Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников"
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Талыкова Наталья Ивановна

Рабочая программа для 5-9 класса по внеурочной деятельности "Клуб путешественников" рассчитана на 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_puteshestvennikov.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ 1 от «26» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Талыкова Н.И.

Приказ № 42 от «26» августа 2017 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Клуб путешественников»

основной уровень

5-9 классы

Срок реализации программы – 1 год

                                                                Составил: учитель географии

                                                                 Талыкова Наталья Ивановна

                                                                         I квалификационной категории

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения курса.
  3. Содержание курса.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование. (Приложение  1)

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа адресована для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативных правовых актов:

- Федеральный закон Российской Федерации от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «4» июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных  общеобразовательных программ”;

- образовательной программы основного общего образования МКОУ «Лофицкая ООШ».

В последнее время охране окружающей среды уделяется всё больше внимания не только в Российской Федерации, но и в мире. Особенно трепетно стали относиться к дикой природе, процесс исчезновения которой остановить ещё предоставляется возможным. Именно поэтому необходимо направить все усилия на сохранение тех природных богатств, которые  существуют в нашей необъятной стране.

С каждым годом в мире всё больше территорий переходят в разряд сельхозугодий, подвергаются изменениям в связи с ростом городов, добычей полезных ископаемых, строительством заводов и иных объектов народного хозяйства. За 20 веков нашей эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид – это тяжёлая и невосполнимая потеря. Всё, что исчезает в животном мире, исчезает навсегда.

Ещё в 1916 году был принят первый в России закон о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках». В настоящее время в РФ насчитывается более 100 государственных природных заповедников. В курсе «География России» нет возможности изучить и десятка особо охраняемых территорий достаточно подробно, чтобы учащиеся могли владеть необходимой информацией для расширения своего кругозора и для повышения уровня экологического образования.
Актуальность программы: Программный материал по географии не вместил достаточный объём  информации о заповедных территориях РФ и их функциях, а необходимость владения знаниями в данной области диктует время. Возможность изучения экологических проблем, в том числе особо охраняемых территорий появилась с введением профильного обучения и элективных курсов в общеобразовательной школе, а с внедрением ФГОС нового поколения усилилась и роль дополнительного образования.
Заниматься экологическим воспитанием школьников только в стенах учебного учреждения невозможно, необходимо непосредственное взаимодействие с природой. Ребёнок должен  научиться ценить красоту окружающего его мира, чтобы потом охранять природу и преумножать её богатства.

Цель программы «Клуб путешественников» – повышение уровня экологического образования и культуры учащихся, их эстетического восприятия природы, развитие экогуманистического мышления и патриотического отношения к своей Родине, формирование у подростков знания о природном богатстве России.

Задачи курса:
- углубление знаний о природном наследии России
- привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности
- вовлечение в проектно-исследовательскую работу по изучению заповедных территорий родного края
- формирование нравственного отношения к природе

Методика. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми, картографическими, информационно-коммуникативными, схематическими и другими. Содержание большинства тем включает в себя самостоятельную и практическую работу учащихся. Предлагаются разные формы занятий – это лекции, семинары, экскурсии, походы в природу. В ходе обучения необходимо учить детей систематизировать накопленный материал и оформлять его в виде рефератов, презентаций, проектов.

Контингент обучаемых. Программа дополнительного образования по географии и экологии  «Клуб путешественников» ориентирована на подростков (7-9 класс), независимо от уровня их умственного развития. 

Режим занятий – занятия проводятся 1 раз  в неделю по 1 часу в течение 35 недель. Всего  35 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.

Список литературы:

1. Иллюстрированный атлас России. М.: Copyright © ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест». 2005.
2. Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России. Под ред. акад. РАН В.Е. Соколова, чл.-корр. РАН В.Н. Тихомирова. М.: Янус-К. 1997.

3. География и экология Тамбовской области. Авторы: Дубровин О.И., Ираклина Е.Е. и др.
4. Заповедники европейской части РСФСР. Под общей редакцией В.Е. Соколова, Е.Е. Сыроечковского.
5. Заповедными тропами. Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. М.: Просвещение, 1988.
6. Окружающая среда и ее охрана. И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. М.: Прсвещение, 1985.
7. Памятники природы тамбовской области. Составители В.А. Бисеров, Б.А. Заруцкий. Воронеж, Центрально–черноземное книжное издательство, 1983.
8. Учебник географии «Природа России». Автор: Э.М. Раковская.

9.      Дроздов Н.В. экологической императив и рекреационная география //Известия РАН. Серия географическая. 1998. №4. С. 91-97

10.      http://www.ecotourizm.ru/eng/welcome-rus.html

11.      http://www.forest.ru/rus/workshops/trn/tourism/html

12.        Программа развития экологического просвещения и экотуризма на базе

Тебердинского заповедника Москва 2000

13.      http://www.itogi.lenta.ru/soc/2001/06/14/ecotur/ “Дивясь божественными природы красоты” Борис Жуков

14.      http://www.ecocom.ru/Gosdoklad99/

15.        http://www.wildnet.ru/Russian/Sbornik/sbornik17/Doc7.HTML

16.      Данилина Н.Р., Из доклада на Российско-Американском семинаре “Экотуризм и ООПТ”, НП Смоленское поозерье, 1997.

17.      http://www.greenpeace.ru/gpeace/2084

18.  Заповедники и национальные парки России. – М.:ЛОГАТА, 1998. 160 с.

19.  Непочатых В.А., Хвалынск: краткая история и достопримечательности.

– Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1996г. – 198с.

20.     Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые

природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы:

Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985. – 310 с.

21.     Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм и отдых.

