Разработка открытого урока в 5 классе "Вулканы Земли", к учебнику Летягин, ФГОС
презентация к уроку по географии (5 класс)
Разработка открытого урока в 5 классе "Вулканы Земли" с применением технологии ИСУД (Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности)
УМК А,А Летягин, "Вентана-Граф", ФГОС
Цель урока: создать условия для формирования знаний о вулканах, их видах; обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, жерло, магма, лава, действующий вулкан, потухший вулкан, конический вулкан, щитовой вулкан, гейзер.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная, парная.
Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, телевизор, звуковые колонки, учебник, атлас, рабочая тетрадь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадай загадки 1.Носит бабка, Снежную шапку Каменные бока, Закутанные в облака 2. В огне горы родился- От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал 3.Жевать – не жую, А все поедаю, сжигаю
Тема урока: Вулканы Земли.
Тема урока: Вулканы Земли. Цель урока: изучить вулканы Земли.
ГЕФЕСТ (Вулкан) –бог огненной стихии и кузнечного ремесла, олицетворяющий собой силу и творчество
Что такое вулкан? Вулкан – это гора или возвышенность, возникшая над каналами и трещинами земной коры, по которым из недр поднимается магма.
Решаем первую задачу: Узнать, что такое вулкан, как он устроен. Задание1 . Рабочая тетрадь, стр.19 «Нарисуй схему вулкана и укажи его части», пользуясь учебником на стр. 35. Назови главные части вулкана и дай им определение.
Задание 2. «Найди свою пару» Магма Кратер Лава Жерло
Решаем вторую задачу урока: Познакомиться с видами вулканов Задание для 1 ряда Задание для 2 ряда Задание для 3 ряда Просмотрите видеосюжет« Типы вулканов по форме», заполните схему. Найдите эти вулканы в атласе и покажите на карте полушарий. (Везувий, Этна, Эльбрус, Гавайские острова, Гекла) Работа с учебником «Виды вулканов по активности» стр. 36-37, заполните схему. Найдите эти вулканы в атласе и покажите на карте полушарий. ( Льюльяйяко, Ключевская Сопка, Шивелуч) Практическая работа «Собери вулкан» , найдите его в атласе и покажите на карте полушарий. (подсказка-высота вулкана 5895 м).
Критерии оценивания 1 ряд 2 ряд 3 ряд Все блоки схемы заполнены, найдены все указанные вулканы оценка «5» Имеются 2-3 неточности, найдены не все вулканы – оценка «4» Схема заполнена наполовину, найден один вулкан – оценка «3» Все блоки схемы заполнены, найдены все указанные вулканы оценка «5» Имеются 2-3 неточности, найдены не все вулканы – оценка «4» Схема заполнена наполовину, найден один вулкан – оценка «3» Картина вулкана собрана полностью, правильно угадан вулкан - Оценка «5» Картина собрана больше, чем на половину, угадан вулкан – Оценка «4» Картина собрана на половину, вулкан не угадан – Оценка «3»
Щитовой вулкан Lyn Topinka Конический вулкан Виды вулканов по форме Гавайские острова, Исландия Везувий, Этна, Эльбрус
Виды вулканов по активности Действующие – Льюльяйльяко, Южная Америка
Шивелуч, п-ов Камчатка
Потухшие- Килиманджаро, Африка
Решаем третью задачу: проявления вулканизма Задание .Вставить недостающие пропуски в предложения, пользуясь текстом учебника на стр. 37- «Проявления вулканизма».
Еще одно интересное проявление вулканизма получило название гейзер . Периодичность действия гейзеров основана на том, в подземные пустоты проникает вода , которая нагревается там до 100 градусов и выше. В определенный момент водяной пар и кипящая вода с шумом выбрасываются из горловины гейзера. Через некоторое время извержение гейзера заканчивается до нового перегрева воды.
Критерии оценивания Вставлены 8-7 пропусков – оценка «5» 6-5 – оценка «4» 4-3 – оценка «3» Занесите свою оценку в оценочный лист Выведите итоговую оценку.
Иногда во время урока мне было сложно выполнять задания, я старался, но не все получилось. Урок был для меня увлекательным и интересным, я много узнал и многому научился. Урок мне показался длинным и неинтересным. Я работал неактивно.
