Обобщающий урок на тему " ПТК России"
методическая разработка по географии (8 класс)

Колабкина Валентина Васильевна

Разработка урока на тему " ПТК России" предназначена для проведения обобщающего урока после  раздела " Природное районирование", соответствует требованиям ФГОС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_i_sistematizatsii_znaniy.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. ФИО учителя__Колабкина Валентина Васильевна_______________________________________________________________
  2. Дата_23.04.19.______________ Класс_8_____ Предмет__География_________________________     № урока 60_________
  3. Место и роль урока в изучаемой теме: Тема урока изучается после темы_    « Районирование России»_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

  1. Тема урока: _     _____ «ПТК России_»________________________________________________________________________ 
  2. Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
  3. Задачи урока:
  • Образовательные: выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности
  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.
  1. Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений
  2. Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый).
  3. Формы обучения: фронтальная , групповая  ,индивидуальная .
  4. Ресурсы_ Ноутбук, карточки-задания,  карточки -инструкции__________________________________________________________________________________________________

КАРТА УРОКА

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность

ученика

УУД

1

Организационный

этап

Цели:

- подготовка учащихся к работе

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

 Здравствуйте ребята. Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка и горда.
 

Итак, сегодня наша с вами цель: систематизировать полученные знания.           

Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний

Цели:

-контроль знаний учащихся.

Комментирует работу учеников. Задает наводящие вопросы.

ПТК

Природные       Антропогенные

по размерам

Локальные                              Региональные                            Глобальные

Фации (неделимый ПК) природные зоны, области           географическая оболочка

                                                        по зональности

              Зональные                                                                азональные     

Учащиеся работают у доски и на местах выполняют индивидуальные задания

Личностные: оценивание себя и друг друга

Регулятивные: планирование своей деятельности

3

Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимость темы урока.

- Мы изучили одну из самых значимых тем в курсе географии 8 класса. Назовите ее. 

-А для чего надо знать природное районирование нашей страны?

-Мы изучаем природное районирование не только для того, чтобы познать окружающий мир. Нет, знание о нем нужны нам для того, чтобы научиться решать проблемы взаимодействия человека и природы. Каждому из вас, ребята, необходимо уметь охранять природу, но для этого требуется, прежде всего, понять, как она живет и по каким законам развивается. Вы будете учиться действовать самостоятельно, это поможет вам в жизни.

Записывают дату в рабочую тетрадь, определяют тему и цель урока.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: самоопределение (внутренняя позиция ученика).

Регулятивные: целеполагание  -(постановка учебной задачи).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4

Обобщение и систематизация знаний(подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Цели:

- обобщение единичных знаний  в систему

Обсуждение ситуации порождающей проблему.

Игра «Кто внимательнее»

Обучающимся раздаются вырезанные природные районы, по их контурам необходимо определить название района и его географическое положение. Составить словесную характеристику природного района. Предложить классу узнать его по описанию. Показать по физической карте.

- Подумайте, по какому признаку можно разделить эти районы на 2 группы? Обширные равнинные (горные) территории. Какая карта нам поможет? (физическая)

- Составьте из отдельных частей карту природных районов нашей страны. Теперь сравните с картой на стр.150.

- На сколько физико-географических районов разделена территория России? (на семь)

-Назовите самый большой по площади район? (Восточная Сибирь: Средняя Сибирь, Северо-восток Сибири, пояс гор Южной Сибири) См. с.126 учебника.

 Какой самый маленький район? (Крым)

-Что можете о нем сказать?

- Мы с вами стали свидетелями важного исторического события – воссоединения Крыма с Россией!

Оно произошло 18 марта 2014 года?

    Тогда президент России В.В.Путин  в «Обращении к Федеральному собранию Российской Федерации 18.03.2014» сказал:

    «В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время и обстоятельства…»

Отвечают на вопросы учителя.

Участвуют в диалоге, учатся приводить примеры

Познавательные:

анализируя выполнение заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков учебной задачи.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации

Цели:

- обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Организует работу над решением учебной задачи с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений

Природа нашей страны разнообразна и прекрасна. О многих природных особенностях нашей Родины можно говорить в превосходной степени. Величава и красива природы России.

