Рабочая программа "География" 10-11 класс (профиль)
рабочая программа по географии (10 класс)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Н. Холиной «География. Профильный уровень. 10-11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-10-11-geografiya-dubrovina.docx.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение города Москвы

“Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова”

 

СОГЛАСОВАНО

На Методическом совете

ГБОУ Школа № 777   

Протокол № ___  от  «___»________2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 777

________________ Е.А. Савина

от «____» ___________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «География» профильный уровень

для среднего общего образования

Класс: 10-11

Срок реализации программы 2 года





Автор(ы)-составитель (и):

Дубровина И.Б.,

Учитель первой категории


Москва 2018

Планируемые результаты

Главной целью обучения является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.

Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.

Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.

Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).

Система уроков направлена на формирование коммуникативной компетенции — умения излагать свою точку зрения и отстаивать ее, а также умения излагать материал устно и письменно, умения сотрудничать и работать в группе, умения выслушать собеседника.

В результате изучения данного курса учащийся будет уметь:

1.позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;

2.понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;

3.осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;

4.оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;

5.пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией;

6.пользоваться современными методами пространственного анализа;

7.представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиапрезентации и защищать свою точку зрения;

8.критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.

Перечень формируемых компетенций, знаний, умений и навыков

В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:

1.самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);

2.расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;

3.составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;

4.картографировать социально-экономические показатели;

5.анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;

6.сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;

7.анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;

8.искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);

9.применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;

10.участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.

Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:

  1. Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
  2. Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
  3. Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
  4. Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
  5. Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
  6. Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
  7. Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
  8. Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
  9. Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).

  1. Функциональное и экологическое зонирование территории города.
  2. Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
  3. Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
  4. Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
  5. Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
  6. Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования.
  1. Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
  2. Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.

18.Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование.

Содержание учебного предмета

При составлении тематического планирования материал был распределён следующим образом:

10 класс. Общее распределение тем.

Раздел 1. География в современном мире- 8ч

География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук.

Законы размещения.

Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.

Модель Тюнена, парадигма экономической географии.

Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы- 26ч

Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.

Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты).

Формы государственного устройства и правления.

Организация территории  государства (унитаризм  и федерализм).

Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.

Международные политические организации. ООН.

Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран - 14 ч

Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.

Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.

Типы стран современного мира.

Анаморфированное картографическое изображение.

Раздел 4. Население и культура- 21 ч

Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.

География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.

Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.

Раздел 5. Городские и сельские поселения- 18 ч

Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города.

Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.

Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.

Раздел 6. Устойчивое развитие - 11 ч

Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.

Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.

Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).

Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов.

Региональный монополизм и региональная политика.

Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).

Киотский протокол.

Итоговый урок по курсу 10 класса – 1ч

Повторение- 4ч.

Резерв- 2ч.

11 класс. Общее распределение тем.

Актуализация знаний по курсу географии в 10 классе- 1 ч.

Раздел 7. Мировое хозяйство- 56ч

Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.

Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.

Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.

География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».

Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования). Лесное хозяйство и рыболовство.

Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.

Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК.

Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.

Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.

Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира.

Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности.

Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта).

Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.

Раздел 8. Региональная характеристика мира- 42ч

Повторение-3 ч

Резерв- 3ч.

Таким образом, разделы «Городские и сельские поселения», «Устойчивое развитие», которые в авторской         программе рассматриваются в 11 классе, были перенесены в 10 класс.

В раздел «Мировое хозяйство» была добавлена тема «Мировые природные ресурсы» и расширена тема «Закономерности размещения промышленности» за счёт рассмотрения отдельных отраслей промышленности, что позволит учащимся лучше ориентироваться в особенностях размещения отраслей промышленности, а также подготовит учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Так как выпускники старшей школы должны «уметь  характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий», появилась необходимость включить раздел «Региональная характеристика мира», где рассматриваются регионы и некоторые страны мира. Знание особенностей  стран и регионов мира необходимо для расширения кругозора учащихся и для формирования представлений о возможностях деловых и культурных контактов с данными странами. Кроме того, в части В (ЕГЭ), часто бывают задания, в которых по описанию надо узнать страну или регион мира.

Темы «Мировые природные ресурсы» и «Региональная характеристика мира» будет изучаться на основе учебника В.П. Максаковского для 10 класса. (Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2016г.)

Практические работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися  на уроке, получая необходимые консультации учителя.

10 класс. Практические работы.

№1. «Выбор места для строительства города»

№2. « Геополитическое положение РФ».

№3. « Составление многопризнаковой классификации стран региона».

№4. «Работа с демографическими пирамидами».

№5. «Размещение и рост городов».

№6 « Анализ сформированности систем расселения стран различных социально-экономических типов».

11 класс. Практические работы.

№1 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира топливными ресурсами».

№2 «Планируем путешествие»

№3 «Сравнение субрегионов Азии»

№4 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»

№5 «Сравнительная характеристика стран Африки и Латинской Америки»

Тематическое планирование

В распределении количества часов произошли следующие изменения:

Раздел

Кол-во часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

География в современном мире.

12+1 резерв

8

Политическая карта мира: государства и границы.

33+2 резерв

26

Богатство и бедность: типы стран.

25+1 резерв

14

Население и культура.

30+1 резерв

21

Городские и сельские поселения.

19+1 резерв

18

Устойчивое развитие.

18+2 резерв

11

Мировое хозяйство.

60+5 резерв

56

Региональная характеристика мира.

0

42

Повторение.

0

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая авторская программа по физике для 11 класса(профиль), 175 час

Рабочая программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 № 309-...

Рабочая программа по химии 8 (11) класс профиль

Статус документа Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание станда...

Рабочая программа по биологии 10 -11 класс профиль

Данная рабочая программа составлена к УМК Н.И Сонина, А.А. плешакова, В.Б. Захарова, для учителей работающих в профильных классах на 3 часа в неделю....

рабочая программа по алгебре УМК Никольский 11 класс(профиль)

материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список доп.литературы для учителя и учащихся...

рабочая программа по обществознанию 8 класс профиль

рабочая программ по обществознанию, 8 класс, профильный уровень 68 ч. Л.Н. Боголюбов...

рабочая программа по обществознанию 9 класс профиль

рабочая прогамма по обществознанию 9 класс 68 ч. Л.Н. Боголюбов...

рабочая программа по обществознанию 10 класс профиль

рабочая программа по обществознанию, 10 класс, профильный уровень, 102 часа, 3 часа в неделю. Л.Н. Боголюбов...