Запишите домашнее задание : Прочитать п. 7 , выполнить задание в рабочей тетради на стр. 18, 20 «оценка «4» либо 2. Приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере - «оценка «5» либо 3. Сделать модель вулкана из пластилина – оценка «5»
Предварительный просмотр:
Бланк ответов к тесту «Слои «твердой» Земли»
1 вариант
Имя | ||||||
Фамилия | ||||||
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Оценка |
Вариант | ||||||
А | ||||||
Б | ||||||
В |
1.Как называется твердая оболочка Земли?
А) атмосфера Б) литосфера В) гидросфера
2. Самую высокую t° вещества имеет:
А) земная кора; Б) ядро; В) мантия.
3. Мощность этой оболочки от 5 км:
А) земная кора; Б) ядро; В) мантия.
4.Как называется внутренняя оболочка, расположенная в центре Земли?
А) мантия; Б) ядро; В) земная кора;
5.Расставьте внутренние оболочки Земли в порядке увеличения в них температуры:
А) мантия; Б) ядро; В) земная кора;
Бланк ответов к тесту «Слои «твердой» Земли»
2 вариант
Имя | ||||||
Фамилия | ||||||
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Оценка |
Вариант | ||||||
А | ||||||
Б | ||||||
В |
1.Какая оболочка Земли подразделяется на верхнюю и нижнюю части?
А) мантия; Б) ядро; В) земная кора;
2.В каком состоянии находится вещество мантии?
А)жидком Б)твёрдом В)газообразном
3. Земная кора и верхняя часть мантии – это…
А) ядро Б) литосфера В) мантия
4.Назовите планету земной группы:
А) Юпитер Б) Плутон В) Земля
5. Наука, изучающая строение земной коры и процессы, происходящие в ней, называется:
А) естествознание Б) геология В) география
Задание для учащихся 1 ряда. Задание для учащихся 2 ряда.
Посмотрите видеосюжет«Типы вулканов по форме» и заполните схему. Найдите эти вулканы в атласе ипокажите эти вулканы на карте полушарий.
Внимательно прочтите текст в учебнике на стр. 36 «Вулканы мира» и заполните схему. Найдите эти вулканы в атласе и покажите эти вулканы на карте полушарий.
.
Примеры:
1. 1. Гавайские острова Пример: Килиманджаро
2. 2.
3.
Лист самооценки.
Тема урока:___________________________________________________________________________________.
Цель урока:___________________________________________________________________________________.
Оцени свои знания на всех этапах урока.
Удачи тебе!
Ф.И. учащегося | Тест «Слои твердой Земли» | Работа с определением вулкан и со схемой «Строение вулкана» | Типы вулканов. (работа по рядам) | Работа по карте полушарий и атласу. | Работа с текстом «Гейзеры» | Оценка за урок |
- Поставьте в каждый раздел, который изучите на уроке оценку (5,4,3,2)
- Сложите свои баллы и выведите среднее число. Это ваша оценка за урок!
Задание. (работа в парах)
Вставьте пропуски в текст, используя текст учебника на стр.37:
Еще одно интересное проявление вулканизма получило название 1 _______________. Периодичность действия гейзеров основана на том, в подземные пустоты проникает 2 _________, которая нагревается там до 3 _________ и выше. В определенный момент 4________________________ 5________ и 6_______________________ 7__________ с шумом выбрасываются из горловины гейзера. Через некоторое время извержение гейзера 8_________________________ до нового перегрева воды.
Задание. (работа в парах)
Вставьте пропуски в текст, используя текст учебника на стр.37:
Еще одно интересное проявление вулканизма получило название 1 _______________. Периодичность действия гейзеров основана на том, в подземные пустоты проникает 2 _________, которая нагревается там до 3 _________ и выше. В определенный момент 4________________________ 5________ и 6_______________________ 7__________ с шумом выбрасываются из горловины гейзера. Через некоторое время извержение гейзера 8_________________________ до нового перегрева воды.
