кружок "Вокруг света"
рабочая программа по географии

кружок "Вокруг света"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_vokrug_sveta.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом  от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

-  Постановлением  главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении  СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Кружок  предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования  учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.  

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах.

Цель: формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук; получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений; более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе; ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;  знакомство с народами и странами мира; умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Задачи:

-  способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  
- побуждать и поддерживать стремление  школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

- создавать условия для развития  творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Программа разработана для обучающихся 5-11 классов (11-17 лет). Рекомендуемый минимальный состав группы 15 человек.

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок  рассчитан  на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов  в ходе изучения курса:

 - повышение качества географических знаний и умений школьников;

- повышение успеваемости по предмету;

 - повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;

- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в  выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;

- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

-  рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.
  2. Современные российские географические средства массовой информации.
  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
  5. Я – туристический гид по родной Смоленщине.
  6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
  7. Экологические проблемы района  - акция «Живая вода»
  8. Этот континент меня удивил.
  9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
  10.  Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
  11.  Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
  12.  Мои кроссворды и викторины по географии.
  13.  В этих местах я был(а).
  14.  «Семь чудес света» моей Родины.
  15.  Моя презентация (тема определяется учащимся).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1

Введение

1

1

0

1.1

Знакомство с планом работы кружка

1

1

0

2

Путешествуем по природным зонам

2

1

1

2.1

 Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

1

1

0

2.2

Природные зоны мира.

1

0

1

3.

Знакомимся с великими реками мира

6

3

3

3.1

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

1

0,5

0,5

3.2

Амазонка – великая река мира

2

1

1

3.3

Путешествие по Меконгу

1

0,5

0,5

3.4

Окаванго – загадочная река Африки 

1

0,5

0,5

3.5

Колорадо – река застывшего камня

1

0,5

0,5

4

Отправляемся в плавание по Мировому океану

5

3

2

4.1

 Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

1

1

0

4.2

Путешествие в глубины Тихого океана

2

1

1

4.3

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

1

1

0

4.4

Индийский океан.

1

0

1

5

Путешествуем по странам и материкам

9

4

5

5.1

 Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

1

0,5

0,5

5.2

Величайшие вулканы и горы мира 

1

0,5

0,5

5.3

Путешествие в Центральную Америку

1

0,5

0,5

5.4

Ступени цивилизации: Великая Индия 

1

0,5

0,5

5.5

Современный Китай

1

0,5

0,5

5.6

Жемчужины Австралии

1

0,5

0,5

5.7

Самые опасные животные африканского континента.

1

1

0

5.8

Политическая карта мира. Современные международные отношения. 

1

0

1

5.9

Как я знаю и умею работать с географической картой

1

0

1

6

Туристические маршруты по России

11

6,5

4,5

6.1

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

1

0,5

0,5

6.2

Знакомимся с природными красотами России:  Карелия – край озер. 

1

0,5

0,5

6.3

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

1

0,5

0,5

6.4

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы. 

1

0,5

0,5

6.5

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

1

0,5

0,5

6.6

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

1

0,5

0,5

6.7

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

1

0,5

0,5

6.8

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

1

0,5

0,5

6.9

Старинные русские города Центральной России. Смоленск.

1

0,5

0,5

6.10

В гостях у русского народного хора имени Пятницкого. 

1

1

0

6.11

Как я знаю свою Родину

1

1

0

7

Заключительное занятие

1

1

0

Итого

35

19,5

15,5

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Планир. сроки

Фактич. сроки

Наименование разделов и тем

Количество часов

Введение

1

Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

1

Путешествуем по природным зонам

2

 Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

1

3

Природные зоны мира.

1

Отправляемся в плавание по Мировому океану

4

 Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

1

5-6

Путешествие в глубины Тихого океана

2

7

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

1

8

Индийский океан.

1

Знакомимся с великими реками мира

9

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

1

10-11

Амазонка – великая река мира

2

12

Путешествие по Меконгу

1

13

Окаванго – загадочная река Африки 

1

14

Колорадо – река застывшего камня

1

Путешествуем по странам и материкам

15

 Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

1

16

Величайшие вулканы и горы мира 

1

17

Путешествие в Центральную Америку

1

18

Ступени цивилизации: Великая Индия 

1

19

Современный Китай

1

20

Жемчужины Австралии

1

21

Самые опасные животные африканского континента.

1

22

Политическая карта мира. Современные международные отношения. 

1

23

Как я знаю и умею работать с географической картой

1

Туристические маршруты по России

24

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

1

25

Знакомимся с природными красотами России:  Карелия – край озер. 

1

26

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

1

27

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы. 

1

28

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

1

29

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

1

30

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

1

31

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

1

32

Старинные русские города Центральной России. Смоленск.

1

33

В гостях у русского народного хора имени Пятницкого. 

1

34

Как я знаю свою Родину

1

Заключительное занятие

35

Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

1

Итого

35

Содержание рабочей программы.

Раздел 1. Введение (1 час)

 Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка.

Раздел 2. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Видео путешествие:  Природные зоны мира.

Раздел 3. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия:  Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Раздел 4. Знакомимся с великими реками мира (6 часов)

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Видео путешествия:  Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Раздел 5. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Видео путешествия:  Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии,  Самые опасные животные африканского континента.

Раздел 6. Туристические маршруты по России (11 часов)

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия):  Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Раздел 7. Заключительные занятия – 1 час

 Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

Методическое обеспечение

Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор

Список литературы

1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.:  Просвещение, 2005.

5.Интернет ресурсы.

- Литература для учащихся:

1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.

4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные  и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель

А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 1986.

6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

7.Пивоварова  Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.

8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,

М.: Педагогика, 1981.

9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992.

10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.

11.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Источники света.Распространение света

Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава  "Световые явления"  8 класс...