Урок "Дороги и перекрёстки"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Решетникова Марина Васильевна

Цели урока:
      • Раскрыть связь человека с реками, морями.
      • Выявить значение рек, морей, каналов  в жизни общества.
      • Раскрыть значение водных путей в развитии страны.

  • Развивать умения и навыки учащихся работать с картами учебника, контурными картами
  • Воспитывать у учащихся экологическое мышление, бережливость по отношению к водным ресурсам страны.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, проблемный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogi_i_perekryostki.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка   урока географии в 8 классе

«Водные дороги и перекрестки»

( К учебнику  под редакцией  А.И. Алексеева  «География. Россия.  8  класс».

 Серия «Полярная звезда». Издательство «Просвещение», 2012)

 Цели урока:
      • Раскрыть связь человека с реками, морями.
      • Выявить значение рек, морей, каналов  в жизни общества.
      • Раскрыть значение водных путей в развитии страны.

  • Развивать умения и навыки учащихся работать с картами учебника, контурными картами
  • Воспитывать у учащихся экологическое мышление, бережливость по отношению к водным ресурсам страны.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, проблемный.

Оборудование: физическая карта России, атлас 8 класс, учебник 8 класс, контурные карты, ИКТ (презентация  по теме урока).  

Ход урока

I.  Организационный момент. Сообщение темы и плана урока. Слайд №1

II. Проверка домашнего задания.

1. Географический диктант. На физической карте России отмечены озёра, реки. Слайд №2

Выпишите в тетрадь название географического объекта, показанного на карте цифрами        

      I вариант – красным цветом                    II вариант – синим цветом

2. Тестовое задание:

1вариант.

 1.Выберите верный ответ. Основной причиной образования болот является:
      а) недостаточное увлажнение;
      б) плоский рельеф;
      в) близость грунтовых вод.
      
2. Выберите верный ответ. Большинство озер европейской части России:
      а) сточные и соленые;
      б) сточные и пресные;
      в) бессточные и пресные.
      
3. Выберите верный ответ. Наиболее широко в хозяйственных целях используются воды:
      а) озер;
      б) рек;
      в) ледников;
      г) болот

2 вариант. 

1. Выберите верный ответ. В какой части России находится «озёрный край»?

а) на Дальнем Востоке

б) В Западной Сибири

в) в Восточной Сибири

г) На северо-западе Русской равнины.

2. Выберите верный ответ. Каково происхождение  котловины Онежского озера?

а) искусственное

б) ледниковое

в) тектоническое

г) вулканическое

3. Выберите верный ответ. Укажите самое глубокое озеро России:

а) Ладожское

б) Каспийское

в)  Байкал

г) Онежское

III. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями и проверьте по ключу. Выставьте оценки.    Норма оценок:

8 правильных ответов – оценка »5»

7 правильных ответов - оценка »4»

5-6 правильных ответов - оценка »3»

1. Географический диктант:  

I вариант:

2 вариант

  1. Каспийское озеро
  1. Волга
  2. Ладожское озеро
  3. Енисей
  4. Байкал

  • 1. Лена
  • 2. Обь
  • 3. Волга
  • 4. Амур
  • 5. Ангара

Тест

1-в

2-б

3-б

Тест

1-г

2-б

3-б

Слайд № 4,5

IV. Работа над новым материалом.

1.  Почему человек издревле селился у воды? Слайд №5

1вариант -  Прочитать текст на стр.126. При ответе используйте рис. 54 на стр.127

2 вариант - По карте Республики Бурятии определить, какие населенные пункты располагаются на реках, озерах или вблизи них. Чем это обусловлено?

Вывод: берега морей и рек были и остаются удобными для ведения хозяйства, торговли, отдыха, строительства портов.

2. Как менялось значение рек в жизни общества?

Человек преобразовывает реки, сооружая каналы, водохранилища, гидроэлектростанции. На карте (рис. 55 на стр.  128 учебника) найти крупные каналы: Волго- Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской. Слайд № 9,10,11

Задание: по физической карте России определите, к каким морям получила выход Москва, как проходят эти маршруты?

Канал имени Москвы длиннее Панамского, шире Суэцкого. Его создание позволило решить проблему водоснабжения 10 млн. жителей столицы.

 Крупнейшие водохранилища: Горьковское, Куйбышевское, Вологоградское, Цимлянское, Брасткое, Иркутское

Крупнейшие гидроэлектростанции: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская. Слайд № 8

Дискуссия:

 – Строительство каналов,  ГЭС, водохранилищ — хорошо это или плохо? Ответ обоснуйте. Что такое экологическое равновесие?

3. Практическая работа.

А. Нанести на контурную карту крупные морские порты: - Санкт – Петербург,  Мурманск. Новороссийск. Владивосток, Находка, Туапсе, Махачкала,  (Сообщения о крупных морских портах страны). Слайд № 12,13,14

Б. Нанести на контурную карту крупные речные  порты: Архангельск, Диксон, Дудинка, Тикси, Певек, Якутск, Салехард, Астрахань,Нижний Новгород,, Волгоград, Ростов на Дону.

V. Закрепление

Установи соответствие: Слайд № 15, 16

Море

Порт

1. Чёрное

2. Японское

3. Охотское

4. Белое

5. Берингово

6. Балтийское

А.  Провидения

Б.Новороссийск

В.Владивосток, Находка

Г. Магадан

Д. Архангельск

Е. Санкт-Петербург

Проверка по ключу:

1. Б    2. В    3.Г    4. Д.    5. А.   6. Е

VI.  Домашнее задание: 1. Изучить  §26

2. Ответиь на вопросы после §26 №1 – 7.

3. Индивидуальное сообщение: вопрос № 13

VII. Выставление оценок за урок.

VIII. Рефлексия урока. Слайд № 17

 1. Что я делал на уроке?

2. Какими способами достиг цели?

3. Что в результате получил?

4. Что я чувствовал на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-конкурс для старшеклассников(10 класс) "На житейских перекрёстках"

Для сплочения коллектива, созданного из ребят разных классов. провожу эту игру-конкурс, в которой разыгрываются ситуации знакомства, установки межличностных отношений, выхода из конфликтных ситуаций...

Разработка урока географии в 8 классе по теме "Водные дороги и перекрёстки"

Разработка   урока географии в 8 классе  по теме "Водные дороги и перекрёстки", предназначена для учителей, работающих по УМК А.И.Алексеева. Цели урока: ...

Внеклассное мероприятие На перекрёстках физики и биологии

Внеклассное мероприятие предназначено для проведения в неделю естественных наук для обучающихся 7-9 классов....

Метапредметная игра "Перекрёстки"

Данная разработка представляет собой интеллектуальную игру, в которую включены вопросы по химии, биологии, географии, истории, литературе. Можно проводить в рамках школьных предметных недель для учащи...