Задание. (работа в парах)
Вставьте пропуски в текст, используя текст учебника на стр.37:
Еще одно интересное проявление вулканизма получило название 1 _______________. Периодичность действия гейзеров основана на том, в подземные пустоты проникает 2 _________, которая нагревается там до 3 _________ и выше. В определенный момент 4________________________ 5________ и 6_______________________ 7__________ с шумом выбрасываются из горловины гейзера. Через некоторое время извержение гейзера 8_________________________ до нового перегрева воды.
ОТКУДА ПРОИЗОШЛО НАЗВАНИЕ "ВУЛКАН"
Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов!
У древних римлян бог огня и кузнечного дела сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня-Гефест.
Многие вулканы имеют имена со словами "огонь", "дым". Например, североамериканские индейцы назвали одну из огнедышащих гор Лувала-клаф, что переводится как "гора, извергающая столбы горного дыма".
Самый высокий действующий вулкан на нашей планете – Льюльяйльяко – расположен в Центральных Андах Южной Америки. Его высота 6723 м.
Вулканы Ключевская Сопка и Шивелуч – самые активные среди действующих вулканов Камчатки, объявленных памятниками Всемирного природного наследия .
В Италии находятся самые опасные вулканы Европы – вулкан Везувий и вулкан Этна. Вулкан Эльбрус находится на Кавказе.
Вулканические Гавайские острова находятся в Тихом океане.
На острове Исландия также располагаются вулканы.
ЛАВА
КРАТЕР
МАГМА
ЖЕРЛО
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Вулканы Земли
ФИО учителя | Хомутникова Наталья Олеговна | |
Место работы | МАОУ Каменский лицей имени Кожевина В.Е. | |
Должность | учитель географии | |
Предмет | география | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Вулканы Земли, урок №10 | |
Базовый учебник | Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2014г. |
- Цель урока: создать условия для формирования знаний о вулканах, их видах;
обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, жерло, магма, лава, действующий вулкан, потухший вулкан, конический вулкан, щитовой вулкан, гейзер.
Планируемые результаты:
предметные
знать строение вулкана, его виды;
уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;
определять на карте местоположение вулканов, давать им краткую характеристику.
личностные
осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;
создание упрощенной схемы вулкана.
метапредметные
умение находить в разных источниках и анализировать информацию;
умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать и составлять схемы.
- Тип урока:урок открытия новых знаний
- Формы работы учащихся:коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная, парная.
- Необходимое техническое оборудование:персональный компьютер, телевизор, звуковые колонки.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | |||
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся | ||||
1.Организационно - мотивационный этап урока | |||||
Подготовка класса к уроку. Определение темы урока и цели урока | Внимание! Проверь, Готов ли ты начать урок! Все ли на месте? Все ли в порядке: Учебник, ручки и тетрадки? Ведь девиз у нас такой : Все, что надо - под рукой! Сядьте правильно все за парты свои, Ведь урок географии начинаем мы! -Ребята, о чём мы с вами говорили на нашем последнем уроке? (О внутреннем строении Земли). Проверочный тест «Слои твердой Земли». Земные н - Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли. И сегодня, ребята, я вам предлагаю совершить увлекательное путешествие в глубины литосферы. А начнём мы со знакомства с процессами, происходящими в земной коре, а с какими именно, вам предстоит сейчас узнать, отгадав следующие загадки. 1. Носит бабка Снежную шапку Каменные бока, Закутанные в облака. (гора) 2. В огне горы родился – От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал. (дым) 3. Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю. (огонь) 4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова-отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан) - Скажите, а что вы знаете о вулканах? -Достаточно ли тех знаний о вулканах, которые у вас имеются? (Нет). -Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? | Обучающиеся готовят своё рабочее место. Обучающимся знакомятся с раздаточным материалом. Отвечают на вопрос. Выполняют тест, проверяют.(оценочные листы). Отгадывают загадки, с помощью которых пытаются определить тему урока. Отвечают на поставленные вопросы и указывают объекты «вулканы», возможно, назовут «гейзеры». Называют явление «извержение вулканов». Тема урока: Вулканы Земли. Делятся своими познаниями. - Вспоминают и дают ответы на вопросы. Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы Учащиеся пытаются сформулировать цель урока: - Изучить вулканы. | Учебно- познавательный интерес к географии. Понимание роли и значения географических знаний. | ||
