Конспект урока по географии для 6 класса. Озёра и болота
план-конспект урока по географии (6 класс)

Педай Лариса Витальевна

Методическая разработка по геогрфии для 6 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_geografii_dlya_6kl._ozyora_i_bolota.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по географии

Тема: «Озера и болота».

6  класс








Учитель географии:

Педай

Лариса

Витальевна




23.02.2017 г.



Тема урока: Озера и болота.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

предметные:

познакомиться с многообразием озер нашей планеты их происхождением, сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах;

личностные:

развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся;

воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край

метапредметные:

продолжать учить учеников работать с текстом и в группах, уметь составлять схемы, делать выводы.

По завершению урока обучающие должны:

Знать: что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и пресные озера;

Уметь: показывать озера на карте.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Урок направлен на формирование умений учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).

Ход урока.

Жизнь воды многообразна:

Петь ручьем, лететь туманом,

Зацветать в озерах праздно

Выть и биться океаном.

(В.Брюсов)

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, надеюсь на ваш хороший настрой на познавательный и интересный урок!

II. Актуализация знаний.

-Мы с вами продолжаем изучать объекты гидросферы, а вот что бы узнать тему урока, вы должны справится с заданием.

(Проверка домашнего задания по теме «Реки»)

-Ребята, вы получаете карточку с заданием, ответив правильно, вы получите букву, из темы нашего урока!

Задание 1.

Что такое река? Назвать части реки на примере одной из рек (буква О)

Задание 2.

Чем отличаются горные реки от равнинных?

Показать на карте пример горной и равнинной реки.

(буква З)

Задание 3.

Перечислите типы питания рек? От чего зависит питание реки?

Какое питание у реки Амазонка? (буква Е)

Задание 4.

Что такое режим реки? Что такое половодье? Что такое межень?

Какой режим реки у рек нашего района? (буква Р)

Задание 5.

Что такое бассейн реки?

Назовите бассейн реки Обь, реки Волга. (буква А)

- Вот вы собрали буквы, соберите, пожалуйста, слово, которое является частью нашей темы урока.

ОЗЕРА

-Правильно, тема нашего урока «Озера и болота».

(Вывешивает на доске).

-Прежде чем перейти к новой теме и узнать, что - то новое, давайте с вами узнаем, как мы знаем термины и определения изученного:

Игра «Капелька гидросферы».

(учитель бросает учащемуся синий мяч – «капельку» а он должен сказать определение)

-гидросфера

-море

-река

-залив

-устье

-пролив

-речная система

-бассейн реки

Молодцы!

-Ребята, вы сегодня пришли не просто в кабинет географии, а вы оказались в кабинете Лимнологии.

Лимнология - это наука, изучающая озера, мы с вами становимся учеными лимнологами.

Слайд 1.

III. Постановка учебных целей и задач.

-Раз мы с вами ученые, то должны поставить себе задачи и цели того что мы будем изучать, как вы думаете что мы должны узнать и изучить сегодня? С помощью слов подсказок сформулируйте цель урока:

Слайд 2

Познакомиться

Изучить

Выявить

Научиться определять…

(учащиеся ставят цели и задачи урока)

Учитель корректирует цели и задачи:

Слайд 3

Мы должны изучить:

- познакомиться с понятие озеро и болото, с их многообразием на нашей планете

- Изучить происхождение озер и болот;

- выявить отличия озер

- научиться определять типы озер.

IV.Открытие нового знания.

Итак, приступаем к изучению, ребята, перед вами лежат исследовательские листы, в которых вы должны делать важные записи с сегодняшнего изучения.

-Ребята, а кто из вас видел озеро? Как вы думаете, что такое озеро?

(Ответы учащихся).

На слайде появляется определение:

Слайд 4

Озеро- скопление воды на суше в естественных углубления земной поверхности (запись в исследовательский лист)

  • Озера имеют условия для формирования (наличие воды, понижение в рельефе, для скапливания воды)
  • Озера бывают также разные по происхождению, по свойствам воды.
  • Озера могут образовывать болота.

-Ребята, а кто знает, как называются эти углубления? найдите на стр.92 учебника, как называются эти углубления.

-Правильно – котловины.

Слайд 5

Давайте же, рассмотрим с вами как образуются эти углубления - котловины на земной поверхности.

Учитель: В исследовательских листах имеется таблица «Типы озерных котловин». По ходу изучения заполняем таблицу.

Слайд с 6-12

Кратеры потухших вулканов

 

 

Кроноцкое, Курильское.

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются.

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются.

 

Для учителя.

  1. Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Самое большое в мире озеро – Каспийское - имеет океаническое происхождение – его ложе сложено земной корой океанического типа. Уровень воды -27 м ниже уровня моря.;

2. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера). - Самое глубокое озеро – Байкал.

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское) 

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является Сарезское озеро на Памире.

5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.)

 

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму.

 

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе).

-А еще на земле есть искусственные озера, как они называютя, найдите в тексте учебника стр.92 (водохранилище)

- Уважаемые лимнологи в мире среди озер есть рекордсмены: сейчас наши коллеги поделятся с нами информацией про эти озера:

Слайд 13

Озеро Байкал – Хмелева Диана

Озеро Байкал - величайшее на нашей планете. Оно неразрывно связанно с Россией и является одним из ее символов. Расположенное рядом с центром Азии, озеро Байкал известно далеко за пределами этого континента.

