Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе
материал по географии

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творческого мышления, а также примеры их использования на уроках географии. такие приемы помогают не только понять и запомнить материал, но также подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления на уроках географии

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью

Л. Н Толстой

«Для того, чтобы усовершенствовать ум,

надо более размышлять,

нежели заучивать»

 Рене Декарт

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.

Что такое мышление?

  • Опосредствованное обобщённое отражение действительности в её существенных связях и отношениях;
  • Процесс познания человеком объектов и явлений окружающего мира;
  • Процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нём знаний и поступающей информации.

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

(сравнение критического мышления с бытовым и творческим)

Цель критического мышления :Научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

    В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:

  • стадия вызова (Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе); Информационная (актуализация (вызов «на поверхность»)‏ уже имеющихся знаний)‏; Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)‏
  • стадия осмысления (Информационная (получение информации); Систематизационная (классификация, ранжирование информации)) 
  • стадия рефлексии (Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации); Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)‏; Информационная (приобретение новых знаний), Оценочная (выработка собственной позиции)

Используются различные приемы:

  • «Что я знаю»

1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

  Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

  • «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты

(особенно эти приемы подходят в начальном этапе для определения цели и задач)

  • «Знаю, хочу знать, узнал». Этот прием используется на всех этапах урока, вначале они обсуждают первые два столбца, а в рефлексии идет обсуждение последнего столбца
  • «Ассоциации»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты

  • «Верные- неверные утверждения» Дается список утверждений и нужно выбрать какие являются верными, а какие нет и аргументировать свои ответы.. Такие задания можно встретить в ГИА
  • «Стороны горизонта» или «Почини цепочку». Нужно перечислить города в определенном порядке (к примеру города миллионеры с запада на восток) Эти задания также встречаются в ГИА, тем самым идет подготовка к экзамену, кто сдает
  • «Найди лишнее». Здесь еще важен процесс аргументирования, т.е объяснение своего выбора
  • «Прогнозирование» дается тема и небольшая информация по ней и можно на основе нее делать выводы по дальнейшему развитию. К примеру, глобальное потепление
  • Также распространенным в последнее время приемом является составление кластеров. Здесь можно как самому составить логическую схему, так и дополнять схему по определенным критериям. Также можно по готовой схеме сделать рассказ.

Также, я нашла еще различные приемы по критическому мышлению, в презентации ниже представлены.

И закончить свое выступление я бы хотела стихотворением

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

Когда сомнений нету боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полёта!

Всё это – дивное явленье –

Урок, рождённый вдохновеньем!

Литература:

  • Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития.-СПб.: Альянс, 2003.
  • Заир-Бек С.И., Муштавинская  И.В. Развитие критического мышления на уроке.-М.: Просвещение, 2004.
  • Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  • http://www ct-net.net
  • Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
  • Фестиваль педагогических идей  http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
  • Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии критического мышления на уроках экономики и географии".

Новые стандарты образования требуют от учителя применения новых технологий обучения. Одной из них является технология критического мышления...

Использование технологии критического мышления на уроках в общеобразовательной школе

Из опыта работы:Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии, географии.Что же такое  инновации?...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

примеры применения технологии критического мышления на уроках географии...

«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Ø    2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет перерабатывать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезной, а также преподнести учебный материал  ...

Методический семинар "Использование технологии критического мышления на уроках географии"

Реальность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу задач. Однако критическая оценка населением и отдельными людьми происходящих событий не приводит к адекватному выбору решения задач и не способ...