Подготовка к ГИА по географии
статья по географии

Гужева Татьяна Анатольевна

В статье даны рекомендации и примеры из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia_.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Система подготовки обучающихся к ГИА по географии»

(по планированию работы с выпускниками 9 и 11 классов по подготовке к ГИА по географии). 29.08.2018г.

Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла в новую для участников образовательного процесса форму – государственную итоговую аттестацию (ГИА), основной целью которой является дифференциация выпускников общеобразовательной средней (общей) школы по уровню подготовки с целью итоговой аттестации и отбора наиболее талантливых учащихся.

Апробация ГИА в новой форме в Российской Федерации проводится с 2002 года. ГИА – это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов, радикально отличающаяся от привычной формы экзамена, это новая реальность в российском образовательном пространстве.

С 1 сентября 2016 г. вступает в силу Приказ Минобрнауки России №692 от 7 июля 2015 года «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394», согласно которому ГИА является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе, является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества образования и каждый учащийся, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Предметом по выбору, наряду с другими 8 учебными дисциплинами, является и география. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет чётких методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна.

Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.

Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.

География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.

К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.

В последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география, к величайшему сожалению, не входит, это касается обучающихся в 11 классе. Географию, как правило, выбирают большинство обучающихся 9 класса, потому что считают, что этот предмет легче сдать, чем остальные предметы.

Это в основном, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс закончить девять классов. Хотя, я считаю, что лёгким предметом географию назвать нельзя.

Поэтому содержание контрольно-измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально- культурные и экономические.

Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.

Выпускники 9 класса должны обладать сформированными общеучебными умениями и навыками: наблюдением, отбором, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации, как правило, должна идти на протяжении всего обучения, но на это не всегда хватает учебного времени, а дополнительными часами учителей географии, увы, не балуют. Подготовка учащихся 9 классов к ГИА осуществляется мною в основном в дополнительное от учебы время. Как правило, после занятий. На уроках вести подготовку нецелесообразно, т.к. мало количество учащихся, выбирающих данный предмет для итоговой аттестации. Раз в неделю проходит консультация, которая начинается с октября месяца. Раз в четверть выполняли пробную версию ОГЭ. Первые пробные работы показывают очень низкое качество у большинства. Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет обучающийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

На первых консультациях работа с бланками, инструкциями, памятками, демоверсией (так же это входит в экзаменационный уголок), знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы получить как можно больше баллов.

В своей работе я использую формы проверки изученного материала в форме  тестов, географических диктантов, цифровых диктантов, задание на соответствие, решение географических задач по разным темам. Это дает возможность «натаскивание» учеников на работу с тестами.

Главное в  подготовке я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. (знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.)

 Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. (на настенных и индивидуальных картах показывают географические объекты.) Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.

Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с картами.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами, графиками.

При подготовке я применяю информационные технологии.(Презентации, дополнительную наглядность дидактические карточки- это способствует лучшему запоминанию учебного материала.

Сначала я показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от обучающихся.

Для работы над пробными вариантами предлагаю инструкции решения типовых тестовых заданий по разным темам.

Например, чтение синоптической картыопределение зоны действия

атмосферных вихрей: рассмотреть фрагмент карты и её условные знаки; найти окружности циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление), сопоставить их положение с городами, указанными в задании, определить города в зоне их действия, определить изменения погоды в связи с атмосферными вихрями.

По заданию определить, какие изменения погоды прогнозируются (похолодание или потепление погоды): для этого найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт (по условным знакам) и направление их перемещения, далее найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта, и выполнить задание.

Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. 

Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности. Особое внимание уделяем построению профиля рельефа местности, так как в школьном курсе географии этому уделяется мало внимания. Да и ученики 9 класса забывают материал 6 класса и без подготовки и повторения этого материала, эти задания выполнить не могут.

При выполнении заданий по определению страны или региона нужно приучить ребят искать главные мысли в описательном тексте. Это поможет распознать страну или регион России по описанию.

Чтобы хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив очень много тестовых тренировочных заданий. Для этого мы используем разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ, ЕГЭ», онлайн тесты - где можно решать задания, с последующей проверкой правильности выполнения работы.

Основные приёмы подготовки к ГИА:

  • групповые и индивидуальные консультации;
  • знакомство со структурой работы; с умениями заполнять бланки;
  • решение вариантов демоверсии; вариантов в разных источниках;
  • разбор теоретического материала по основным разделам курса географии, входящим в работу;
  • практические занятия с географической, топографической картами, планом и профилем местности, статистическими материалами;
  • самостоятельная работа обучающихся по решению различных заданий.

Данная система мероприятий  способствует повышению качества подготовки и приводит к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА обучающимися.

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.

Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.

ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

  1. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
  2. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
  3. В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.
  4. При подготовке к ЕГЭ по географии  необходимо систематически проводить мониторинг подготовки к ГИА для выявления типичных ошибок и работать над их устранением.

Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 9 классе

Диагностическая карта уч-ся 9 класса  ФИ __________________________________

Тема/ Дата

1.Географические особенности природы и народов Земли 

2.Географическое положение России 

3.Особенности природы России 

4.Геоэкологические проблемы 

5.Отрасли хозяйства России, особенности размещение 

6.Природные ресурсы, их использование и охрана 

7.Особенности населения России 

8.Территориальная обеспеченность ресурсами 

9.Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами 

10.Географические явления и процессы в геосферах 

11.Разные территории Земли: анализ карты 

12.Причины возникновения геоэкологических проблем 

13.Существенные признаки геогробъектов и явлений 

14.Географические координаты 

15.Географические явления и процессы в геосферах (C1) 

16.Географические объекты и явления 

17.Разные территории Земли: анализ карт 

18.Расстояние на карте просмотреть

19.Направление на карте просмотреть

20.Чтение карт различного содержания (C2) 

21.Чтение и анализ карт просмотреть

22.Географические объекты и явления 

23. Разные терр Земли, их обеспеченности ресурсами (C3) 

24.Определение поясного времени 

25.Особенности природно-хозязон и районов России 

26.Географические явления и процессы в геосферах 

27.Анализ информации о разных территориях Земли 

28.Выявление эмпирических зависимостей 

29.Географические следствия движений Земли 

30.Выявление признаков географических объектов и явлений 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по географии

Решение трудных задач по географии 11 класс...

Подготовка к ГИА по географии

Представлен методический опыт подготовки учащихся к аттестации....

Карточка для подготовки к ГИА-9 география, 9 класс

Карточка для подготовки к ГИА-9 география, 9 класс включает 2 задания. 1 задание - найти соответствие: субъект-столица. 2 задание - рассчитать годовую амплитуду...

Памятка для выпускников 11 класса при подготовке к ЕГЭ по географии.

Особое внимание хочется обратить на картографические задания (из части С). Круг предлагаемых к выполнению задач не так велик:Определить азимут на объект местности;Определить длину расстояния меж...

Факультатив подготовка к ЕГЭ по географии

Факультатив подготовка к ЕГЭ по географии . Представлена пояснительная записка, учебный план и список литературы...

Подготовка к ГИА по географии. Презентация.

Презентация составлена для подготовки учащихся 9 класса к ГИА. В заданиях проверяется умение применить полученные на уроках знания и умения для определения географических объекто  ( стран) по их ...

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...