Котловина Байкала образована тектоническими процессами: озеро лежит в глубокой впадине, окруженной со всех сторон горными хребтами.  Байкал – древнейшее озеро Земли. Ему около 25 миллионов лет. В течение всего этого времени берега Байкала расходились со средней скоростью 2 см. в год, и в отдаленном будущем Байкал может превратиться в настоящий океан. Байкал является глубочайшим озером Земли. Его максимальная глубина составляет 1642 метров. Это позволяет Байкалу при сравнительно небольшой площади поверхности (31500 км2.) заключать 20% общемировых запасов пресной воды: 23 тыс. км3. Примерно столько же содержат все пять Великих озер Северной Америки. Для того чтобы наполнить пустую котловину Байкала, потребовался бы объем воды, которые все реки планеты вносят в мировой океан за 300 дней. А другому «Великому Великану», реке Амазонке, потребовалось бы для этого питать Байкал в течение четырех лет.

В Байкал впадает 336 рек, однако основную роль в водном балансе озера играет Селенга, вносящая в котловину 50 % годового притока воды. При этом озеро дает жизнь лишь одной реке – Ангаре,

Вода в Байкале темно-синего цвета и настолько прозрачна, что в июне, когда прозрачность достигает максимума, можно наблюдать сорокаметровые глубины невооруженным глазом.

И еще один рекордсмен это Каспийское море

Слайд 14

Каспийское море – Панина А.

Каспийское море — один из самых удивительных замкнутых водоемов на Земле.На протяжении веков море сменило более 70 названий. Современное произошло от каспиев — племен, населяющих центральную и юго-восточную часть Закавказья 2 тысячи лет до н.э.

Площадь, объем и глубина Каспийского моря — не постоянны и напрямую зависят от уровня воды. В среднем площадь водоема равна 371 000 км², объем — 78 648 км³ (44% всех мировых запасов озерных вод).

Средняя глубина Каспия составляет 208 м, самой мелководной считается северная часть моря. Максимальная глубина — 1025 м, отмечена в Южно-Каспийской впадине. По глубине Каспий уступает только Байкалу и Танганьике.

По сути Каспийское море является крупнейшим в мире озером, но имеет ряд морских признаков. К ним относятся: большая водная масса водоема, сильные штормы с высокими волнами, приливы и отливы. Но Каспий не имеет естественной связи с Мировым океаном, что не дает возможность называть его морем. В то же время благодаря Волге и искусственно созданным каналам такая связь появилась. Соленость Каспия в 3 раза ниже привычной морской, что не позволяет отнести водоем к морям.

В Каспийское море впадают 130 рек, расположенные в основном в его северной части. Самые крупные из них: Волга, Терек, Сулак, Самур и Урал

Споры о том, называть ли водоем морем или озером ученые ведут до сих пор. Уровень Каспийского моря постепенно снижается. Большую часть воды в Каспий доставляет Волга. 90% черной икры добывается именно в Каспийском море. Среди них и самая дорогая — икра белуги-альбиноса «Алмас» (2 тыс.$ за 100 г).

В разработке нефтяных месторождения Каспийского моря принимают участие компании из 21 страны.

Эти два озера находятся на территории нашей страны, мы должны эти гордиться, давайте полюбуемся их великолепием.

Слайд15

(физминутка ролик «Гляжу в озера синие»)

- Учитель: Озеро – первоисточник

пресной воды.

Учитель: - Как использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

Люди используют воду из озера в жизни и хозяйственной деятельности.

- А как вы думаете, почему она не заканчивается?

- Чем же питаются озера?

(осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

 

-Обратите внимание на то, что реки могут впадать в озера и вытекать.

Слайд 16

Учитель: Сейчас вы самостоятельно работаете по маршрутному листу и заполняете. Изобразите на ней сточные и бессточные озера стрелками. Найдите на карте несколько примеров и запишите.

Учитель: У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. 

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают. 

 

Учитель: -А теперь работа с атласом, найдите озера с разной окраской.

-Что означает эта окраска?

Учитель: Правильно, все озера по солености можно разделить на две группы: пресные и соленые.

(Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые - розовым).

- Вот два озера (учитель дает розовый овал и голубой), как вы думаете, какое из этих озер будет соленым какое пресным. (учащиеся должны подставить к схеме сточное, бессточное озеро правильный овал.

 

Слайд 17

Озера (по солености):

Пресные – озера с соленостью до 1%0, например Онежское.

Солоноватые – озера с соленостью от 1%до 35%0

Соленые - озеро с соленостью более 35%0, например оз.Баскунчак, Эльтон.

Мертвое море-озеро расположено на 400 метров ниже уровня Мирового океана. Оно является самым соленым водным ресурсом планеты. Его соленость составляет 270-310%0. Утонуть в таком озере невозможно.


Ребята со временем озера могут обмелеть и реки принести в них много ила и песка, озеро начнет зарастать и образуется болото.

Слайд 18

Вред болот:

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.

Польза болот:

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды.

V. Рефлексия:

- на доске два озера: розовое и голубое, у вас на партах приклеены капельки, тоже розовые и голубые, если кто считает что урок сегодня был интересен и у него все получилось, приклеит пресные капельки в пресное озеро, а кто считает, что столкнулся с затруднениями и ,что то не получалось приклеит розовую капельку соленую в розовое озеро.

Слайд 19

Домашнее задание :п.35, стр.92-93, заполнить до конца маршрутные листы, описать озеро по плану на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность

«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

конспект урока по географии "План класса" в 6 классе специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ

Данный конспект - это практическая работа "План класса". В структуре занятия основную часть занимает практическая деятельность учащихся под руководством педагога. Для лучщего усвоения и закрепления уч...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...