Использование творческого поискового характера познавательной деятельности учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФОГС
опыты и эксперименты по географии

Логинова Татьяна Вячеславна

В статье представлено обобщение опыта работы по теме "Использование творческого поискового характера познавательной деятельности учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФОГС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

по теме «Использование творческого поискового характера познавательной деятельности учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФОГС»

                                                                                    «Непосредственный интерес - вот великий двигатель,

                                                                                     Единственный, который видит верно и далеко.

                                                                                    Интерес в педагогической системе является

                                                                                    краеугольным камнем обучения»

                                                                                                                                                         Ж.Ж.Руссо

          Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

             С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  в основной школе задача учителя не только дать знания ученику по географии, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа  универсальных учебных действий, составляющих основу информации. Ко второй – формирование у учеников мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

                В основу моей деятельности при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  положен системно – деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, так как собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая системно – деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть  «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится  источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

                Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. Овладение учениками универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетентностей, включая умение учиться. Кроме того, программа формирования универсальных учебных действий  на ступени основного общего образования конкретизирует требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы по географии. И от того, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения учеников основной школы.

          Работая по проблеме “ Творческий поисковый характер познавательной деятельности учащихся на уроках географии ”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию, творчеству и формированию универсальных учебных действий.

                      При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков, проектную деятельность.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы.

Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродкутивный

рисунок

воображение

сообщение

устная речь, память

чайнворды, кроссворды, ребусы

мышление, память, внимание

игра «термин-понятие»

память, внимание

Частично-поисковый

рассказ с ошибками

внимание, память

составление логических цепочек

внимание, логическое мышление

узнай объект по контуру, фрагменту, описанию

внимание

Исследовательский

путешествие

внимание, память, мышление, воображение

решение географических задач

внимание, логическое мышление

составление образа территории

внимание, память, логическое мышление, воображение

               В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка к познавательному интересу. Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: 6 класс - «Зачем потребовалось вводить масштаб?», «Какие факторы влияют на плотность речной и озёрной систем?», «Как вы можете участвовать в защите природы?», «Куда и как движется твёрдая оболочка Земли?».

2. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.  На своих уроках я использую как готовые схемы, по которым ученики объясняют: «Что автор хотел нам рассказать о данном процессе?» (6 класс «Схема круговорота воды в природе», в 7 классе - «Климатообразующие факторы Африки», в 8 классе – «Взаимосвязь компонентов природного комплекса», в 9 классе – «Отрасли химии»),  либо схемы, которые составляют сами дети (например, в 6 классе «Этапы образования почвы»; в 7 классе - «Формирование населения Северной Америки»; 8 классе при изучении темы «Экономические связи Оренбургской области»).

           Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии как предмете. Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 6 классе по теме «Воды суши: реки и озёра», где главной целью урока является определение особенностей рек и озёр, применяю шаблоны – рисунки видов рек и озёр, которые ученики прикрепляют к доске. Тем самым они осознанно запоминают учебный материал, работают с географической картой.

3. Дидактические игры: “Найди половинку”, “Собери карту”, “Справочное бюро”, “Найди лишнее”, “Крестики - нолики”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай-ка” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

4. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление стихотворений и сказок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся, начиная с 6-го класса выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие проекты, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих проектов, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры некоторых из них:

  • При изучении темы «Погода» в 6 классе собрать материал и защитить мини - проект «Местные признаки предсказания погоды»
  • В конце изучения темы “Южная Америка” в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в континент”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых отразить интересные и опасные стороны природы материка, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия.
  • При изучении темы “Северная Америка” 7 класс с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.
  • С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры   даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему.

Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников. Для дальнейшего развития познавательной и творческой  деятельности учащихся в старших классах применяю усложнённые задания, которые содействует повышению интеллектуального потенциала учеников. Ученики составляют исследовательские  проекты:

  • При изучении темы «Исследования территории России» в 8 классе – «История образования Оренбургской области или Курманаевского  района», «Знаменитые люди края».
  • При изучении темы «Природа и человек» в 8 классе, используя дополнительные источники, необходимо составить описание памятников природы России или Оренбургской области и рассказать о  способах их защиты: с помощью компьютерной презентации,  иллюстраций, исследовательской работы.
  • В 9 классе при изучении темы «Формы расселения и урбанизация» ученики готовят проект «Топонимика Курманаевского района».

Организация  проектной деятельности способствует  созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.

Рамки урока не позволяют в полной мере раскрыть все индивидуальные способности детей, поэтому  я продолжаю эту работу во внеурочное время, на занятиях кружка «Экстрималы». Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для  ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а так же и новые, которые ещё предстоит приобрести. «Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый  результат. Созданные проекты:  «Живи, родник!», «Шум и его влияние на здоровье человека», «Можно ли пить нашу воду?»

Проектная деятельность на занятиях нашего кружка развивает у ребят самостоятельность мышления, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.

