

Заполнение таблицы, участие в диалоге

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник  Географическое краеведение Нижегородской области

Пришвин М.М. В краю непуганых птиц/М.М. Пришвин.-Петрозаводск: Государственное издательство Карельской АССР, 1957.

https://ok.ru/video/281434589773 

-

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.


Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся. Орг.момент        

Приветствие учителя.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Задает вопросы учащимся:

  1. Каждый из вас ходил в лес, кто-то за ягодами, кто- то за грибами.  Какие деревья,  кустарники, травы вы видели в лесу? Какие виды лесов существуют?
  2. Знаете ли вы наиболее распространенные в Нижегородской области виды лесных деревьев, кустарников, трав?
  3. Каково значение растений  в природе и в жизни человека?

Отвечают на вопросы учителя

1.3. Создание проблемной ситуации

Предлагает учащимся прочитать отрывок из произведения М. Пришвина.

«… Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и.т.д. Но это пол-беды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное»…бросается в лесу и гниет. Гниет так же и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес…»

Задает вопросы:

1.Какие чувства вызывает у вас данный отрывок?

2.Как человек может изменить ситуацию.

3.Что человеку  необходимо предпринять, чтобы сохранить растения?

Высказывают свое  мнение, отвечают на поставленные вопросы.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Направляет учащихся на формулировку цели

Учащиеся формулируют цель урока.

Выяснить, как человек использует растения области, какую опасность он несет для леса, какие меры он предпринимает для сохранения лесов.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

1.Делит класс на группы, дает задание заполнить таблицу в тетради.

На основе текста учебника стр.30-32, карты растительности в атласе заполнить таблицу, выписать особенности  и привести примеры. Посмотреть гербарий. Найти по одному примеру растения для каждого столбика.

Задает вопросы:

1. Приведите примеры отрицательных последствий человеческой деятельности на растительный мир области.

2.Дает задание в виде кейсов.

1.Заполняют таблицу

«Зональные типы растительности в Нижегородской области»

Тип растительности

Особенности

Примеры

1.Южно-таежные хвойные леса

2.Смешанные леса

3.Широколиственные леса

4.Лесостепи

5.Сосновые леса

6. Луга

7. Болота

Выбирают модератора.

Смотрят видеоролик о несанкционированной рубке леса в охраняемой природной территории «Желнино- Пушкино-Сейма» в п.Желнино.

https://ok.ru/video/281434589773 

Читают текст кейса, отвечают на вопросы.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Контролирует деятельность учащихся, в виде эвристической беседы направляет на поиск верного ответа

Модераторы выступают с докладами, озвучивают мнение группы о способах решения экологической проблемы. Обсуждают верные способы решения проблемы.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Предлагает учащимся заполнить таблицу  и устно сформулировать правила поведения в лесу.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради:

Проблема

Причины

Последствия

Пути решения

3.Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Задает вопросы:

  1. Что вас взволновало на сегодняшнем уроке?

 

Что для меня было интереснее всего

Где я испытывал трудности

О чем я хотел бы узнать подробнее

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Домашнее задание: подготовить плакат «Защитим лес от пожара», подготовить сообщение о лекарственном растении Нижегородской области.

Материалы кейса

Ознакомьтесь с текстом, ответьте на вопросы после текста.

Лес - это огромная фабрика по выработке кислорода и влаги. Лес хранит в себе большие запасы воды и питает ею подземные  источники, ручьи и реки. Лес улавливает пыль из атмосферы, снижает скорость ветра, препятствуя выдуванию и иссушению почвы. Лес- место отдыха людей.

Памятник природы регионального значения "Территория Желнино-Пушкино-Сейма" расположен в левобережье р. Оки. Около 15% территории памятника природы занимают остепненные сосновые боры разного возраста. В них древостой обычно образован только сосной, иногда встречается примесь березы. Сосны имеют возраст до 150 - 160 лет. Памятник имеет научное значение, рекреационное, водоохранное.  В настоящее время на данной территории ведется вырубка леса и строительство  жилого поселка. Причиной такого использования памятника природы стала передача лесов в муниципальную собственность и ненадлежащее использование этих лесов представителями власти.

Согласно докладу Министерства природных ресурсов Нижегородской области за период с 2008 года по 2015 год площадь лесов в Дзержинске сократилась с 19341 га до 15950 га. Лес в районе Северных ворот вырубается с таким упорством, что через год-два от лесных массивов в лучшем случае останутся жалкие островки растительности. А ведь эти леса служили защитным поясом от выбросов загрязняющих веществ от завода им. Я.М.Свердлова.

Все городские леса по целевому назначению являются защитными лесами, что для г.о.г. Дзержинск является особенно актуальным, ввиду повышенной антропогенной нагрузки на городскую территорию, оказываемой деятельностью многочисленных химических и других промышленных  предприятий, способствующей повышенной загазованности воздуха, задымленности, запыленности.

 С такими темпами уничтожения лесов с большой долей вероятности можно спрогнозировать их полное уничтожение за 20-25 лет. Останутся лишь небольшие островки реликтовых сосен.

1.Вопросы  к кейсу

1.Сформулируйте проблему, о которой говорится в тексте.

2.На основе анализа текста выделите причины и источники проблемы, возникшей на территории г. Дзержинска?

3.Назовите последствия этой проблемы   для человека. Как, по вашему мнению, данная проблема  отразиться на здоровье человека?

4.Предложите пути решения проблемы в г. Дзержинске.

5. А ваша семья когда – нибудь  принимала участие в решении данной проблемы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика лозоплетения в говорах Вадского района Нижегородской области: словообразование.

В данной статье рассматривается лексика древнего ремесла лозоплетения, функционирующая в говорах Вадского района Нижегородской области....

Лексика валяльного дела в говорах Вадского района Нижегородской области: фрагмент системных отношений.

В статье даётся описание лексики валяльного дела Вадского района Нижегородской области, которая является фрагментом языковой картины мира. В ней рассмотрены мотивировочные признаки и отношения единиц....

презентация "Животный мир Нижегородской области"

презентация содержит слайды с картинками животных, обитающих на территории Нижегородской области, картой природных зон области к уроку географического краеведения...

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.

Содержит вопросы  и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...