Формулирование задач урока | - Ребята, как же нам достигнуть с вами поставленной цели? Что значит «изучить вулкан»? - | Возможные ответы школьников: 1.Что такое вулкан, как он устроен? 3.Какие вулканы называются действующими, а какие - потухшими? 4.Где в мире и в России располагается большинство вулканов? 5.Почему гейзеры относятся к вулканическим проявлениям? | Формулируют 1 задачу: узнать, что такое вулкан и изучить его строение Формулируют 2 задачу: ознакомиться с видами вулканов Формулируют 3 за- дачу: Определить проявления вулканизма. | ||
2.Процессуально - содержательный этап урока | |||||
Актуализация знаний. Изучение нового материала. 1.Что такое вулкан и каково его строение. | -Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»? - Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»? - Давайте сами попробуем дать определение слову «вулкан». - А теперь сравните свое определение с определением, которое дано в учебнике в словаре терминов (стр. 153). - Далее, что нам предстоит выяснить? (Строение вулкана) - Сейчас я предлагаю посмотреть видеосюжет, после которого вам предстоит выполнить задание. Внимательно смотрим. Задание 1. Рабочая тетрадь стр. 19 «Нарисуй схему строения вулкана», пользуясь учебником на стр.35. Задание.2 «Найди свою пару» - на закрепление частей вулкана : кратер, жерло, магма, лава. - Итак, узнали мы свами, что такое вулкан? (да) - Определили строение вулкана? (да) - Решили первую задачу урока?(да) | Выслушивают сообщение одноклассника. Высказывают предположения, версии. Дают свои определения понятию..Высказывают свои предложения по дополнениям к формулировке определения. Смотрят видеосюжет «Строение вулкана». Выполняют рисунок в рабочей тетради «Строение вулкана», обозначая части вулкана. Четыре пары: «понятие-определение» выходят к доске и и дают определение своей части вулкана и демонстрируют ее на экране указкой. Оценивают работу – оценочный лист. Отвечают на вопросы. | Интеграция знаний с уроков истории и литературы. Учебно-познавательный интерес к природному явлению. Сравнивают его с определением в словаре, Находят допущенные ошибки в определении, дают оценку по совпадению. Составляют смысловые пары. Анализируют изученный материал. | ||
2.Вулканы мира. | - Переходим к решению второй задачи урока- выясняем какие же бывают вулканы? - Оказывается, ребята, что вулканы различаются не только по форме, но и по активности. Задание по рядам по типам восприятия информации (модальность)- Применение технологии «Индивидуальный стиль учебной деятельности». 1 ряд-аудиалы-Просмотр видеосюжета « Типы вулканов по форме», заполнение схемы.Найдите эти вулканы в атласе и покажите на карте полушарий.(Везувий, Этна, Эльбрус, Гавайские острова, Гекла) 2 ряд-визуалы- Работа с учебником «Виды вулканов по активности» стр. 36-37, заполнение схемы.Найдите эти вулканы в атласе и покажите на карте полушарий.(Льюльяйяко, Ключевская Сопка, Шивелуч) 3 ряд-кинестетики»- Практическая работа «Собери вулкан» ,найдите его в атласе и покажите на карте полушарий. (подсказка-высота вулкана 5895 м). - Итак, ребята, какую задачу вы решали, выполняя последнее задание? (вторую задачу- Определение типоввулканов. Молодцы! | Учащиеся выполняют задания индивидуально. После завершения работы представители от каждого ряда выходят к карте полушарий и показывают местоположение вулканов. Учащиеся каждого ряда заполняют оценочные листы. Отвечают на вопрос. Делают выводы. | Отслеживают правильность выполнения своей работы. Дают ценку. | ||
3.Физкультминутка. | - Ребята, вы устали? Пришло время отдохнуть. Мы вулканы изучали И немножечко устали И поэтому вот тут Просто надо отдохнуть Встали из-за парт все дружно Нам вулкан представить нужно: Мы на кратер посмотрели Всю подошву рассмотрели Левый склон и правый склон До чего вулкан силен! Покружили головой Не пора ли нам домой? Потянулись вверх, друзья Пробежались, развернулись все кругом И работать вновь начнем! | Выполняют движения . | Отдыхают, повышают эмоциональный настрой на продолжение урока. | ||