– 2000. - №21

2. Планируемые результаты изучения курса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- задачи заповедника
- порядок и структуру образования заповедника
- чем отличаются заповедники от других охраняемых территорий
- основные виды деятельности в заповедниках
- названия и географическое положение заповедников России
- правила поведения в пределах заповедной зоны

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- находить заповедники на карте России
- давать комплексную характеристику изучаемому объекту
- использовать различные источники информации и самостоятельно работать
с ними в процессе подготовки проектов, презентаций, исследовательских работ, рефератов, докладов
- оценивать степень антропогенного воздействия на заповедной территории
- грамотно проводить экологические десанты

Базой для освоения программы являются школьные курсы природоведения,  географии, биологии, физики, химии всех годов обучения учащихся в школе, начиная с начальной.

3. Содержание курса.

Введение (2 часа)

История заповедного дела в нашей стране. Понятия «заповедник» и «биосферный заповедник».

Общие положения о создании заповедников в России. Федеральные законы («Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.), статьи конституции РФ, нормативные правовые акты и другие документы, на основании которых создаются заповедные территории России.

Порядок образования и задачи заповедника. Правовой статус. Режим и охрана заповедника. Научно-исследовательская, эколого-просветительская и финансово-хозяйственная деятельность. Контроль за деятельностью заповедников.

Практическая работа №1: изучение карты «Природные Святыни России. Памятники Всемирного наследия» (атлас 8 класс) и нанесение на контурную карту наиболее крупных и известных заповедников России.

Тема 1. Заповедники Башкортостана. (3 часа)

Башкирский государственный заповедник: год создания, площадь, географическое положение, цель создания, рельеф, климат, природные зоны и почвы, флора и фауна, основные охраняемые виды, научно - исследовательская и научно- просветительская деятельность в заповеднике. Проблемы долины реки Саргая.

Заповедник «Шульган-Таш»: год создания, площадь, географическое положение, цель создания, рельеф и распространение карстовых процессов на территории заповедника, климат, природные зоны и почвы. Главный охраняемый вид – бортевая пчела. Бортничество – традиционное занятие башкир. Капова пещера и рисунки древнего человека в ней. Антропогенная нагрузка: вырождение «бурзянки», строительство Юмагузинского водохранилища, развитие туризма.

Южно-Уральский заповедник: год создания, площадь, географическое положение, цель создания, рельеф, климат, природные зоны и почвы, флора и фауна, основные охраняемые виды, зоологические исследования в заповеднике, научно- просветительская деятельность. Исключительно высокое водоохранно-почвозащитное значение горных лесов.

Практическая работа №2: проектная деятельность «Пещеры Урала».

Тема 2. Ильменский минералогический заповедник (3 часа)

Ильменский заповедник – минеральная шкатулка Урала.

Ильменский минералогический заповедник: общие сведения, виды минералов и горных пород, биологическое своеобразие Ильмен (в том числе реликтовые виды растений, эндемики). Естественно-научный музей. Уникальность Ильменского комплекса.

Практическая работа №3: Экскурсионный маршрут в Ильменский заповедник.

Тема 3. От Байкальского заповедника до истока Ангары (3 часа)

Байкальский заповедник: год создания, площадь, географическое положение, цель создания, рельеф, климат, природные зоны и почвы, флора и фауна, основные охраняемые виды, научно - исследовательская и научно- просветительская деятельность в заповеднике. Уникальность озера Байкал. Легенды Байкала. Байкальский музей СО РАН в п. Листвянка. Исток Ангары. 

Практическая работа№4: «Уникальность флоры и фауны Байкала».

Тема 4. Государственный заповедник «Столбы» (3 час)

Заповедник «Столбы»: общие сведения, географическое положение, особенности рельефа и геологического строения территории (группы скал причудливой формы сложенные сиенитами), климат, вертикальная поясность, фауна, основные направления научных исследований. Деятельность общественного движения «Столбисты».

Практическая работа№5: «Семь Российских чудес света».

Тема 5. Государственный природный биосферный

Кавказский заповедник (3 час)

Кавказский заповедник: общие сведения и цель создания, географическое положение. Уникальные ландшафты Северо-Западного Кавказа. Многообразие горных рек и озёр, ледников и снежников. Разнообразие флоры и фауны, огромное количество эндемиков и исчезающих реликтовых видов. Главный охраняемый вид – кавказский зубр. Древесные лианы в лесах заповедника. Альпийские и субальпийские луга. Хостинская тисо-самшитовая роща.

Практическая работа№6: Изучение всего природного комплекса с использованием моделирования отдельных экосистем.

Тема 6. Государственный природный заповедник «Кивач» (2 час)

Заповедник «Кивач»: общие сведения, географическое положение и территория. Особенности рельефа – кристаллический фундамент Балтийского щита и последствия оледенения (сельги, бараньи лбы, озы). Река Суна и её пороги. Водопад Кивач. Обезвоживание водопадов Гирвас и Порпорог в результате антропогенного воздействия. Посадки карельской берёзы в заповеднике. Восстановление популяции бобров и норки за счёт североамериканских эмигрированных видов. Восстановление нерестилища лосося. Музей заповедника.

Тема 7.

Итоговое занятие (1 час)

4. Тематическое планирование.

Наименование темы.

Всего часов.

Теоретическое занятие.

Практическое занятие.

1.

Введение. Заповедники, национальные парки, заказники.

2

1

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Заповедники Башкортостана

Ильменский минералогический заповедник.

От Байкальского заповедника до истока Ангары.

Государственный заповедник «Столбы»

Государственный природный биосферный Кавказский заповедник 

Государственный природный заповедник «Кивач»

Кроноцкий заповедник.

Дагестанский заповедник.

Жигулёвский заповедник.

Заповедник «Чёрные земли»

Алтайский заповедник.

Лосиный остров.

Итоговое занятие.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Всего:

35



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...