Использование проектного метода в обучении географии.
методическая разработка по географии

Монгуш Валентина Базыр-ооловна

Использование проектного метода в обучении географии.

Монгуш В. Б.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ийменская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчиксого кожууна Республики Тыва

 

 

 Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов, или метод проектов.

  Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnogo_metoda.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в обучении географии.

Монгуш В. Б.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ийменская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчиксого кожууна Республики Тыва

 Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов, или метод проектов.

  Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания.

  Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного  процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. При этом учитель решает поставленные им задачи:

  • педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
  • практические ( реализация компетентного подхода к результатам обучения);
  • социальные  (удовлетворение какой-либо социальной потребности). [2]

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

 Цель проектного обучения- овладения общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах ( командах), а также развитию социального сознания. [1]

 Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.[2]

  Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны- целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.

  Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

  1. Интеллектуальными ( умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы).
  2. Творческими ( умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного явления).

3..Коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником). [1]

      Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

      Поэтому использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, дистанционные, проектные, исследовательские.[2]

   При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов:

1.Исследовательские проекты.

 Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения  источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним ( аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначения задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформления результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования)

2.Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой  логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления ( совместная газета, статья, видеофильм, репортаж, альманах, альбом…).

3.Реферативно-описательные проекты.

Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов,  предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации ( средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т. п.); способы обработки ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска ( статья, реферат, доклад, видеофильм); презентация( публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Данный тип проектной деятельности может быть с успехом  применен для подготовки выступлений учащихся  на научно-практических конференциях, географических чтениях и т. д.

  Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем. [1]

Этапы работы над проектом.

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

  1. Подготовка к работе над проектом:

- определение темы и целей проекта;

- формирование групп для работы над проектом;

- планирование этапов работы.

2.Работа над проектом в группах:

- планирование работы;

- исследование;

- оформление выводов и результатов.

3.Представление- защита проекта.

4.Оценка проекта ( несколько уровней оценки):

- самооценка        

- оценка других групп;

- оценка учителя;

- оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия- анализ меры своего участия в общем деле:

- Что мы делали?

- Как мы делали?

- Каковы результаты?

- Каков мой личный вклад в решение проблемы?

    Из своего опыта работы хочется привести в пример проектную работу об истории села Ийме, которая по объему и охвату учащихся занимает значимое место в моем педагогическом багаже. Проектная деятельность на тему «Мое село- моя гордость» стала нашей совместной работой с учеником Ондар Думен-Мерген, выпускником средней общеобразовательной школы с. Ийме Дзун-Хемчикского кожууна 2013 г. Работа строилась в логической последовательности: после определения темы- постановка проблемы, затем планирование исследовательских действий, сбор данных, сопоставление фактов, в конце-обобщение, вывод. Через год  данную работу развила  другая ученица Монгуш Алдын-Чечек ,выпускница 2014 года. Она, изучив имеющие материалы выстроила проект  по людям, в честь  которых названы улицы села. Исследовательская работа получилась очень продуктивной и интересной .Проект дал возможность вспомнить и гордиться лучшими тружениками села Ийме.

      Следует отметить, что  проект ценен тем,  так как  в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.[1]

   Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрения учеников. Поэтому дело учителя- выращивание способных учащихся.

Литература:

1.Цветкова Г.В. Проектная деятельность.- Волгоград: ИТД «Корифей».2007-128с.

2.Яковлева Н.В  География .Проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2008.- 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Наиболее эффективно метод проектов мож­но осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования про­грессивных образовательных технологий и мето­дов. Особую значимость пр...

Использование проектного метода в обучении иностранному языку

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, одной из которых является проектная методика. Она обеспечивает не т...

Использование проектного метода в обучении химии

В работе представлен опыт организации проектной деятельности на уроках химии....

Использование проектной технологии в обучении географии

Презентация к уроку мастер-класс "Использование проектной технологии в обучении географии"...

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...

Особенности использования проектной деятельности при обучении географии

Особенности использования проектной деятельности при обучении географии...