5. Использование на уроке дополнительной литературы

          Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

          Например, при изучении Дальневосточного экономического района я зачитываю стихотворение, в котором ученики должны выделить уникальные особенности географического положения, природы и экономики района:

Тут лес, поля, крутые склоны,
Земля с приморскими дубами,
И сосен стройные колонны
Гудят, колеблемы ветрами.
Тут плещутся морские волны
О скалы поднебесных гор.
Они то шумно, то безмолвно
Ведут известный разговор.
Все это мирный твой фасад,
Моя великая страна.
Край рыбой, золотом богат,
Растут над морем города,
И чуть поднимется заря,
Идут суда с пахучим лесом
В заокеанские края,
Где тучи свесились навесом,
В лесах лианы вьются в кольца
И дождь просеян решетом.
При неподкупном свете солнца
Здесь тигры спят глубоким сном.
Геологи в походах дальних
Здесь ищут с оловом руду –
Чтоб из рождений уникальных
Воздвигнуть памятник труду.

                          При объяснении темы “Ветер” в 6 классе я зачитываю детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

         А затем задаю вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

         При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

          Не только я сама нахожу материалы в разнообразных источниках, художественной литературе, но и ребята приносят такие произведения по изученной теме.

6. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Этот город расположен в дельте самой крупной реки Европы в природной зоне пустынь и полупустынь”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы.

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская равнина

Уральские горы

            Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.

Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт атласа составить рассказ о населении материка». Оформляется работа в виде следующей таблицы:

№ страницы

Название карты

Информация о Евразии

7. Ребусы, загадки

Учащиеся 5- 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами, загадками. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Их можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах, при сообщение темы урока.

8. ИКТ технологии

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Трудно создавать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию «географической картины мира». Не случайно в 1967 г. Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно». Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Хотя возможности наших школ ограничены для организации и использования ИКТ в полном объёме и на каждом уроке но, элементы данной технологии применяю, тем самым,   дополняя приёмы и методы технологии развивающего обучения. В кабинете имеются электронные учебники, создана картотека мультимедийных продуктов, презентаций, созданных  учителем и учениками, фильмов, созданных старшеклассниками.

9. Нетрадиционные  уроки

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Другого пути развития познавательных способностей нет. Познавательная активность - это деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Активизировать познавательную деятельность обучающихся, я считаю, позволяет использование нетрадиционных уроков обобщения. Их использование решает целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так же способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. В моём арсенале имеются разнообразные уроки: это и собственные разработки такие как  «Всемирный хоровод», «Крестики-нолики» и другие  (Приложение №3) и  взятые из опыта работы других  учителей-практиков:

6 класс: «Урок-соревнование по теме «Атмосфера», «Путешествие по гидросфере»

7 класс:  игра «Крестики-нолики» по теме Австралия»

8 класс: игра-викторина «Знаешь ли ты свою страну?», КВН по природным зонам; игра «Крестики-нолики» по теме «Крупные природные районы России»

9 класс:  урок-игра «Отрываем своё дело», «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

10 класс: урок-диспут «Глобальные проблемы современности», итоговый урок по теме «Регионы и страны мира», уроки-путешествия по Зарубежной Европе, Азии, Северной Америке, Латинской Америке и т.д..

3. Заключение.

         Использование заданий творческого, поискового характера  в обучении географии позволяет мне достигать определённых результатов:

1. Качество знаний по географии. Анализ результатов мониторинга учащихся за последние три года  свидетельствуют в целом о положительной динамике качества знаний и умений учащихся по географии.

               Успеваемость и качество знаний по годам обучения

2016 – 2017 учебный год

2017 – 2018 учебный год

2018 – 2019 учебный год

Качество знаний

87%

Успеваемость

100%

100%

100%

2. Уровень творческой активности учащихся

Учебные годы

2016 - 2017

2017 - 2018

2018 - 2019

Количество участников конкурсов и соревнований

121

227

230

3. Результатом моей педагогической деятельности являются так же ежегодная  сдача экзамена в форме Государственной итоговой аттестации по географии учениками 9 класса с хорошими результатами:

2016 – 2017 учебный год – 59% качества знаний, 100% успеваемость (17 учеников)

2017 – 2018 учебный год –58% качества знаний, 100% успеваемость (13 учеников)

2018– 2019 учебный год – 75% качества знаний, 100% успеваемость (12 учеников)

4. Познавательная и творческая деятельность ребят развивается и через участие в Международном дистанционном образовательном конкурсе «Олимпис».

Начиная с 2015 года, ребята, имеющие большой интерес к географии отправляют ответы на задания районных конкурсов по краеведению «История Курманаевского района» и в участии в районном конкурсе «Эхо времён», туристических соревнованиях, а для этого им приходится заниматься исследованиями, статистикой, прогнозированием, увлекаются сами и увлекают других ребят.

Целенаправленная работа по развитию поисковой и творческой деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и сформировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях, происходящих в природе.

В памяти всплывают слова знакомого всем вам  учителя  - Василия Александровича Сухомлинского: «Любить можно то, чему отдал частицу своей души». И тут же задаю себе вопрос: «Только ли частицу? Сколько таких кусочков души уже отдано? И сколько ещё предстоит отдать?!»  Любовь к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой, всеобъемлющей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

« Поисково- творческий характер познавательной деятельности учащихся на уроках географии»

Урок основная форма работы в школе, так пошло еще от Яна Амоса Каменского. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее.Перед педагогами стоит вопрос как сделать, чтобы учебный т...

Мастер- класс Краеведческий материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в условиях реализации ФГОС ООО

Методическая разработка для учителей географии дает возможность организовать учебный процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, учитывая региональные и местные условия....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....

«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»

В данной работе представлен опыт использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии....