Географическая культура – часть общечеловеческой культуры.
статья по географии (7, 8 класс)

Савина  Рада Алексеевна

  Актуальность вопроса географической культуры в образовании, взгляд на эту проблему В.П. Максаковского. Реализация  идей воспитания  географической культуры на примере собственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskaya_kultura.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

           Географическая  культура – часть общечеловеческой культуры.

       1 часть – вступление

       «География – единственный в школе предмет мировоззренческого характера, который формирует у учащихся комплексное и системное представление о Земле. Именно поэтому географическая культура является составной частью общей культуры».  Владимир  Павлович Максаковский.

      Сегодня люди во всем мире продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной Дом для себя и будущих поколений?»                                                                

      Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, тем больше у них возможностей.

     Сегодня в образовании происходит «географический ренессанс», если можно так назвать - к географии вновь повернулись лицом.

      В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовала бы живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Проблемы взаимодействия природы и общества.

      Владимир  Павлович Максаковский  уделил большое внимание изучению географи-ческой культуры как всемирно - историческому явлению. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", выделяя в нем следующие группы: 
1- географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения; 
2-  политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении которых география участвует "на равных" с другими учебными дисциплинами;
3-  экологические знания и умения, в формировании которых география играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры); 
4-  географическое мышление;
5-  специфический "язык" географии, как элемент географической культуры. 
Следует добавить: 
-   внедрение картографических знаний в повседневную жизнь общества; 
- основополагающие знания в области политической и социально-экономической  географии, способствующие формированию в том числе "рыночной" культуры.

      Вопрос о географической культуре весьма актуален, ведь уровень этой образованности  по-прежнему недостаточно высок. География в школе – один из

учебных предметов, имеющий целью дать учащимся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, развить познавательный интерес к другим народам и странам.

       К. Д. Ушинский, обосновывая роль географии как учебного предмета, особенно отмечал значение знания учащимися географии своей Родины для подготовки к самостоятельной жизни.

                             

                         2  часть – примеры из опыта работы

        Каким образом я пытаюсь воплотить идеи географической культуры в процессе обучения на своих уроках? Для примера я выбрала уроки, посредством которых пытаюсь продолжить формирование образа России в разных аспектах, на достоверных фактах и  эмоциональных образах.          

    9 класс. Региональный раздел, тема «Центральная Россия» дает великолепные возможности для формирования  географической культуры в самом широком смысле этого понятия.                                                                                                                                       После краткого общего ознакомления учащиеся по желанию, учитывая интересы, делятся на группы.  Каждая группа получает  задание –  составить маршрут  по городам и весям Центральной России и подготовить выступление. Тематика этих маршрутов такова: 1 группа – экономисты составляют обзор крупных промышленных центров Ц.Р. -  машиностроения, металлургии,  химической и текстильной промышленности (Москва, Ярославль, Липецк, Н.Новгород и др.);                                                                                                                                 2 группа – искусствоведы – музеи-усадьбы, связанные с именами великих писателей, художников, композиторов (Толстого, Чехова, Тургенева, Есенина, Чайковского, Левитана);  3 группа – назовем их паломниками, которые отправляются по городам Золотого кольца, храмовым комплексам – это национальным  святыни русского народа (Сергиев Посад, Ростов Великий и др.);                                                                                                                   4 группа – мастера золотые руки составляют маршрут по годам и местечкам, где зародились и сохранились народные промыслы (Ростовская финифть, Мстера, Палех, Федоскино, Жестово, Торжок); 5 группа – натуралисты отправляются на поиски природных памятников, национальных парков и заповедников (Мещера, Угра, Плещеево озеро, Валдай и др.);   при желании можно организовать и; 6 группу – города, связанные с именами ученых др. известных людей (Липецк – Семенов-Тян-Шанский, Калуга – К.Э.Циолковский, Владимир - А.Г.Столетов, Королев, ) или совершить путешествие по городам - Наукоградам…                                                                                                                                               Каждая группа готовит выступление с использованием цифровых ресурсов по рекомендации учителя, например портал Культура РФ в разделе «Образ России» по которому можно разыскать интересующие объекты + Google карты, с помощью которых прокладывается маршрут и рассчитывается время переездов  от точки до точки.  Выступления иллюстрируются красочными презентациями, музыкальными фрагментами (где это уместно), а также образцами изделий народных промыслов.                                       Каждая группа прокладывает свой маршрут на контурной карте, отмечая «места остановок». После выступлений всех групп можно наложить карты и найти места совпадения объектов с разными особенностями – сделать вывод, например, г.Ярославль это не только древний исторический центр который является объектом наследия ЮНЕСКО, но и крупный промышленный центр где был основан первый в мире завод синтетического каучука; или национальный парк Мещера, связан также с именем писателя К.Г. Паустовского, который воспевал эти великолепные места в своих произведениях.

 

     

Ученики создают свои проекты в группах самостоятельно добывают информацию, регулируя свои действия и действия членов своей команды - это подразумевает коммуникативный аспект; растет познавательный интерес (ведь многие не имели представления о том где родились и жили известные писатели или ученые); на этом материале строятся также метапредметные связи с литературой, историей.                                                                                                                                                                 Основная идея или цель такого урока – показать значимую для нашей страны территорию Центральной России с разных сторон: в хозяйственном, историческом, культурном, природном смыслах; показать какую важность для сохранения самости нашего народа имеет сохранение традиций, культурного наследия и природного фактора; также показать в географическую концентрацию – сочетание на определенной территории важнейших для русского народа объектов. Конечно, красной нитью этого урока является воспитание патриотизма. Также каждый предложенный маршрут может стать темой  для исследовательской работы или совершить летнее путешествие, что я и делаю.

                                   

    8 класс. При изучении темы «Растительный и животный мир России» или «Природные зоны России» я разработала урок-конференцию «Значение лесов России».   Основная идея – разрушить стереотипное потребительское представление горожан о лесах, показать их неимоверную значимость в нашей повседневной жизни. Урок начинаю с чтения с великолепного отрывка К.Г.Паустовского «Леса Мещеры». Затем  вызов - «провокации» ученика: – «А зачем нам нужны  подробные знания о лесах, если мы живем в городе?» Учитель: «Я хочу вас убедить в том, что лес играет большую роль в современной жизни людей, знания о лесах пригодятся, и вы мне в этом поможете.                                                                                                                                              Но прежде всего, посмотрите на карту природных зон, в какой зоне построен наш город?».   Проведение требует подготовки. Учащиеся предварительно получают задания по группам - подготовить выступления от имени людей разных профессий:               1) историки – «формирование русского народа в лесной зоне, лес кормил и одевал…»;  2) экономисты – «как используют лесные ресурсы в промышленности – 20 тыс.видов продукции; как используют  древесину отдельных видов (сосны, ели, лиственницы, березы, липы и т.д.);   3) группа экологов – «лес - легкие планеты, защита пашни, водных ресурсов и т.д.»;    4) медики – «советы доктора - как лечиться лесом, физическое и психическое здоровье человека»;   5) туристы – используют фотографии из личных архивов ежегодных школьных турслетов в Лемболово как пример нашего пребывания в лесу (фото мусорных куч, которые оставляют после себя другие туристы); 6) защитники леса – лесничие -  «как люди порой ведут себя в лесу, что оставляют и каковы последствия» (тут можно вспомнить и строки А.П.Чехова из пьесы «Дядя Ваня» - «Русские леса трещат под топором… лесов все меньше, реки сохнут»;                                    7) культурологи – «эстетическое значение лесов – леса вдохновляли многих поэтов, музыкантов и художников» - звучат стихи Бунина, отрывки из произведений Паустовского, музыка П.И.Чайковского из «Времен года» сопровождает показ картин великих художников.

                           

         Итоги урока – рефлексия – многообразны: 1) тест «Формирование духовного склада русского человека по Ключевскому (выбрать из перечня черты сформированные лесом);  2) таблица, именуемая - «Итоговый документ конференции», куда учащиеся вписывают кратко все основные идеи урока;   (* прилагается)  3)можно предложить на дом разработать «Заповеди, идущему в лес»; а также знакомство с разнообразием лесов России – смена лесных сообществ в меридиальном и широтном направлениях.                            4) Как вы понимаете фразу академика Лихачева – «Лес – центр морали»? – это обсуждение выводит нас на понятия морально-этического плана;                                                                                                                                                                              

      Задача этого урока не только познавательные - продолжить формирование представлений и знаний об  особенностях природы России, взаимосвязь компонентов природы, показать важность лесных ресурсов в их различных аспектах; продолжить формирование знаний экологии, показать значимость этих знаний.                                                                                            Метапредметные связи вовсю присутствуют - это  исторический материал, связанный с формированием русского народа, их отношения к лесам и использованием их ресурсов, биология – влияние лесов на здоровье людей;  литература – стихи И.А.Бунина, П. Бровко, отрывки из произведений А.П. Чехова, К.Г. Паустовского и др.; изобразительное искусство – репродукции великих мастеров – И.И.Шишкина, И.И. Левитана,  музыка – использование музыкального оформления (Чайковский, «Времена года»); химия – химические знаки и символы; соединения, загрязняющие атмосферный воздух.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Личностные - влияние леса на физическое, психическое и духовное здоровье людей – «как лечиться лесом»; необходимость знания о лесах продиктована тем, что жители Санкт-Петербурга – жители лесной зоны; воспитание чувства патриотизма;   бережное отношение к лесам; духовное, эстетическое развитие личности, любовь к природе через её понимание;   воспитание морально-нравственных категорий через понимание потребительского отношения человека к лесам – «лес – центр морали» - академик Лихачёв.                                                                                                                                                              Коммуникативные аспекты  проявляются через рассказы учащихся, которые выступают в качестве представителей разных профессий и их обсуждения.                                                                                                                                                                                                              Регулятивные - отбирать главные идеи урока; работают с картой, диаграммами, цифровым материалом; культура устной и письменной речи, культура публичных выступлений, интеллектуальные умения – анализ, обобщения, абстрагирование ситуаций.                                                                                                                        Образовательная среда: использование – демонстрация презентации в качестве иллюстраций к уроку  материалы из личного  фотоархива (туристич. слет); карта растительности или, лучше природных зон России; таблицы, иллюстрации лесов;  коллекция древесины для наглядности;  раздаточный материал.                                                                                                                          Конечно, можно изучать п.зоны по типовому плану, который сами же ученики и составляют. Мы придерживаемся его, но можно для каждой п.зоны выделить свою изюминку. Например, изучая зону тундры, я решила сделать акцент на особенностях жизни населении. Нашла в YouTube замечательный фильм - «Суровая жизнь в

тундре». Это небольшая история ненецкого мальчика, который отправляется  на поиски оленьего стада. Показана не только система выживания в этих суровых условиях, традиции, но и его ощущения. Ребята очень живо откликаются на эту историю – приходит истинное понимание того что такое географическая среда.

7 класс. Тема океаны. «Сравнительная характеристика океанов».  

  Ученики отправляются в экспедиции по океанам.

1 этап - работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием по двум океанам  по определенным специальностям: историки, климатологи, геоморфологи, биологи, экономисты и экологи. Задание - используя тексты  §15, 16 об океанах заполните карточки; подготовьте рассказ по своей теме. *карточки с заданиями1 прилагаются

2 этап - работа в четверках. «Специалисты»  объединяются в четверки, т.е. поворачиваются к ученикам, сидящим сзади, получают карточку с вопросами для  сравнения по данным специальностям, записать ответы на карточку. *карточки с заданиями 2 прилагаются

3 этап выступления - домашнее задание. 1вариант выступлений – рассказы  групп  «специалистов»  (1-историки, 2- климатологи, гидрологи, 3- геоморфологи,   4- биологи, 5- экономисты, экологи);                                                                             2 вариант – специалисты,  выполнявшие работу в одном океане,  объединяются в группу «океаны» (Тихий, Атлантический, Индийский, С.Ледовитый)  

4 этап – итоги -  участники  вписывают данные в таблицу * таблица прилагается; либо предлагается тест * прилагается 

Личностные - попробовать себя в новой деятельности «специалиста» и оценка собственной деятельности, расширение круга интересов, проявление творческих способностей, приобретения опыта выступления по данному вопросу.                                                                                               Регулятивные - определить цель, планирование - выстроить цепочку необходимых знаний, провести отбор информации да данному вопросу, преобразовать информацию в таблицу, сравнить объекты, оценить результаты собственной деятельности и сравнить и оценить работы других.                                                                                                                                           Познавательные - исследовательские: определение источников (учебник, карты, интернет) и поиск необходимой информации; логические: выделение существенных признаков, составление плана, представить информацию в виде таблицы и отвечая на вопросы «выводов» по своим специальностям; знаково-символические: подготовка рассказа о «своем океане по своей специальности».                                                                                                                      Коммуникативные - организация работы в парах, а затем, в четверках;  уметь высказывать свое суждение и отстаивать свою точку зрения, оценивать ответы одноклассников.

Заключение.  Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. Поэтому основы географических знаний должны стать необходимым элементом культуры современного человека.