ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
статья по информатике и икт по теме

Сангалиева Гульмира Калелкановна

Наиболее эффективно метод проектов мож­но осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования про­грессивных образовательных технологий и мето­дов. Особую значимость при этом приобретает этот метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализа­ции и защиты своего проекта. Проектная деятель­ность основана, прежде всего, на развитии само­стоятельности учащихся, гибкой организации про­цесса обучения. В результате полнее обеспечива­ются современные требования к развитию лично­сти обучающихся, учитываются их индивидуаль­ные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и сис­темный подход к решению различных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sangalievag.k._statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОГО  

МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ

ТЕХНОЛОГИЯМ

Сангалиева Г.К.

Коммунальное Государственное учреждение средняя общеобразовательная школа-лицей №7

071410, Республика Казахстан, г.Семей, ул.Богенбайулы, 38 а

тел.: 8 (7222) 42-20-10, e-mail: sgk_7@mail.ru

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. [1]

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у учащихся творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности учащихся).

Рассмотрим метод проектов. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. [2]

Почему именно проектный метод?

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.[3] Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

1) выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);

определение целей и задач проекта;

работа над проектом и написание отчета;

защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.

Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.

Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:

развитие познавательных способностей учащихся;

совершенствование способностей к самообразованию;

развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

обучение школьников рефлексии;

обучение учащихся умению публично выступать;

развитие у школьников критического мышления.

Первые итоги:

Использование проектного метода позволяет развить у учащихся:

познавательные навыки и способность к самообразованию;

способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

целеустремленность и настойчивость;

способность взять на себя инициативу и ответственность;

критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

коммуникабельность.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, с одной стороны, за счет использования разнообразных методов и средств обучения, а с другой — путем интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, искусства.

Таким образом, проектирование – это метод познавательной деятельности учащихся, это способ и инструмент познания, совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Причем выстраиваясь в определенной последовательности эти методы создают эффективную технологию в инновационном образовании.

Список литературы

Маттис В. Инновации - сегодня, традиции – завтра. http://sinncom.ru/

Горбачева В.Г.  Основы инновационных  процессов в  образовательной  деятельности

Балаева Г.В.  http://gv-balaeva.narod.ru/p6aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности...

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Использование проектного метода в обучении иностранному языку

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, одной из которых является проектная методика. Она обеспечивает не т...

Использование проектного метода в обучении химии

В работе представлен опыт организации проектной деятельности на уроках химии....

Использование проектного метода в обучении географии.

Использование проектного метода в обучении географии.Монгуш В. Б.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ийменская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчиксого кожууна Республики Т...

"Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с использованием метода проектов и информационных технологий"

Данная статья посвящена проблеме личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с  использованием метода проектов и информационных технологий...