"Карта источник информации"
рабочая программа по географии (9 класс)

Коптяева Ольга Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС, 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_vneurochka.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по воспитательной  работе

                       __________Мильчакова О.В.

                      __________    2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «Школа № 2» г. Пласта

               __________Репинская С. И.

__________   2016 г.

 «Школа № 2» г. Пласта

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Карта – источник информации»

9 класс

(основное общее образование)

Составитель:

учитель географии

Коптяева Ольга Александровна,

высшая квалификационная категория

                                                                   

г. Пласт

2016 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Карта- источник информации»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание  курса:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесёнными Федеральным законами от 04.06.2014г. №145-ФЗ, от 06.04.2015г. № 68-ФЗ(ред. 19.12.2016))

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. №576, от 28.12.2016г. №1529, от 26.01.2016г. № 38, от 21.04.2016г. №459, от 29.12.2016г. №1677)

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. От 25.12.2014г., в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016г. №422н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. № 1342, от 28.05.2014г. № 598, от 17.07.2015г. №734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067)».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача российской Федерации   от 29.06.2011 №85, Изменений №2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача российской Федерации,  от 25.12.2013г. № 72, Изменений №3. утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача российской Федерации   от 24.11.2015г. №81).

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федирации от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г. №38528).

7. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 09.06.2016г. № 699 «об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2017г. № 42729)

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12. 2015г. №1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).  

Региональный уровень

1.Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

Методические материалы

Региональный уровень

1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 20.06.2016г. №03/5409 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»

2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016г. № 03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области»

3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2016г. № 03-02/2257 «О систематизации работы по реализации Фгос основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области»

4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02.03.2015г. №03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

5. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

6. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов / http://ipk74.ru/news.

7. Инструктивно- методическое письмо  «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году» Министерство образования и науки  Чел. обл. от 06.06.2017 № 1213/5227.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.В. Болотниковой «Познание мира по картам» адаптирована для занятий внеурочной деятельностью. Рассмотрена и одобрена на РМО учителей географии города Пласта.

Реализация программы предполагает использование активных форм и методов обучения: полевые практикумы, ролевые и деловые игры, «мозговой штурм», конкурсы «Знатоков карты», решение занимательных практических задач, организацию научно-исследовательских работ.

Цель курса:

формирование картографического мировоззрения учащихся, получение сведений и знаний о способах отражения окружающего мира;           приобретение практических навыков и умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности; умение анализировать причины географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать географические карты, обобщать полученную информацию, делать самостоятельные выводы.

Задачи курса:

 развивать интерес к картографии, познакомить учащихся с профессией картографа;                                                                                                               дать школьникам более полные знания об особенностях карт, атласов, планов, снимков, и других картографических произведений;                        научить пользоваться картами в повседневной практике;                            ознакомить с приёмами анализа карты и составления их комплексных характеристик. При изучении курса важно помнить, что карты – это не только научные документы, но и элемент культуры человечества.

 Программа «Карта- источник информации» рассчитана на 68 часов. Содержание  курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования  карт. Познание мира по картам представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии и экономике и т.д. Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс может иметь существенное образовательное значение для подготовки к ОГЭ.

2. Планируемые результаты изучения  элективного курса

Повышение интереса к работе с картой; активизация познавательной деятельности; развитие интереса к изучению старинных карт; создание условий для активной творческой деятельности; дальнейшее развитие географического мышления.

Обучающийся  научится:

определять способы изображения объектов и явлений; отличия плана местности от карты; последовательность составления плана местности способом полярной съёмки; понятие о способах съёмки  местности, порядок работы при глазомерной съёмке и барометрическом нивелировании; виды тематических карт; способы картографирования территории; ориентироваться по компасу и солнцу; определять азимут на заданный предмет; выполнять глазомерную съёмку; составлять на основе карт описание объектов; устанавливать характер искажений; читать, анализировать, сопоставлять общегеографические и тематические карты; читать план местности (определять направления, расстояния, объекты); определять азимут на заданные предметы; двигаться по маршруту при помощи заданного азимута; проводить барометрическое нивелирование, определять с помощью анероида высоту точек; характеристику картодиаграмм, картограмм, картосхем, ландшафтных карт.

Обучающийся получит возможность научиться:                                                                  классифицировать  математическую основу карт; способы построения географических карт; значение географических атласов в практической хозяйственной деятельности; строить изолинии, отражать количественные показатели на картодиаграммах, анализировать экономические карты, сопоставлять карты, проводить картографирование своей местности; определять по карте взаимную видимость точек, крутизну склонов; решать по топографической карте экономико-географические задачи; определять географические координаты точек своей местности.

3. Содержание программы

Принимая во внимание краткосрочность элективного курса представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Полезно обсудить с учащимися критерии оценивания самостоятельных работ.

Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.

Картография как наука, ее формы.

История картографии.

Связь картографии с другими естественными и общественными науками.

Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности и современного человека.

Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок(свойства изображения, методы и способы создания, использование)

Тема 2. Топографическая карта.

Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.

Определение по топографической карте координат различных объектов.

Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.

Определение по карте прямоугольных координат объектов.

Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.

Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.

Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.

Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.

Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.

Тема 3. Свойства географической карты.

