"Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с использованием метода проектов и информационных технологий"
статья по английскому языку

Данная статья посвящена проблеме личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с  использованием метода проектов и информационных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с  использованием метода проектов и информационных технологий.

                                                                                                                       Л.Ф.Пархоменко

Кризис, разразившийся в России в начале 90-х годов 20 века, потребовал новых подходов  к обучению и воспитанию. Встал вопрос о формировании индивидуальности каждого ученика, воспитании творческой  личности, способной к анализу и развитию, так как все свои проблемы государство может решить только через образованного, воспитанного и культурного человека. Выполнить эту задачу могла только такая система воспитания и обучения, которая ставит в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир.

 Исходя из интересов, склонностей, темпа развития ученика учитель выстраивает личностный подход к каждому учащемуся. При этом построение учебного процесса осуществляется не только с позиций логики и системности предмета усвоения, но и с точки зрения логики развития личности ребёнка, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы усвоения изучаемого языка. При этом для учителя  важны не столько дисциплина и прилежание учеников, сколько проявление ими  активности, удовольствие, которое дети получают от урока.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание средствами иностранного языка предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика. В то же время, учителю необходимо найти способ включить ученика в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, смоделировать реальный процесс вхождения в культуру.

 Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение и воспитание, является метод проектов. Использование метода проектов в сочетании  с информационно-коммуникационными технологиями в преподавании иностранного языка   способствует интенсификации  процесса обучения и воспитания в целом.

Метод проектов предполагает работу с различными источниками информации, опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве. Этот метод обучения даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть результат своего труда. Информационные технологии позволяют использовать аутентичные материалы и ситуации и изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.

 В процессе работы происходит  интеллектуальное развитие ученика, развиваются такие черты характера ученика, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие.

Для реализации данного метода требуется учитель- организатор, помощник и соучастник общего действия. Учитель должен быть творческой личностью, способной к рефлексии и знать реальные потребности и интересы своих учеников. Он должен уметь работать с современными источниками информации, знать и уметь применять современные информационные технологии, уметь моделировать ситуации речевого общения, уметь вводить в урок личностно- ориентированные ситуации при которых каждый ученик смог бы применить свой личный опыт.

 Включение учащихся в различные виды деятельности с использованием иностранного языка создаёт возможность разностороннего развития личности. Использование метода проектов позволяет формировать в процессе самостоятельной и групповой работы индивидуальное восприятие мира учащихся. Иностранный язык при этом используется как средство познания и общения.

Метод проектов применяется на всех этапах обучения школьников, начиная с начальной школы.

 Первый проект, над которым могут работать дети-« All about me book» (Книга « Всё обо мне») Первые странички книги посвящаются себе, своим интересам, своей семье.

Дети учатся собирать информацию, оформлять и иллюстрировать свою работу.

Следующим этапом является представление своей семьи, своих друзей, одноклассников. На этом этапе учащиеся должны сначала собрать информацию, затем её обобщить и оформить. Для получения информации сначала на уроке  составляются вопросы для опроса. Дети самостоятельно собирают информацию и представляют её в виде презентации странички книги. Все работы вывешиваются на доску, обсуждаются достоинства и недостатки работ, выбирается  лучшая работа.

По мере дальнейшего обучения  появляются проекты, требующие работы с различными  источниками информации. Любая  тема может заканчиваться творческой работой. Это такие проекты как  «Необычные животные нашей планеты», « Новое чудо света». От детей требуется, пользуясь справочниками, книгами, энциклопедиями, найти информацию, отобрать самое интересное и представить в виде презентации. По мере накопления знаний проекты усложняются. В 4-5 классе дети уже могут рассказать  о своих любимых фильмах, книгах, животных и предпочтениях своих друзей, предварительно собрав информацию.

Детям интересно придумывать загадки о животных, особенно в стихотворной форме. На этом этапе дети начинают оформлять свои работы в виде простейших компьютерных презентаций.

В средних классах школы темы проектов могут быть самые разнообразные. Например, придумать и прорекламировать полезное для дома устройство. Для выполнения работы необходимо сначала провести опрос и выяснить, в каком устройстве есть потребность, затем придумать устройство, оформить презентацию и на уроке прорекламировать свой товар. Так как в средних классах дети уже обладают определёнными навыками работы с компьютером, то информацию они могут уже искать в Интернете.

В старших классах тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по предмету, а может также относятся к какому-нибудь практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного  жизненного опыта. Например, в ходе изучения темы « Австралия» школьникам  можно предложить   сначала подготовить проекты о  жизни аборигенов, а затем обсудить является ли Нед Келли героем или злодеем.  Дети могут собрать  информацию в Интернете об этом человеке, посещая соответствующие сайты. Затем класс делится на две команды, и  каждая команда представляет свою точку зрения, выдвигая соответствующие аргументы. Жюри, в состав которого входят тоже учащиеся, должно решить какая команда была более убедительной. В ходе изучения темы « Наука и техника» целесообразно  обсудить на уроке последствия научно-технического прогресса и возможные пути защиты окружающей среды. При изучении темы « Человек» обсуждаются вопросы, связанные со здоровым образом жизни, «за» и «против» клонирования человека. Учащиеся находят информацию в Интернете и оформляют её в виде компьютерной презентации с использованием анимации, музыки и различных звуковых эффектов.

 Разработка любого проекта предполагает несколько этапов. Первый этап – это выбор проблемы или темы исследования. Этот этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. На этом этапе необходимо создать комфортную атмосферу для каждого ученика, вовлекая его эмоционально в учебный процесс, стимулируя его творческие способности. Основными видами речевой деятельности на данном этапе являются аудирование и говорение. На втором этапе формируются группы, составляется план работы над проектом, обсуждаются пути сбора информации, осуществляется поисковая работа. Важную роль для воспитания личности на этом этапе играет совместная работа и разрешение различных противоречий, возникающих в процессе освоения предметного материала, а также совместная поисково-исследовательская работа вне рамок урока. На этом этапе учащиеся используют все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. На третьем этапе происходит оформление проекта и его презентация. Представление проектов заканчивается обсуждением полученных результатов. Презентация проектов даёт возможность ученикам публично проявить себя, учит преодолевать застенчивость, скованность. Основные виды деятельности – устная речь и письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Метод учебных проектов как системный компонент личностно-ориентированного, деятельностного обучения иностранным языкам

Использование в ходе изучения иностранного языка метода проектов дает возможность обучающимся убедиться в возможности применения иностранного языка в жизненной ситуации, стимулирует и вдохновляет дете...

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности. Основной формой учебных занятий является урок. Современный личностно о...