4. Проявления вулканизма. | - Нам осталось решить последнюю задачу нашего урока: выяснить ,как же еще может себя проявлять вулкан? Чтобы это выяснить предлагаю вам, ребята посмотреть видеосюжет.(«Гейзеры») - О каком природном явлении шла речь в видеосюжете?(о гейзере) -Что такое гейзер? А чтобы поближе познакомиться с этим уникальным явлением природы предлагаю вам выполнить следующее задание. Задание. Вставить недостающие пропуски в текст, пользуясь текстом учебника на стр. 37- «Проявления вулканизма» (работа в парах). - Выполняя данное задание, какую задачу вы решали? - Верно. Третью. Теперь вы знаете как еще может проявлять себя вулкан. Сейчас, ребята, я вас прошу подсчитать все свои балы за проделанную работу и вывести итоговую оценку за урок в оценочный лист. Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. | Учащиеся смотрят видеосюжет, делают выводы о том, что еще одним проявлением вулканизма является гейзеры. Отвечают на вопросы. Выполняют задание, проверяют. Заносят баллы за работу в оценочный лист. Отвечают на вопросы, анализируют проделанную работу. Подсчитывают балы, выводят итоговую оценку за урок. Подведение итогов. | Анализируют правильность выполнения работы, делают выводы. | ||
4.Рефлексивный этап урока | |||||
5. Рефлексия эмоциональная. | Ребята, перед вами изображение вулкана, на ваших партах лежат флажки разного цвета - розовый, зеленый и желтый. Сейчас я вас прошу выбрать флажок того цвета , который выражает ваше настроение и впечатление от урока. Желтый флажок(подножие вулкана)- урок мне показался длинным и неинтересным. Я работал неактивно. Зеленый флажок(средняя высота вулкана)– иногда во время урока мне было сложно выполнять задания, я старался, но не все получилось. Красный флажок (вершина вулкана)–урок был для меня увлекательным и интересным, я много узнал и многому научился. | Учащиеся выбирают свой флажок и прикрепляют его на вулкан. Анализируют свою деятельность на уроке. Анализируется урок, общий результат. | Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке. | ||
5. Объяснение домашнего задания | |||||
6. Домашнее задание. | Домашнее задание дифференцированное: - Ребята, выберите каждый свое домашнее задание: 1. Прочитать п. 7 , выполнить задание в рабочей тетради на стр. 18, 20 2. Приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере 3. Сделать макет вулкана из пластилина. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока английского языка в 6 классе по учебнику “English V ” И. Н. Верещагина. Тема "Животные в опасности"
Открытый урок английского языка в 6 классе по учебнику "English V" И.Н. Верещагина. Тема "Животные в опасности". Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо. Приемы: "Кластер", "К...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387488-1390288466.jpg)
Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Royal London" «Учебник английского языка для 6 класса»: О.В. Афанасьева и. И.В. Михеева
Обобщающий урок в 6а классе по теме “Royal London”, “Great Britain” ...
разработка к открытому уроку по теме"Животные" к учебнику Spotlight 3 класс
Заключительный урок по теме"Животные".Контрольные задания на правильность употребления глагола to be в настоящем времени единственного и множественного числа....
разработка к открытому уроку по теме"Животные" к учебнику Spotlight 3 класс
Заключительный урок по теме"Животные".Контрольные задания на правильность употребления настоящего длительного времени с глаголом to be единственного и множественного числа....
Методическая разработка открытого урока по английскому языку во 2 классе ( учебник М.З. Биболетовой " Enjoy English")
Навание урока Meet the Brown\'s family. На данном уроке идет закрепление личных местоимений,повторение лексики по темам животные, цвета, семья, вспоминаются глаголы движения. Данный материал может быть...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-689636-1536477652.jpg)
Разработка открытого урока на тему "Природные комплексы Земли". 7 класс
Открытый урок проведен в рамках участимя в конкурсе педагогического мастерства...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/07/picture-640619-1433707649.jpg)
Методическая разработка (открытый урок) по теме «Среды жизни планеты Земля»
Открытый урок «Среды жизни планеты Земля», ориентированный на учащихся 5-х классов, изучающих предмет «Биология»....