Занятия необходимо организовать так, чтобы весь теоретический материал закреплялся в ходе решения задач по карте, разнообразных практических работ обучающего характера и самостоятельных работ. В конце темы проводится практическая работа на тему «Простейшие способы составления мелкомасштабных карт». Деление карт по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.

Классификация карт по пространственному охвату.

Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной тематики.

Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристические.

Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические.

Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.

Математический закон построения – важнейшее свойство карты.

Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.

Картографическая проекция: определение; требования, предъявляемые к картографическим проекциям, главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.

Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная, равновеликая, произвольная.

Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллепсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликлиническая, азимутальная).

Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.

Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.

Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол

Тема 4. Приемы самостоятельной работы с картой.

Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.

Тема 5. Географическая карта как источник знаний.

Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий)

Тема 6. Обобщающее повторение.

Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте»

4. Календарно-тематическое планирование

занятия

Раздел/тема

Тема урока

дата

1.

 Введение

Что изучает    картография. 2ч.

2

История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе.

3

Основные виды изображения земной поверхности.

 Топографическая карта. 9ч.

4

Топографические карты и их особенности, аэрофотоснимок, космический снимок.

5

Ориентирование. Азимут.

6

Условные знаки, масштаб.

7

Абсолютная и относительная высота. Нивелир.

8

Изображение неровностей земной поверхности на плане. Профиль.

9

Практическая работа №1Определение направлений, расстояний, азимутов по плану местности.

10

Практическая работа №2 Определение участка местности по заданным условиям.

11

Практическая работа №3

Построения профиля рельефа местности.

12

Обобщающее повторение по теме.

4. Свойства географической карты

13

Классификация карт по пространственному охвату, по содержанию.

14

Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной тематики.

15

Классификация карт по назначению. Типы карт.

16

Географические атласы. Классификация атласов по назначению.

17

Математический закон построения – важнейшее свойство карты.

Определение масштаба. Виды масштабов:

18

Картографическая проекция виды искажений.

19

Виды проекций

20

Географические координаты.

21

Практическая работа №4. Определение географических координат объекта.

22

Практическая работа №5. Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.

23

Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол

24

Практическая работа №6.

Определение по карте расстояний в градусах и километрах.

25

Системы условных знаков.

26

Обобщающее повторение по теме.

Тема 4. Приемы самостоятельной работы с картой.

27

 Обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы.

28

Приемы использования условных знаков карты.

29

Практическая работа №7.

Анализ географической информации.

30

Практическая работа №8.

Анализ географической информации.

31

Практическая работа №9.

Выбор источников географической информации.

Объяснение размещения отраслей хозяйства.

32

Обобщающее повторение по теме.

Тема 5. Географическая карта как источник знаний.

33

Физическая карта мира и ее особенности. Важнейшие географические факты.

34

Карты материков и океанов. Стихийные природные явления. Геоэкологические проблемы.

35

Карты государств и их частей.

Особенности географического положения России.

36

Политическая карта мира.

Определение географических объектов по краткому описанию.

37

Системы условных знаков на тематических картах.

38

Объяснение особенностей географических объектов и явлений по климатической карте.

39

Выявление географических зависимостей и закономерностей по климатической карте.

40

Анализ климатограмм.

41

Практическая работа №10.

Расчёты количественных показателей температуры, давления, осадков по заданным показателям.

42

Практическая работа №11.

Построение графиков и диаграмм.

43

Объяснение особенностей географических объектов и явлений по картам погоды.

44

Объяснение особенностей географических объектов и явлений по карте строения земной коры.

45

Геологическое строение территории Росси.

46

Карта природных зон.

Природные особенности регионов России.

47

Практическая работа №12.

Определение географических объектов по краткому описанию.

48

Экологические проблемы.

Охрана природы. Заповедники.

49

Карта часовых поясов.

50

Практическая работа №13.

Решение задач на определение  поясного времени.

51

Карта народы и плотность населения Мира.

52

Размещение населения по регионам России.

53

Культурно-бытовые особенности народов России.

54

Экономические карты.

Хозяйство России.

55

Анализ географической информации по экономическим картам.

56

Крупнейшие города России.

57

Хозяйственные особенности регионом России.

58

Выявление экономических зависимостей и закономерностей.

59

Определение экономико-географических объектов по краткому описанию.

60

Почвенная карта Мира.

61

Карта Мирового океана.

62

Имена на карте Мира.

63

Обобщение знаний по теме.

Тема 6.

Обобщающее повторение.

64

Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте»

65

Игра - путешествие по «Стране география».

66

«Круглый стол»- презентация проектов.

67

«Круглый стол»- презентация проектов.

68

Обобщающее повторение.

1. Пояснительная записка










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможные источники информации для заполнения экспертного листа

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Компетентность...

Искусственные и естественные источники информации. Носители информации

На уроке даётся представление о понятиях искусственных  и естественных  источниках информации, носителях информации, формируется умение работать с поступающей к нам информацией....

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Географическая карта - особый источник информации урок

Урок построен в рамках системно- деятельностного подхода с учётом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.Базовый учебник. География:  5-6 класс: учебник для учащихся общеобразо...

Географическая карта - особый источник информации.

Рассмотреть разнообразие географических карт на глобусах и плоскости. Познакомиться со свойствами карт, разнообразием их видов....

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...

Урок на тему "Географическая карта - особый источник информации"

Предмет: география Класс: 5 Тема " Географическая карта - особый источник информации"...