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

- А теперь более подробно повторим региональные ПТК? Что к ним относится.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Узнай по описанию.

По краткой характеристике назови природную зону, покажи ее расположение на карте.

Слайд 1 .
       2) “… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим…» (зона арктических пустынь).

- Какие животные водятся в этой природной зоне?

Слайд 2.

7) Эта природная зона России занимает небольшую территорию, располагаясь узкой полосой на побережье моря. Характерные почвы этой зоны – красноземы. Единственный район России, где выращивают чай и цитрусовые. (субтропики).

Слайд 3.

5) Самое старинное занятие жителей этой зоны – животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкурки – знаменитый на весь мир каракуль. (Пустыня)

  Слайд 4.

4) «…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…»  Автор?

(зона широколиственных лесов).

Слайд 5.

1) Здесь царство холода и снега, бушует  пурга, ветер валит человека с ног. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады.  Все растения имеют карликовый рост. Много ягод. (тундра).

                     - Какие животные водятся в этой природной зоне?
 
Слайд 6.  

 3) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. Территория этой зоны на 80% распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, а также бахчевыми культурами: арбузами, дынями, тыквами. (Степь)

-Какие животные водятся в этой природной зоне?
Слайд 7.  

-Что объединяет этих животных? Подумайте и задайте свой вопрос.

Решают учебные задачи, работают в паре, заполняют листы самооценивания.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.

Познавательные:

Самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат,  выстраивают логическую цепь рассуждений

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цели:

-выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий;

- проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия.

Учитель предлагает учащимся выполнить разноуровневую самостоятельную работу с последующей проверкой.

Проверяет умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний. Формирует умение выявлять ошибки.

Учит составлять алгоритм необходимых действий для недопущения подобных ошибок.

Вы уже знаете, что сейчас стал актуальным отдых в нашей стране.  Составьте небольшое сочинение-рекламу для указанного района. Читайте  инструкцию. Работайте вместе. Не перебивайте товарища.

Русская равнина, Камчатка.

1.Рассмотри карты, (физическую, административную, климатическую, природных зон, тектоническую).

2. Можете начать так: Мы приглашаем вас  поехать   …, Здесь …

Мне бы хотелось увидеть, мне бы хотелось поехать…

Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

7

Итог урока. Рефлексия

Цели:

- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся;

- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Организует обсуждение:

- Какая  была тема урока?

- Какую задачу ставили?

- предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:

- было трудно…

- было интересно…

- я научился…

- у меня настроение…

Беседа о роли географии для природы, человека, общества.

Необходимость охраны природы человеком.

Берегите эти земли,

эти воды,

даже малую былинку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей,

Внутри себя!

Проводит самооценку результата своей деятельности и деятельности всего класса.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий;

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют  критерии для обоснования своих суждений.

8

Информация о домашнем задании

Цели:

-обеспечить  понимание учащимися цели,  содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает инструктаж по домашнему заданию

1.Сократить текст (1часть) на с. 145-146 до 5 предложений.

2.Найти художественное описание природы Русской равнины.

3. Подобрать шарады, ребусы на данную тему.

Записывают в дневники д/з, слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по теме "Регионы России"

Данный урок являетя заключительным при изучении раздела "Регионы России". Форма проведения повторительно-обобщающиающего урока "Урок-путешествие".Предполагает работу в группах.Планируется по...

Обобщающий урок по теме Население России

Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

Обобщающий урок по теме "Население России"

В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

Обобщающий урок по теме "Климат России"

учебно-методический материал...

Обобщающий урок по теме "Европейская Россия"

Урок состоит из трех частей:Тест, в котором на вопрос предложено несколько вариантов ответовСводная таблица по районам Европейской России, в которую необходимо внести основные сведения о районахКратки...

Обобщающий урок по теме "Промышленность России", 9 класс, учебник Домогацких

Задания игры для проверки и обобщение полученнных знаний по теме "Промышленность России", 9 класс...

Методическая разработка повторительно- обобщающего урока по теме «История России XX век»

В разработке представлен материал для повторения курса Истории России XX века. За основу взята популярная телевизионная передача «Своя игра». Цель игры: повторить и обобщить пройденный мат...